Имя существительное (повторение и обобщение изученного)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Глазова Инна Владимировна

Урок-обобщения для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное (повторение и обобщение изученного)

Цели и задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное», повторить теоретические сведения о данной части речи, оценить степень усвоения знаний учащимися;
  2. развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты УУД:

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала

Ход урока

  1. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, проверить, всё ли приготовлено к уроку, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

  1. Вступительное слово.

- Ребята, давайте вспомним, какую часть речи мы изучали на протяжении 3 недель ?

(Имя существительное)

- Сегодня у нас последний урок по изучению имени существительного, и он будет необычным. Мы отправимся в путешествие по стране, которая называется Имя существительное. Давайте вспомним, какие темы мы изучали, и наметим маршрут путешествия. (Разносклоняемые существительные, несклоняемые существительные, существительные общего рода, правописание не с существительными, правописание суффиксов –чик- – -щик-, суффиксов –ек- – -ик- , правописание гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных)

Обозначается флажками на рисунке (карта страны Имя существительное)

- Сегодня нам нужно повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное» и подготовиться к диагностической работе. Запишите тему урока в тетради.

  1. Повторение морфологических признаков имени существительного.

- Чтобы мы могли успешно отправиться в путь, давайте повторим общие сведения о существительном. Дайте определение имени существительного?

- Каковы морфологические признаки имени существительного? (Род, число, падеж, склонение)

- У вас на листке нарисована схема, но она не закончена, давайте вспомним, какого рода могут быть имена существительные, и закончим эту схему.(Слайд 2)

  1. Повторение имён существительных общего рода.

- Итак, мы делаем первую остановку на станции Имена существительные общего рода.

- Внимательно прослушайте текст, ответьте на вопрос в конце текста.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ КОСТИ ОШИБКИНА

Костя Ошибкин серьезно обиделся:

— Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Ленке Пятеркиной.

— Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она.

— Знаю. Я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена.

Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила:

— Костя, а ты не бываешь зазнайкой?

— Нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол.

Лена пожала плечами и спросила:

— А вы как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова?

(Ответ уч-ся).

- Когда составляем предложение, как покажем, что существительное обозначает лицо женского или мужского рода? (Определение относящееся к существительному и глагол-сказуемое в прошедшем времени поставим в женском или мужском роде).

- Составьте предложение с любыми существительными общего рода. ( Маленький непоседа бегал по комнате. Маленькая сладкоежка прятала конфетку в кармане.)

  1. Повторение несклоняемых имён существительных.

- Отгадайте, какой будет следующая станция нашего путешествия?

Послушайте стихотворение Аркадия Хайта.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Бродит, бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепиан,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

-Чего не знал поэт? На какой мы сейчас остановимся станции?

Запишите слова правильно и определите их род (1 вариант – первые 10 строчек, 2 вариант – следующие 10 строчек). (Метро – ср.р., кенгуру – м.р., кино – ср.р., пальто – ср.р., кашне – ср.р., шоссе – ср.р., шимпанзе – м.р., кафе – ср.р., домино – ср.р., какаду – м.р., фортепиано – ср.р., пенсне – ср.р.)

- Давайте вспомним типы склонения существительных и дорисуем схему. (Слайд 4) (Работа аналогичная роду существительных, перейти к разносклоняемым существительным) Четыре прямоугольника мы заполнили, а пятый?

  1. Повторение разносклоняемых имён существительных.

- Итак, следующая станция «Разносклоняемые существительные»

Назовите разносклоняемые существительные. Почему они так называются?

- Какое орфографическое правило связано с правописанием разносклоняемых имён существительных? (Учащиеся вспоминают правило)

- Выпишите разносклоняемые имена существительные и определите их падеж.

  1. Меняются времена, меняются люди.
  2. От доброго семени – добрые всходы.
  3. Нет тяжелее бремени, чем безделье.
  4. Добрый совет ко времени хорош.
  5. Не в золоте богатство, а в имени.
  6. Нет огня без пламени, нет полка без знамени.

(Времена – И.п., мн.ч., от семени – Р.п., бремени – Р.п., ко времени – Д.п., в имени – П.п., без пламени – Р.п., без знамени – Р.п.)

  1. Физкультминутка.

  1. Повторение суффиксов имён существительных.

- Мы поговорили о суффиксах разносклоняемых имён существительных, а теперь вспомним и другие суффиксы, изученные нами на уроках. Итак, следующая станция «Суффиксальная».

- Правописание каких суффиксов мы изучили ? Вспомним правило. А теперь, чтобы лучше запомнить, посмотрим видеоролик (начало фрагмента 10:10 мин, конец фрагмента 11:26 мин.)

- А теперь вспоминаем ещё раз правило и заполняем схему (-чик – -щик) . (Слайд 6)

А) Зрительный диктант (демонстрируются картинки на слайдах презентации). Взаимопроверка! (Слайд 7 – 11, 12)

Разведчик, зенитчик, пулемётчик, грузчик, развозчик, барабанщик, каменщик, докладчик, носильщик, перебежчик, стекольщик, фонарщик, забойщик, сварщик, красильщик, летчик.

Б) - Вспоминаем правило правописания суффиксов –ек и –ик и заполняем таблицу. (Слайд 13)

-Распределите по двум колонкам слова (у доски).

/\ /\

Звоночек – звоночка

_________________

_________________

_________________

/ \ / \

Дворик – дворика

_________________

_________________

_________________

Куст..к, кармаш..к, глаз..к, камеш..к, лещ..к, кирпич..к, карандаш..к, бараш..к, бублич..к, билет..к, человеч..к, ореш..к.

В) - А теперь задание следующее: назовите детёнышей животных.

У зайчихи - ………., у волчицы - …………, у медведицы - …………., у верблюдицы - ………, у мыши - ……, у белки - …….. , у индюшки - ……… .

- Почему во всех словах оказался одинаковый суффикс?

  1. Повторение правописания НЕ с существительными.

- Неслучайно мы включили в наше путешествие эту станцию, потому что ученики допускают много ошибок на это правило. Следующая станция «Не с существительными». Посмотрите на экран и давайте вспомним правило. (Слайд 15)

- Как написать (не) забудки, (не) погода, (не) друг, а враг ? записываем в схеме.

- А теперь закрепим знание этого правила. Списать предложения, раскрывая скобки.( Двое у доски).

  1. Слепая (не) нависть – плохой советчик. 2) Из всех болезней самая опасная – (не) вежество. 3) Не бросай друга в (не) счастье. 4) Нужно учить (не) рассказом, а работой и показом. 5) Видно (не) ряху по грязной рубахе. 6) Без хлопот и труда растёт (не) рожь, а лебеда.

  1. Рефлексия.

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Что запомнилось на уроке?

- Какие виды заданий были для вас трудны?

- Возьмите в руки смайлики и оцените свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Заполнить таблицу примерами или выполнить по учебнику упр. 317

  1. Тест (на 5 мин).

Приложение

Имя существительное (повторение и обобщение)

1.

2.

3. Суффиксы существительных

-щик

4.

______________ ________________

5. НЕ с существительными

Не забудки ( ) не счастье ( ) не друг, а враг ( )

Глазова И.В., МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 2 с УИОП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Урок-лабиринт."Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6 класс

урок-лабиринт в 6 классе, с помощью которого Вы сможете интересно и познавательно закрепить тему Имя существительное в 6 классе...

Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.  Урок  в контексте требований ФГ...