Из опыта работы: Методы подготовки обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию.
материал по русскому языку (9 класс)
Из опыта работы: Методы подготовки обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_metody_podgotovki_obuchayushchihsya_9_klassa_k_itogovomu_sobesedovaniyu.docx | 355.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: Методы подготовки обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
- правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знать особенности диалогической и монологической речи;
- строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Подразумевается, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем является допуском для выпускников девятых классов к государственной итоговой аттестации. Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с включением цитаты;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
❖ Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 20.
❖ Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
На первый взгляд кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показывает, что при выразительном чтении вслух ученики допускают орфоэпические ошибки даже в тех словах, в которых стоит знак ударение. Наблюдаются искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической речи. Допускают грамматические ошибки при склонении имён числительных. Пересказ текста с включением цитаты для учеников оказался сложным. При выполнении данного задания детьми допускаются фактические и логические ошибки, неправильно используют способы цитирования в речи. При создании монологического высказывания у детей возникают следующие трудности - маленький объём монологического высказывания (не менее 10 фраз), большое количество неоправданных пауз в речи, учащимся сложно непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту (в то время как высказывание предполагает 3 минуты).
С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги – испытывают трудности в выборе своих ответов, дают односложные ответы на вопросы собеседника.
Как же эффективно организовать работу на уроках русского языка и литературы, чтобы на итоговом собеседовании в 9 классе школьники могли показать положительный результат?
Итак, 1 задание итогового собеседования – выразительное чтение текста вслух, время на подготовку выразительного чтения дается до 2 минут. При оценке чтения вслух учитывается соответствие интонации пунктуационному оформлению текста и соблюдение темпа речи.
Вспоминаем правила выразительного чтения:
• умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
• умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
• хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп чтения средний.
Повторяем интонацию знаков препинания, интонацию предложений с однородными, обособленными, вводными словами.
Все наблюдения проводим на основе текстов из КИМов. В роли эксперта выступаю вначале я, а позднее учатся оценивать говорение одноклассников и сильные ученики. Каждому распечатываю «Алгоритм подготовки к выразительному чтению»:
1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Чтобы улучшить выразительность речи, использую образцы художественного чтения: аудиозаписи для сжатого изложения. Даю распечатку текстов изложений, сравниваем своё чтение с образцовым. Так параллельно готовимся и к изложению на ОГЭ.
На урока русского языка использую ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ОРФОЭПИЧЕСКИХ ОШИБОК:
Задание 1. Прочитайте отрывок, верно употребив форму числительных.
-В нашем доме более 300 жильцов. С 200 жильцами я хорошо знаком. К 100 из них на праздники приезжали гости.
-На Земле около 500 действующих вулканов. О всех 500 знают ученые-вулканологи, за всеми 500 ведутся наблюдения.
-Поезд с 375 пассажирами отбыл из Челябинска в Санкт-Петербург. У всех 375 пассажиров проверили билеты. Всем 375 пассажирам выдали постельное белье. 375 пассажирам предложили горячий обед. ----Около 190 пассажиров вагона сразу купили чай у проводника.
Задание 2. Просклоняйте числительные: 1640, 391, 156
Задание 3. . Прочитайте приведенные тексты, соблюдая орфоэпические нормы
1).Баба Яга, взглянув в зеркало и убедившись, что она красивее всех, решила занять свой досуг приготовлением целебного снадобья от коклюша. Заглянув в каталог, она взяла с полки бутылку настойки ирисов, откупорила её и отлила в кастрюлю, затем достала сушёный щавель, свёклу и жареный арахис, положила все ингредиенты в кастрюлю и долила воды доверху. Затем принялась варить смесь на огне, непрерывно помешивая. «Надеюсь, это снадобье облегчит страдания бедного Горыныча, и мы не будем читать некролог на его похоронах», - подумала старушка и занялась приготовлением тортов к празднику Хэллоуин. Избалованный змей Горыныч ждал, когда Яга ему позвонит, но она не соблаговолила это сделать, поэтому он хотел осведомиться, не готово ли снадобье. Весь день он питался тортами, творогом и сливовым сиропом, хотя у него был договор с врачом соблюдать диету. Чтобы отвлечься от еды, он убрал торты в кухонный стол и увлекся чтением ходатайства одного столяра. Столяр уведомил Горыныча о принятии строгих мер в случае, если змей не оставит в покое все кварталы и не перестанет мешать самолётам спокойно летать в аэропорты.
2) Хочу немного побаловать себя. Что-то давно не пекла тортов. Для торта хорошо бы купить арахис. С арахисом бабушкин торт вкуснее. Многие американцы любят арахисовое масло, а в моей семье предпочитают украинский борщ.
2 задание итогового собеседования – это пересказ прочитанного текста с включением в него высказывания. На подготовку также дается 2 минуты.
