Открытый урок «Союз как часть речи»,7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи».
Урок русского языка по теме «Союз как часть речи» был проведён в 7 классе.
Тип урока: комбинированный несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, наглядный материал, учебник русского языка М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.., карточки с заданием, лист самооценки.
Общедидактическая цель урока - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих,коммуникативных способностей учащихся через индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Союз как часть речи».
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
- расширение понятия о союзе, развитие умения распознавать в предложениях и текстах союзы, выявлять их функцию.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающейся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
- воспитание на основе учебного материала чувства любви к родным и близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_03.03.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
#1054;рганизационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашего урока. Ребята присаживайтесь на свои места. Желаю вам хорошего настроения и активного участия на уроке.
Слайд 2
Откройте,пожалуйста, тетради, запишите число 3 марта, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.Создать проблемную ситуацию. Подвести к определению темы урока, целей и задач.
- Ребята, на предыдущих уроках мы изучили «Предлоги», я вас попросила к сегодняшнему уроку подготовить по 1 вопросу по пройденной теме. Кто-то из вас побудет в роли учителя, задаст другому вопрос и оценит ответ.
- Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Затрудняетесь пока ответить. Ну хорошо. Тогда дам вам подсказку.
Слайд 3
Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. Назовите орфограммы в словах.
Солнце озарило южный замок.
Посмотрите в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Такой приём называется в поэзии акростих. Может кто-то угадает главное слово нашего урока.
- О чем мы будем говорить?
- Что нам необходимо выяснить?
Слайд 4
Запишите тему «Союз как часть речи»
- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить? - узнать о роли союза как служебной части речи,
А задачи? уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.
3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения.
Давайте познакомимся с этимологией слова «Союз».Как возник термин союз. Об этом приготовила сообщение Карина.
Итак, какую же роль выполняет союз? Служит для связи.
«Лингвистический эксперимент»
Ребята, посмотрите у вас на партах лежит карточка с текстом. Кто автор текста? Знакомо ли вам его имя? Тогда сейчас о нём расскажет Диана Калашникова.
Слайд 5
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Прочитаем текст. Какая тема и главная мысль текста?
Теперь самостоятельно выделите грамматические основы, найдите союзы и выделите их, заключив в овал.
- Что связывает союз во 2-ом предложении? (части слож. предл.)
- Для чего используется союз в 4 и 5-ом предложениях?
Сделайте вывод по своим наблюдениям, что мы узнали о союзе.
#1069;тап построения проекта выхода из затруднения
Обратимся снова к тексту.
- Посмотрите можно ли определить лексическое значение у союзов? (Нет)
- Можно ли к ним задать вопрос? (Нет)
- Являются ли союзы членами предложения? (Нет)
- Можно изменить? неизменяемая часть речи
Теперь хорошо Подумайте,чем же союз отличается от предлога?
- Ребята, давайте прочитаем в учебнике правило и проверим, так ли мы с вами определили? Работа с учебником: чтение правила на стр.32 .
Что нового вы узнали о союзе?(простые, составные, сочинительные, подчинительные)
- Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Теперь двайте наши выводы о союзе запишем в схему.- кластер. –«солнышко».
Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем?
Составление кластера на доске и в тетрадях.
Слайд 6
#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Давайте ещё понаблюдаем за союзами, обратимся к упр.357 стр.147.
- Спишите текст, объясните выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Заключите союзы в овал.
– Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении?
(Проверка по эталону)
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
Слайд 7
Предлагаю выполнить тест по теме урока «Проверь себя». Эти тесты лежат у вас на столах. Сразу подпишите свою работу.
Тест.
1. В русском языке есть ____________- и служебные части речи.
#1057;лужебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________.
4. Союзы бывают _______________________________________________.
5. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
6. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:
1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте всё ли он сделал правильно. Но и конечно оцените. В конце урока всё сдать мне.
Слайд 8
#1069;тап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. (Изучить что такое союз как часть речи). Мы справились с этой задачей? Да.
Оцените свою работу, продолжите предложение.
Слайд 9
Слайд 10
Задаёт домашнее задание:
А домашнее задание у нас будет следующее. Перепишите себе в тетрадь два предложения. Подумайте чем отличаются эти одинаковые слова? Какой частью речи являются и какую роль выполняют?
Урок окончен. Спасибо за работу.
Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи».
