Система подготовки 9- классников к итоговому собеседованию
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько ученик
хорошо или плохо усвоил школьную программу, но и то,как он умеет выстраивать высказывания,
доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_9-klassnikov_k_ustnomu_ekzamenu_.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки 9-классников к итоговому собеседованию.
«Первоначальная функция речи – коммуникация.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания».
Л.С. Выготский
Сегодня никто не станет сомневаться в том, что в современном мире умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Именно коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность человека в социуме. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения. Подразумевается, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем является допуском для выпускников девятых классов к государственной итоговой аттестации.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
Как известно, в устном собеседовании четыре задания:
1.Выразительное чтение прозаического текста.
2.Пересказ с включением цитаты.
3.Создание монолога по заданной теме.
4.Участие в диалоге.
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что не каждый к 9 классу умеет бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Использование аудиозаписи стало для отдельных ребят стрессом: теряются, говорят очень тихо. Поэтому, чтобы выпускники чувствовали себя увереннее, нужно вести целенаправленную каждодневную работу в этом направлении, начиная с 5 класса: на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, средствами всех учебных предметов, потому что формирование коммуникативных учебных действий носит метапредметный характер.
Подготовку к собеседованию начинаю параллельно с подготовкой к сжатому изложению, поэтапно, согласно структуре экзамена. Делю класс на смешанные группы по 4человека, все задания вначале отрабатываем внутри групп, а потом слушаем представителей от каждой группы, оцениваем по критериям. Веду учёт: кто читал, кто пересказывал, так как отрабатываем два первых задания сразу. По такой же схеме работаем над заданиями 3,4. У каждого на столе критерии, распечатки алгоритмов ответа, памятки по заданиям, речевые клише.
Задание 1.Выразительное чтение текста.
Здесь важно распределить время (2мин+1мин из 2задания), благо на минуту увеличили подготовку к пересказу.
Начинаем читать с высказывания-цитаты, чтобы понять её смысл и сопоставить с содержанием текста. Затем идёт первичное чтение текста, лучше шёпотом, чётко проговаривая слова. При вторичном чтении работаем над интонацией, паузами, нумеруем микротемы. Выделяем главную и второстепенную информацию в них и записываем ключевые слова. Перечитываем цитату и находим ей место. Третье чтение контрольное. Если не успели определить место цитаты, переносим это задание на пересказ.
Вспоминаем правила выразительного чтения:
• умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
• умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
• хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп чтения средний.
Повторяем интонацию знаков препинания, интонацию предложений с однородными, обособленными, вводными словами.
Все наблюдения проводим на основе текстов из КИМов (см. сборники И.П.Цыбулько, Г.Т.Егораевой и тренируемся в выразительном чтении по критериям. В роли эксперта выступаю вначале я, а позднее учатся оценивать говорение одноклассников и сильные ученики. Каждому распечатываю «Алгоритм подготовки к выразительному чтению»:
1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
4.Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете
убеждать своих слушателей.
4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места
логических пауз и их длительность.
5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое
предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух
использовать правильную интонацию.
7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы правильно вставить цитату в текст (Задание 2. Работа с высказыванием), выполняем упражнение.
Передайте чужую речь разными способами.
«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)
1.В виде предложения с прямой речью.
2.В виде предложения с косвенной речью.
3.В виде предложения с вводной конструкцией.
4.В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о.
5.В виде части предложения.
6.Введите цитату не полностью.
Способы цитирования.
Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитывать фразу без изменений.
1. Если начинать с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
2 Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
3 Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.
4.Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).
Чтобы улучшить выразительность речи, использую образцы художественного чтения: аудиозаписи из хрестоматии по литературе и для сжатого изложения. Даю распечатку текстов изложений, сравниваем своё чтение с образцовым. Так параллельно готовимся и к изложению на ОГЭ.
В начале урока русского языка практикую орфоэпические диктанты, грамматические задания на склонение числительных, так как многие выпускники при чтении и пересказе текста допускают именно такие ошибки, искажают слово даже с готовым ударением, не видят его.
Считаю, над выразительным чтением надо особенно хорошо поработать в 5 – 6 классах, тем более что в учебниках есть специальные упражнения.
Таким образом, основными направлениями работы над выразительным чтением можно считать следующие:
- смысловое (осмысление идеи произведения и донесение ее до слушателя);
- интонационное (специальная работа над компонентами интонации);
- техническое (тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата);
- тренировочное (упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа).
