Главные вкладки
Имя существительное (повторение и обобщение изученного)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок-обобщения для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.docx | 990.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное (повторение и обобщение изученного)
Цели и задачи:
- Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное», повторить теоретические сведения о данной части речи, оценить степень усвоения знаний учащимися;
- развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты УУД:
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала
Ход урока
- Оргмомент.
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, проверить, всё ли приготовлено к уроку, настроиться на серьёзную, но интересную работу.
- Вступительное слово.
- Ребята, давайте вспомним, какую часть речи мы изучали на протяжении 3 недель ?
(Имя существительное)
- Сегодня у нас последний урок по изучению имени существительного, и он будет необычным. Мы отправимся в путешествие по стране, которая называется Имя существительное. Давайте вспомним, какие темы мы изучали, и наметим маршрут путешествия. (Разносклоняемые существительные, несклоняемые существительные, существительные общего рода, правописание не с существительными, правописание суффиксов –чик- – -щик-, суффиксов –ек- – -ик- , правописание гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных)
Обозначается флажками на рисунке (карта страны Имя существительное)
- Сегодня нам нужно повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное» и подготовиться к диагностической работе. Запишите тему урока в тетради.
- Повторение морфологических признаков имени существительного.
- Чтобы мы могли успешно отправиться в путь, давайте повторим общие сведения о существительном. Дайте определение имени существительного?
- Каковы морфологические признаки имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)
- У вас на листке нарисована схема, но она не закончена, давайте вспомним, какого рода могут быть имена существительные, и закончим эту схему.(Слайд 2)
- Повторение имён существительных общего рода.
- Итак, мы делаем первую остановку на станции Имена существительные общего рода.
- Внимательно прослушайте текст, ответьте на вопрос в конце текста.
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ КОСТИ ОШИБКИНА
Костя Ошибкин серьезно обиделся:
— Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Ленке Пятеркиной.
— Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она.
— Знаю. Я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена.
Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила:
— Костя, а ты не бываешь зазнайкой?
— Нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол.
Лена пожала плечами и спросила:
— А вы как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова?
(Ответ уч-ся).
- Когда составляем предложение, как покажем, что существительное обозначает лицо женского или мужского рода? (Определение относящееся к существительному и глагол-сказуемое в прошедшем времени поставим в женском или мужском роде).
- Составьте предложение с любыми существительными общего рода. ( Маленький непоседа бегал по комнате. Маленькая сладкоежка прятала конфетку в кармане.)
- Повторение несклоняемых имён существительных.
- Отгадайте, какой будет следующая станция нашего путешествия?
Послушайте стихотворение Аркадия Хайта.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Бродит, бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепиан,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
-Чего не знал поэт? На какой мы сейчас остановимся станции?
Запишите слова правильно и определите их род (1 вариант – первые 10 строчек, 2 вариант – следующие 10 строчек). (Метро – ср.р., кенгуру – м.р., кино – ср.р., пальто – ср.р., кашне – ср.р., шоссе – ср.р., шимпанзе – м.р., кафе – ср.р., домино – ср.р., какаду – м.р., фортепиано – ср.р., пенсне – ср.р.)
- Давайте вспомним типы склонения существительных и дорисуем схему. (Слайд 4) (Работа аналогичная роду существительных, перейти к разносклоняемым существительным) Четыре прямоугольника мы заполнили, а пятый?
- Повторение разносклоняемых имён существительных.
- Итак, следующая станция «Разносклоняемые существительные»
Назовите разносклоняемые существительные. Почему они так называются?
- Какое орфографическое правило связано с правописанием разносклоняемых имён существительных? (Учащиеся вспоминают правило)
- Выпишите разносклоняемые имена существительные и определите их падеж.
- Меняются времена, меняются люди.
- От доброго семени – добрые всходы.
- Нет тяжелее бремени, чем безделье.
- Добрый совет ко времени хорош.
- Не в золоте богатство, а в имени.
- Нет огня без пламени, нет полка без знамени.
(Времена – И.п., мн.ч., от семени – Р.п., бремени – Р.п., ко времени – Д.п., в имени – П.п., без пламени – Р.п., без знамени – Р.п.)
- Физкультминутка.
- Повторение суффиксов имён существительных.
- Мы поговорили о суффиксах разносклоняемых имён существительных, а теперь вспомним и другие суффиксы, изученные нами на уроках. Итак, следующая станция «Суффиксальная».
- Правописание каких суффиксов мы изучили ? Вспомним правило. А теперь, чтобы лучше запомнить, посмотрим видеоролик (начало фрагмента 10:10 мин, конец фрагмента 11:26 мин.)
- А теперь вспоминаем ещё раз правило и заполняем схему (-чик – -щик) . (Слайд 6)
А) Зрительный диктант (демонстрируются картинки на слайдах презентации). Взаимопроверка! (Слайд 7 – 11, 12)
Разведчик, зенитчик, пулемётчик, грузчик, развозчик, барабанщик, каменщик, докладчик, носильщик, перебежчик, стекольщик, фонарщик, забойщик, сварщик, красильщик, летчик.
Б) - Вспоминаем правило правописания суффиксов –ек и –ик и заполняем таблицу. (Слайд 13)
-Распределите по двум колонкам слова (у доски).
/\ /\
Звоночек – звоночка
_________________
_________________
_________________
/ \ / \
Дворик – дворика
_________________
_________________
_________________
Куст..к, кармаш..к, глаз..к, камеш..к, лещ..к, кирпич..к, карандаш..к, бараш..к, бублич..к, билет..к, человеч..к, ореш..к.
В) - А теперь задание следующее: назовите детёнышей животных.
У зайчихи - ………., у волчицы - …………, у медведицы - …………., у верблюдицы - ………, у мыши - ……, у белки - …….. , у индюшки - ……… .
- Почему во всех словах оказался одинаковый суффикс?
- Повторение правописания НЕ с существительными.
- Неслучайно мы включили в наше путешествие эту станцию, потому что ученики допускают много ошибок на это правило. Следующая станция «Не с существительными». Посмотрите на экран и давайте вспомним правило. (Слайд 15)
- Как написать (не) забудки, (не) погода, (не) друг, а враг ? записываем в схеме.
- А теперь закрепим знание этого правила. Списать предложения, раскрывая скобки.( Двое у доски).
- Слепая (не) нависть – плохой советчик. 2) Из всех болезней самая опасная – (не) вежество. 3) Не бросай друга в (не) счастье. 4) Нужно учить (не) рассказом, а работой и показом. 5) Видно (не) ряху по грязной рубахе. 6) Без хлопот и труда растёт (не) рожь, а лебеда.
- Рефлексия.
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Что запомнилось на уроке?
- Какие виды заданий были для вас трудны?
- Возьмите в руки смайлики и оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание.
Заполнить таблицу примерами или выполнить по учебнику упр. 317
- Тест (на 5 мин).
Приложение
Имя существительное (повторение и обобщение)
1.
2.
3. Суффиксы существительных
-щик
4.
______________ ________________
5. НЕ с существительными
Не забудки ( ) не счастье ( ) не друг, а враг ( )
Глазова И.В., МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....
Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Данный урок позволяет :· Систематизировать и обобщить знания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...
Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография
Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Урок-лабиринт."Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6 класс
урок-лабиринт в 6 классе, с помощью которого Вы сможете интересно и познавательно закрепить тему Имя существительное в 6 классе...
Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.
Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах. Урок в контексте требований ФГ...