Обсуждаем советы для подготовки пересказа:
- еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
- пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
- пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению;
- перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
- заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
- нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Что такое цитаты и способы её оформления на письме и в речи, учащиеся изучают на уроках русского языка. Традиционно считается, что это довольно сложный для школьников материал. Затруднения вызывают пунктуация при цитировании и «перевод» прямой речи (цитаты) в косвенную. Поэтому, несмотря на знание теоретического материала о цитировании, выпускники довольно часто затрудняются в оформлении цитаты на собеседовании. Напомним, каким образом можно использовать цитаты:
- в виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь».);
- в виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.);
- с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь.);
- в виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом «о» (В.М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни.).
Для того чтобы ученики усвоили все возможные способы цитирования, необходима систематическая практика с включением каждого в речевую ситуацию. Каким образом этого достичь? Для этого первоначально повторяем теоретический материал о том, что такое цитата, её назначение и варианты оформления.
После повторения теоретического материала ученики получают карточку с цитатой
Возможна работа в паре
Цитата | Способы цитирования |
«Зверева летала смело и решительно, все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время немногие рисковали подниматься на большую высоту». Константин Константинович Арцеулов «Благодаря издательской и просветительской деятельности Новикова стало пробиваться то, с чем ещё не знакомо было русское просвещённое общество, – общественное мнение». Василий Осипович Ключевский | Прямая речь. Константин Константинович Арцеулов говорил: «Зверева летала смело и решительно, все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время немногие рисковали подниматься на большую высоту». Косвенная речь. Константин Константинович Арцеулов говорил, что «Зверева летала смело и решительно, все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время немногие рисковали подниматься на большую высоту». Косвенная речь. Василий Осипович Ключевский утверждал, что «благодаря издательской и просветительской деятельности Новикова стало пробиваться то, с чем ещё не знакомо было русское просвещённое общество, – общественное мнение». Вводные слова. По словам Константина Константиновича Арцеулова, «Зверева летала смело и решительно, все обращали внимание на её мастерские полёты, в том числе и высотные. А ведь в то время немногие рисковали подниматься на большую высоту». Вводные слова. По мнению Василия Осиповича Ключевского, «благодаря издательской и просветительской деятельности Новикова стало пробиваться то, с чем ещё не знакомо было русское просвещённое общество, – общественное мнение». Прямая речь. «Благодаря издательской и просветительской деятельности Новикова стало пробиваться то, с чем ещё не знакомо было русское просвещённое общество, – общественное мнение», - так говорил известный историк Василий Осипович Ключевский. |
Учащиеся в паре обсуждают варианты цитирования. Затем участник №1, имея перед собой только левую часть карточки (текст цитаты), проговаривает все возможные способы оформления цитаты, а участник №2 проверяет его ответы по правой стороне карточки. Далее учащиеся меняются ролями и проводят аналогичную работу на примере другой карточки. Учитель может вызвать для проверки пару перед всем классом, чтобы убедиться в правильности выполненной работы.
Важно, чтобы пересказ и включѐнное в него высказывание составляли цельный текст , высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание .
Советы
Совет 1
Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок.
Совет 2
Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце. Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).
Т.А. Долинина в своей статье «К вопросу о подготовке к устному собеседованию в 9 классе» характеризует особенности структуры научно-публицистических текстов, изображает в виде схемы:
представление героя, его главное достижение;
возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен
разрешить/разрешил герой текста;
рассказ об основных делах, достижениях;
память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.
Зная структуру текстов, которые предстоит пересказывать, обучающиеся могут при их чтении предполагать содержание каждой микротемы (рассказ о делах человека или рассказ о том, как оценены его достижения и т.п.). Так легче запомнить содержание и границы микротем
Далее продолжаем нашу работу по памятке – алгоритму «Подготовка к пересказу текста».
1.Определить тему текста.
2.Определите основную мысль текста.
3.Выделите микротемы каждой части текста, озаглавьте их.
4.Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
5.Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы.
Постарайтесь сохранить их при изложении.
6.Решите, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Как определить место цитаты?
• Начать с цитаты. Вставьте её сразу перед ответом, использовав любой из способов цитирования (не самый лучший способ!).
• Процитировать фразу после пересказа определенной части текста. По смыслу можно понять, куда лучше подойдет эта цитата, чтобы стать единым целым с текстом (идеально!).
• Закончить пересказ цитатой. После пересказа текста обратитесь к цитате и завершите свою речь именно фразой о том выдающемся человеке, о котором узнали на собеседовании (хорошо, но может быть нелогично!).
3 задание итогового собеседования – это монологическое высказывание, Выпускник может выбрать вариант высказывания: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу. Повторяем типы речи и композицию каждого из них.
Монолог как вид устного высказывания вызывает серьезные затруднения у современных школьников. Поэтому на первых этапах работы по совершенствованию монологической речи использую различные речевые клише, алгоритмы.
Я остановлюсь только на описании фотографии.
1. Пополняем словарный запас синонимами:
Фотография (фотокадр, фотоизображение, фотоснимок, кадр, снимок, фото).
