Открытый урок «Союз как часть речи»,7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

 Каргаполова Ксения Геннадьевна

Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи».

Урок русского языка по теме «Союз как часть речи» был проведён в 7 классе.
Тип урока: комбинированный несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, наглядный материал, учебник русского языка М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.., карточки с заданием, лист самооценки.

Общедидактическая цель урока - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих,коммуникативных способностей учащихся через индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные: 
- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Союз как часть речи». 
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
- расширение понятия о союзе, развитие умения распознавать в предложениях и текстах союзы, выявлять их функцию.

Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающейся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
- воспитание на основе учебного материала чувства любви к родным и близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_03.03.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

#1054;рганизационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашего урока. Ребята присаживайтесь на свои места. Желаю вам хорошего настроения и активного участия на уроке.

Слайд 2

Откройте,пожалуйста, тетради, запишите число 3 марта, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.Создать проблемную ситуацию. Подвести к определению темы урока, целей и задач.

- Ребята, на предыдущих уроках мы изучили «Предлоги», я вас попросила к сегодняшнему уроку подготовить по 1 вопросу по пройденной теме. Кто-то из вас побудет в роли учителя, задаст другому вопрос и оценит ответ.

- Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Затрудняетесь пока ответить. Ну хорошо. Тогда дам вам подсказку.

Слайд 3

Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. Назовите орфограммы в словах.

Солнце озарило южный замок.

Посмотрите в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Такой приём называется в поэзии акростих. Может кто-то угадает главное слово нашего урока.

- О чем мы будем говорить?

- Что нам необходимо выяснить?

Слайд 4

Запишите тему «Союз как часть речи»

- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить? - узнать о роли союза как служебной части речи,

А задачи? уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.

3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения.

Давайте познакомимся с этимологией слова «Союз».Как возник термин союз. Об этом приготовила сообщение Карина.

Итак, какую же роль выполняет союз? Служит для связи.

«Лингвистический эксперимент»

Ребята, посмотрите у вас на партах лежит карточка с текстом. Кто автор текста? Знакомо ли вам его имя? Тогда сейчас о нём расскажет Диана Калашникова.

Слайд 5

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Прочитаем текст. Какая тема и главная мысль текста?

Теперь самостоятельно выделите грамматические основы, найдите союзы и выделите их, заключив в овал.

- Что связывает союз во 2-ом предложении? (части слож. предл.)

- Для чего используется союз в 4 и 5-ом предложениях?

Сделайте вывод по своим наблюдениям, что мы узнали о союзе.

#1069;тап построения проекта выхода из затруднения

Обратимся снова к тексту.

- Посмотрите можно ли определить лексическое значение у союзов? (Нет)

- Можно ли к ним задать вопрос? (Нет)

- Являются ли союзы членами предложения? (Нет)

- Можно изменить? неизменяемая часть речи

Теперь хорошо Подумайте,чем же союз отличается от предлога?

- Ребята, давайте прочитаем в учебнике правило и проверим, так ли мы с вами определили? Работа с учебником: чтение правила на стр.32 .

Что нового вы узнали о союзе?(простые, составные, сочинительные, подчинительные)

- Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Теперь двайте наши выводы о союзе запишем в схему.- кластер. –«солнышко».

Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем?

Составление кластера на доске и в тетрадях.

Слайд 6

#1069;тап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Давайте ещё понаблюдаем за союзами, обратимся к упр.357 стр.147.

- Спишите текст, объясните выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Заключите союзы в овал.

– Ребята, прочитайте предложения, выделите грамматическую основу, составьте схему. –Какую роль играет союз в каждом предложении?

(Проверка по эталону)

7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Слайд 7

Предлагаю выполнить тест по теме урока «Проверь себя». Эти тесты лежат у вас на столах. Сразу подпишите свою работу.

Тест.

1. В русском языке есть ____________- и служебные части речи.

#1057;лужебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________.

4. Союзы бывают _______________________________________________.

5. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.

6. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте всё ли он сделал правильно. Но и конечно оцените. В конце урока всё сдать мне.

Слайд 8

#1069;тап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. (Изучить что такое союз как часть речи). Мы справились с этой задачей? Да.

Оцените свою работу, продолжите предложение.

Слайд 9

Слайд 10

Задаёт домашнее задание:

А домашнее задание у нас будет следующее. Перепишите себе в тетрадь два предложения. Подумайте чем отличаются эти одинаковые слова? Какой частью речи являются и какую роль выполняют?

Урок окончен. Спасибо за работу.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи».

Урок русского языка по теме «Союз как часть речи» был проведён в 7 классе.
Тип урока: комбинированный
несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, наглядный материал, учебник русского языка М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.., карточки с заданием, лист самооценки.

