Ролевые и деловые игры на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку
В документе преставлены примеры заданий для разработки урока-игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevye_i_delovye_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Игра «Детективы»
Тема: Причастие. Обобщение.
Задание 1.
Агентства должны придумать свои названия с использованием причастий или отглагольных имен прилагательных. Придумать девиз в соответствии с названием.
Придумать отличительную особенность боссу-детективу
Задание 2
Внимание розыск! Найти в ребусе причастие, разобрать его по составу. Время на обсуждение 30 секунд.
Ответы: запутанный, задумывающий, привлекавшийся
Задание 4
На обед к миссис Хадсон! Настало время перекусить. В красочном конверте лежат картинки продуктов, на обратной стороне записаны причастия с пропущенными буквами. Выяснив содержимое холодильника, записать причастия, вставляя н или нн, затем составить рецепт из предложенных продуктов (необязательно использовать все продукты).
Задание 5
Объяснялки. Конкурс проводится, как в игре «Крокодил». Каждое агентство получает карточку с названием произведения и объясняет без слов, какое произведение необходимо отгадать. Используем для объяснения описательный оборот, но нельзя употреблять однокоренные слова. Можно показывать жестами. На выполнение 1 минута. Время пошло! Жюри оценивает не только правильно отгаданное произведение и его автора, но и умение представить загаданное.
Ответы: Ш.Перро «Спящая красавица», А.Грин «Бегущая по волнам», А.Конан Дойл «Пляшущие человечки»
Деловая игра «Редакторы»
Цель работы: в форме деловой игры вырабатывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки, формировать нормы правильной литературной речи, активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
Задание 1.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, прошу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за диктант на слова
Учитель поставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 3.
Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
Ф…стиваль, д…фицит, а…ортимент, а…игнование, д…тектив, р…клама, р…нтабельность.
Задание 4.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел и заказал:
-Шесть порций орфографических ошибок,
-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню (можно пользоваться словарем).
Бульон кури…ый с фр...кадельками.
Котлеты св…ные.
П…льмени.
Шамп…ньоны в яично…масля…ом соусе.
Ко…мпот алыч…вый.
Кисель клюкве…ый.
П…рожное б…сквитное.
Пиро…ки с печ…нкой.
«Молодые учёные-лингвисты»
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов)
• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
З а д. а н. и е. Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?
2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И. М. Подгаецкой.)
3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?
5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
«Вытащи вопрос»
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на карточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс
Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...
Доклад на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка»
Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые и деловые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эфф...
Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"
В данном опыте представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...
Формирование профессиональных компетенций посредством проведения деловой игры на уроке иностранного языка
И воспитание, и образование неразделимы.Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действует воспитательно.Л. Н. Толстой...
Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"
Один из видов ролевых игр - «оживление картин». Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...
Деловая игра на уроках русского языка.
Школьный курс русского языка и литературы предоставляет большие возможности для внедрения современных технологий. Среди различных технологий, которые используются в учебной практике в нашей школе, хоч...
Деловая игра на уроках русского языка.
Что такое современный урок? Как повысить эффективность современного урока русского языка? Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учител...