Выпускникам на итоговом собеседовании для работы предлагается научно-публицистический текст. В нем рассказывается о деятельности какой-либо исторической личности или о нашем современнике, гражданине нашей страны, жизнь которого достойна уважения.
Т.А. Долинина в своей статье «К вопросу о подготовке к устному
собеседованию в 9 классе» характеризует особенности структуры таких
текстов, изображает в виде схемы:
представление героя, его главное достижение;
возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен
разрешить/разрешил герой текста;
рассказ об основных делах, достижениях;
память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.
Зная структуру текстов, которые предстоит пересказывать, обучающиеся могут при их чтении предполагать содержание каждой микротемы (рассказ о делах человека или рассказ о том, как оценены его достижения и т.п.). Так легче запомнить содержание и границы микротем.
В задании 3 - 4 учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем назначение типов текстов.
Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:
1.Что изображено на переднем и заднем плане.
2.Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
3.Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
4.Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
5.Каково настроение?
6.Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?
При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и составляем такой план:
1.Экспозиция.
2.Завязка.
3.Развитие действия.
4.Кульминация.
5.Развязка.
6.Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)
Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.
1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
2 группа - расскажите о своём лучшем друге,
3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,
4 группа - расскажите об экскурсии с классом,
5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,
Также важно обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1.Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи.
Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.
Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:
1.Тезис (основная мысль, которая может быть спорной).
2.Доказательства в защиту изложенной мысли.
3.Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
4.Вывод по теме.
Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:
Определи основную мысль высказывания.
Продумай план ответа.
Определи ключевые слова-помощники.
Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
Используй разнообразные синтаксические конструкции.
Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.
Перед учащимися при составлении монологического высказывания и беседе по монологу висит плакат с рекомендациями и требованиями.
Подбираю дидактический материал для тренингов.
В Интернете нашла хорошие материалы учителей – коллег:
- «КИМ устного экзамена в 9классе. Тренировочные варианты итогового собеседования», автор Старкова Т.И.
- Дидактические материалы для подготовки к устной части ОГЭ, автор Меньщикова Н. И. В каждой работе по 15 вариантов. Понравилась интересная и разнообразная для ребят тематика фотографий, можно разрезать на карточки и использовать на уроках, внеурочных занятиях.
Задание 4. Диалог.
В диалоге большую роль играет экзаменатор-собеседник, его умение эмоционально расположить к беседе ученика, стимулировать его речевую деятельность, создать комфортные психологические условия. Знакомимся с критериями оценки, с алгоритмом выполнения задания.
Алгоритм выполнения:
1.Выслушать вопрос. Определить ключевое слово вопроса.
2.Исключить односложный ответ: «да», «нет», «конечно».
3.Сформулировать полный ответ, используя сложноподчиненные предложения с союзами: потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п
4.Ввести в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторить, не «мямлить», не делать длинных пауз, избегать слов-паразитов.
В парах упражняемся в составлении подготовленных и неподготовленных диалогов (учитель даёт тему после выхода собеседников к доске), используя раздаточные материалы КИМ.
К числу типичных ошибок 4 задания можно отнести односложные ответы девятиклассников на вопросы экзаменатора-собеседника.
Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
Что нужно знать о порядке проведения экзамена
️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.
️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.
️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.
️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.
️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.
️ Спецификацию и кодификатор итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.
Литература:
1.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
2.Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. - Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
3.Егораева Г.Т. ОГЭ Русский язык.Тренажёр. Итоговое собеседование для выпускников основной школы.-М.: Издательство «Экзамен»,2919г.
4.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2018 г.
5.Русский язык и литература, 5-9 класс. Средства и приемы выразительной речи. Составитель М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007 г.
6.Черкасова Л.Н. Русский язык. ОГЭ-2022. Итоговое собеседование. Сдаём без проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...
Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .
Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....
«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»
ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ...
«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»
ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ...
«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»
Опыт работы по теме «Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»...
Подготовка к ОГЭ и итоговому собеседованию
1)Формировать умение работать с текстом и находить верные ответы на вопросы ОГЭ2 Обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике.3 Воспитывать люб...
Материалы для подготовки к устной части (итоговому собеседованию) по русскому языку в 9 классе
В помощь учителю. Варианты устного собеседования по русскому языку в 9 классе...