Общедидактическая цель урока - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих,коммуникативных способностей учащихся через индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока.
Образовательные:
- организация деятельности по активизации раннее усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Союз как часть речи».
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
- расширение понятия о союзе, развитие умения распознавать в предложениях и текстах союзы, выявлять их функцию.

Развивающие:
- создание условий для развития творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающейся.
- развитие умения учиться.
Воспитательные:
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к русскому языку и литературе, другим видам искусства.
- воспитание культуры общения.
- воспитание на основе учебного материала чувства любви к родным и близким людям.
Соблюдены были все структурные компоненты урока: открытие новых знаний
1. Организационный этап.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний

#1055;остановка цели и задач урока.
5. Первичное освоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Первичное закрепление.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
На уроке я использовала педагогические технологии, направленные на развитие личности ребенка:

-игровые (игра «Отгадай слово», загадка «Вопрос ответ», «Продолжи фразу»);
- индивидуальное обучение;
Лингвистический эксперимент»
- технология сотрудничества;
- технология проблемного обучения;

- РКМЧП (составление кластера «солнышко», «лингвистический эксперимент» );
- ИКТ. (ИКТ использовались для повышения продуктивности урока, активизации процесса обучения. Использованный на уроке презентационный материал позволил в наиболее доступной форме усвоить материал урока.)
Для активизации учебно-познавательного процесса на уроке я использовала следующие методы:
словесные ,наглядные ,методы стимулирования и мотивации учащейся(поощрение, похвала, создание ситуации успеха), методы контроля и самоконтроля, проблемный, частично поисковый, исследовательский.
На уроке знания не предлагала в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно учащимся. Ученики рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Для отработки общеучебных и специальных умений и навыков я использовала разнообразные формы организации познавательной деятельности, которые помогли избежать монотонности и стимулировали познавательный интерес.
В процессе урока формировались следующие блоки УУД:универсальные учебные действия
Предметные

- научиться находить союзы, определять их функцию и правильно расставлять знаки препинания, употреблять союзы в речи в зависимости от коммуникативных целей.
Личностные
- формирование внутренней позиции школьника, самоопределение.
- формирования устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической и творческой деятельности.
- формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Познавательные
1. Свободное восприятие и понимание текста.
- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования союза как служебной части речи.
2. Поиск и извлечение необходимой информации из разных источников и их переработка. (учебник, интернет..)
Регулятивные
- осознавать саму себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.
Коммуникативные
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- слушать и понимать .
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

Все этапы урока были тесно взаимосвязаны. Итогом урока стала рефлексия учащихся.Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащейся оцениваю как доброжелательный. Урок достиг поставленной цели, задачи были выполнены.

3 марта 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского.

Об Ушинском принято говорить, прибавляя слова «великий» и «основоположник». Именно с него началась в России педагогика как наука. Он часто шел против устоявшихся обычаев, на практике доказывая свою правоту.

Константин Дмитриевич Ушинский прожил всего 47 лет, но успел убедить всех, что воспитание и образование ребенка – не рутина, а творческая задача. И решение ее невозможно без знаний о том, как развивается человек, когда и с чего начинать обучение, на какие детские особенности обращать внимание, чтобы процесс познания не наскучил и принес пользу.

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. К.Д. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работы – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Именно в честь празднования юбилея со дня рождения Константина Дмитриевича Президентом РФ 2023 год был объявлен годом Педагога и наставника.

Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо развивать активное внимание детей, воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения.

По сей день все идеи и учения Константина Дмитриевича актуальны, они привлекают внимание прогрессивных учителей всего мира. Современная Россия, как никогда прежде, остро нуждается в подобных Ушинскому педагогах, которые смогут «взрастить в человеке человека и только потом – специалиста».

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Наше Отечество

1. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. 2. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. 3. Родиной мы зовём её, так как в ней мы родились. 4. В ней говорят родным и понятным нам языком. 5. Родина защищает и бережёт нас от всяких врагов. 6. Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

(Константин Дмитриевич Ушинский)

Тест «Проверь себя»

1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.

2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.

3. Союзы бывают __________________________________________________________.

4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.

5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Тест «Проверь себя»

1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.

2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.

3. Союзы бывают __________________________________________________________.

4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.

5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Тест «Проверь себя»

1. В русском языке есть ______________________и ____________________части речи.

2.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется___________________________.

3. Союзы бывают __________________________________________________________.

4. Укажите предложения, в которых союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.

5. Укажите предложения, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"

Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Урок "Союз как часть речи"

Урок русского языка...

План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)

План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)...

Презентация к уроку "Союз как часть речи"

Представлена презентация на тему: "Союз как часть речи". Ви ней предусмотрено повторение изученного, новый материал предполагает активную работу учащихся для самостоятельного рассмотрения но...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...