Сфотографировать (сделать снимок, снять на фотокарточку, запечатлеть)
Увидеть (заметить, различить, увидать, усмотреть, углядеть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, ухватить, подсмотреть, застать, рассмотреть)
Изобразить (показать, представить, воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, выразить)
Распечатаем и выучим план описания, речевые клише:
- Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?)
- Кто и в какой момент изображён на фото?
- Где и когда происходят запечатленные на фото события?
- Чем заняты герои? Как они одеты?
- Каково их настроение? Какие чувства выражают их лица?
- Какова окружающая обстановка?
- Ваше мнение о людях на снимке? Ваш вывод из данной ситуации?
- Удачным ли получился фотокадр?
Или:
- Какой момент изображен на фотографии?
- Где, по-вашему, сделана эта фотография?
- Почему была сделана такая фотография?
- Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
- О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
- Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
- Какие детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
- Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Упражняемся в описании фото. Помним о 10 фразах.
Для собеседования предлагаются разнообразные и доступные подросткам темы:
семья (отдых, праздники, ссора, путешествия, семейные реликвии, традиции, домашние животные)
детство (игры, увлечения, хобби, приключения, досуг, книги)
школа (на уроке, школьный кабинет, праздники, любимый предмет, экскурсии, походы, спортивные соревнования, игры, встреча с ветераном войны, известные личности, социальные сети, космос, профессия)
достопримечательности, посещение музея, театра, кино, концерт, музыка, библиотека, читальный зал, описание города, природа, зоопарк и т.д..
Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. где происходит событие, изображённое на фотографии;
3. общее настроение, которое передано на фотографии;
4. впечатления участников фотографии.
Перед нами фотография … (на какую тему?). Одежда людей позволяют думать, что это … (какое время года? укажите детали). Можно предположить, что … (что предшествовало запечатлённому моменту?). Автор снимка запечатлел…… (в какой момент?). В центре фотографии мы видим, как … (что делают ребята?). Подростки … (что делают ?). На них … (что надето?). С собой у них … (что?). Чувствуется, что настроение у ребят … (какое?). Они готовы … (какова их цель?). Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным … (почему?). | Перед нами фотография на тему «В летнем лагере». Одежда людей позволяет думать, что изображенное событие происходит летом. Можно предположить, что запечатлённому моменту предшествовал праздничный концерт, открытие смены в лагере. Автор снимка запечатлел яркий, волнующий момент. В центре фотографии мы видим, как группа ребят решила запечатлеть на память момент, когда все талантливые молодые артисты вместе. На героях надеты яркие костюмы разной тематики. Лица у молодых людей озарены счастливой улыбкой. Чувствуется, что настроение у ребят приподнятое, ликующее. Мне понравился этот снимок. Он дарит зрителям чувства радости и счастья. |
Алгоритмы для построения монолога могут использоваться на уроках по другим предметам, где есть фотографии, репродукции, иллюстрации. Формирование навыка речевого высказывания необходимо школьникам на всех предметах, а в дальнейшем - для успешной социализации.
4 задание итогового собеседования – это участие в диалоге по теме предыдущего задания. В диалоге большую роль играет экзаменатор-собеседник, его умение эмоционально расположить к беседе ученика, стимулировать его речевую деятельность, создать комфортные психологические условия. Знакомимся с критериями оценки, с алгоритмом выполнения задания.
Алгоритм выполнения:
1.Выслушать вопрос. Определить ключевое слово вопроса.
2.Исключить односложный ответ: «да», «нет», «конечно».
3.Сформулировать полный ответ, используя сложноподчиненные предложения с союзами: потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п
4.Ввести в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторить, не «мямлить», не делать длинных пауз, избегать слов-паразитов.
В парах упражняемся в составлении подготовленных и неподготовленных диалогов (учитель даёт тему после выхода собеседников к доске), используя раздаточные материалы КИМ.
К числу типичных ошибок 4 задания можно отнести односложные ответы девятиклассников на вопросы экзаменатора-собеседника.
КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …
ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.
ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.
Подготовка к итоговому собеседованию — это работа не одного года. Начинать ее, на мой взгляд, необходимо уже в начальной школе, требуя полных ответов на поставленные вопросы, включать словесные разминки, высказывания собственного мнения по определенному вопросу, чаще проводить экскурсии в музеи, походы в театры, на выставки, хотя бы виртуальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Особенности подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"
Для учителей математики, работающих в 11 классе....
Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»
В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...
Подготовка учеников 9 классов к итоговому собеседованию в формате ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты изменяют содержание образования, вводят новые формы, современные технологии (новые средства, учебники), идёт оценка ...
Проблема взаимодействия педагогического коллектива при подготовке учащихся 9 класса к итоговому собеседованию
В данной работе рассматривается проблема взаимодействия педагогического коллектива при подготовке учащихся 9 класса к итоговому собеседованию....
Подготовка учащихся 9 класса к итоговому собеседованию
В презентации показаны основные этапв подготовки к устному собеседованию...
Памятка для учащихся 9 класса по итоговому собеседованию по русскому языку
Итоговое собеседование 9 класс...
О подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию в 2019-2020 учебном году
В соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р, проектом приказа Министерства просвещени...