Ролевые и деловые игры на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Ширшина Анастасия Александровна

В документе преставлены примеры заданий для разработки урока-игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevye_i_delovye_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Игра «Детективы»

Тема: Причастие. Обобщение.

Задание 1.

Агентства должны придумать свои названия с использованием причастий или отглагольных имен прилагательных. Придумать девиз в соответствии с названием.

Придумать отличительную особенность боссу-детективу  

Задание 2

Внимание розыск! Найти в ребусе причастие, разобрать его по составу. Время на обсуждение 30 секунд.

Ответы: запутанный, задумывающий, привлекавшийся

Задание 4 

На обед к миссис Хадсон! Настало время перекусить. В красочном конверте лежат картинки продуктов, на обратной стороне записаны причастия с пропущенными буквами. Выяснив содержимое холодильника, записать причастия, вставляя н или нн, затем составить рецепт из предложенных продуктов (необязательно использовать все продукты).

Задание 5

Объяснялки. Конкурс проводится, как в игре «Крокодил». Каждое агентство получает карточку с названием произведения и объясняет без слов, какое произведение необходимо отгадать. Используем для объяснения описательный оборот, но нельзя употреблять однокоренные слова. Можно показывать жестами. На выполнение 1 минута. Время пошло! Жюри оценивает не только правильно отгаданное произведение и его автора, но и умение представить загаданное.

Ответы: Ш.Перро «Спящая красавица», А.Грин «Бегущая по волнам», А.Конан Дойл «Пляшущие человечки»

Деловая игра «Редакторы»

Цель работы: в форме деловой игры вырабатывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки, формировать нормы правильной литературной речи, активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Задание 1.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прошу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее ноги

В этой пративной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3.

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:

Ф…стиваль, д…фицит, а…ортимент, а…игнование, д…тектив, р…клама, р…нтабельность.

Задание 4.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел и заказал:

-Шесть порций орфографических ошибок,

-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню (можно пользоваться словарем).

Бульон кури…ый с фр...кадельками.

Котлеты св…ные.

П…льмени.

Шамп…ньоны в яично…масля…ом соусе.

Ко…мпот алыч…вый.

Кисель клюкве…ый.

П…рожное б…сквитное.

Пиро…ки с печ…нкой.

«Молодые учёные-лингвисты»

• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов)

• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

З а д. а н. и е. Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?

2. Что общего между капором, капюшоном  и капустой? (По И. М. Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

«Вытащи вопрос»

         Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

    Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

    Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на карточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Доклад на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка»

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые и деловые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эфф...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Формирование профессиональных компетенций посредством проведения деловой игры на уроке иностранного языка

И воспитание, и образование неразделимы.Нельзя воспитывать, не передавая знания,всякое же знание действует воспитательно.Л. Н. Толстой...

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

Деловая игра на уроках русского языка.

Школьный курс русского языка и литературы предоставляет большие возможности для внедрения современных технологий. Среди различных технологий, которые используются в учебной практике в нашей школе, хоч...

Деловая игра на уроках русского языка.

Что такое современный урок? Как повысить эффективность современного урока русского языка? Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учител...