Урок русского языка по теме «Союз как часть речи» был проведён в 7 классе.
Тип урока: комбинированный несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, наглядный материал, учебник русского языка М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.., карточки с заданием, лист самооценки.
Общедидактическая цель урока - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих,коммуникативных способностей учащихся через индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Союз как часть речи».
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
- расширение понятия о союзе, развитие умения распознавать в предложениях и текстах союзы, выявлять их функцию.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающейся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
- воспитание на основе учебного материала чувства любви к родным и близким людям.
Соблюдены были все структурные компоненты урока: открытие новых знаний
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
3. Актуализация знаний
#1055;остановка цели и задач урока.
5. Первичное освоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Первичное закрепление.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
На уроке я использовала педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка:
-игровые (игра «Отгадай слово», загадка «Вопрос ответ», «Продолжи фразу»);
- индивидуальное обучение; Лингвистический эксперимент»
- технология сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- РКМЧП (составление кластера «солнышко», «лингвистический эксперимент» );
- ИКТ. (ИКТ использовались для повышения продуктивности урока, активизации процесса обучения. Использованный на уроке презентационный материал позволил в наиболее доступной форме усвоить материал урока.)
Для активизации учебно-познавательного процесса на уроке я использовала следующие методы:
словесные ,наглядные ,методы стимулирования и мотивации учащейся(поощрение, похвала, создание ситуации успеха), методы контроля и самоконтроля, проблемный, частично поисковый, исследовательский.
На уроке знания не предлагала в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно учащимся. Ученики рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Для отработки общеучебных и специальных умений и навыков я использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, которые помогли избежать монотонности и стимулировали познавательный интерес.
В процессе урока формировались следующие блоки УУД:универсальные учебные действия
Предметные
- научиться находить союзы, определять их функцию и правильно расставлять знаки препинания, употреблять союзы в речи в зависимости от коммуникативных целей.
Личностные
- формирование внутренней позиции школьника, самоопределение.
- формирования устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической и творческой деятельности.
- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Познавательные
1. Свободное восприятие и понимание текста.
- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования союза как служебной части речи.
2. Поиск и извлечение необходимой информации из разных источников и их переработка. (учебник, интернет..)
Регулятивные
- осознавать саму себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- слушать и понимать .
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.
Все этапы урока были тесно взаимосвязаны. Итогом урока стала рефлексия учащихся.Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащейся оцениваю как доброжелательный. Урок достиг поставленной цели, задачи были выполнены.
3 марта 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.
Об Ушинском принято говорить, прибавляя слова «великий» и «основоположник». Именно с него началась в России педагогика как наука. Он часто шел против устоявшихся обычаев, на практике доказывая свою правоту.
Константин Дмитриевич Ушинский прожил всего 47 лет, но успел убедить всех, что воспитание и образование ребенка – не рутина, а творческая задача. И решение ее невозможно без знаний о том, как развивается человек, когда и с чего начинать обучение, на какие детские особенности обращать внимание, чтобы процесс познания не наскучил и принес пользу.
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. К.Д. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работы – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Именно в честь празднования юбилея со дня рождения Константина Дмитриевича Президентом РФ 2023 год был объявлен годом Педагога и наставника.
Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо развивать активное внимание детей, воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения.
По сей день все идеи и учения Константина Дмитриевича актуальны, они привлекают внимание прогрессивных учителей всего мира. Современная Россия, как никогда прежде, остро нуждается в подобных Ушинскому педагогах, которые смогут «взрастить в человеке человека и только потом – специалиста».
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Наше Отечество
1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.
(Константин Дмитриевич Ушинский)
Тест «Проверь себя»
1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.
2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.
3. Союзы бывают __________________________________________________________.
4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:
1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Тест «Проверь себя»
1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.
2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.
3. Союзы бывают __________________________________________________________.
4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:
1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Тест «Проверь себя»
1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.
2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.
3. Союзы бывают __________________________________________________________.
4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:
1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.
2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.
3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:
1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.
2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.
3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"
Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...
Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс
Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...
схема конспекта урока союз как часть речи
схема конспекта урока...
Урок "Союз как часть речи"
Урок русского языка...
План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)
План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)...
Презентация к уроку "Союз как часть речи"
Представлена презентация на тему: "Союз как часть речи". Ви ней предусмотрено повторение изученного, новый материал предполагает активную работу учащихся для самостоятельного рассмотрения но...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...