Методическая разработка словарного урока "Без сокровищниц языка нам прожить,друзья,нельзя..."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Преснякова Ирина Николаевна

Проблема обогащения словарного запаса путём приобщения школьников к работе с словарями является  одной из важнейших при овладении языком. Её актуальность отражается  в названии урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

«Без сокровищниц языка нам прожить, друзья, нельзя…»

(название (тема) методической разработки)

Преснякова Ирина Николаевна

    муниципальное бюджетное общеобразовательное

                                     учреждение «Чамзинская средняя общеобразовательная

школа №2»

учитель русского языка и литературы

р. п. Чамзинка, 2021 год

Пояснительная записка

2.1 Тема урока – «Без сокровищниц языка нам прожить, друзья, нельзя…»

Актуальность темы, обоснование её выбора

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы является умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Современному обществу также требуются выпускники, владеющие важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Они должны уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить необходимую информацию из различных источников и обрабатывать её. В связи с этим проблема обогащения словарного запаса путём приобщения школьников к работе с словарями является на данный момент одной из важнейших при овладении языком. Её актуальность отражается и в названии урока.

2.2 Целевая аудитория урока

Класс – 5

Возраст обучающихся – 10-12 лет

2.3 Роль и место урока в системе работы педагога

Словарный урок занимает важное место в учебной деятельности педагога, поскольку служит основой для успешного формирования социально-активной личности.

2.4 Цели и задачи урока

Предметные:

1)формировать умение работать со словарями разных типов; учить  

осознавать роль словарей в жизни человека и общества;

2)на примере биографии В.И. Даля развивать интерес к изучению секретов слова;

3)воспитывать стремление к расширению словарного запаса

Задачи:

1) учить пользоваться правильно словарями и определять их назначение;

2) способствовать обогащению словарного запаса;

3) воспитывать чувство любви к слову

2.5 Планируемые результаты

Личностные: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.6 Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

2.7 Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации, технология критического мышления, цифровая образовательная технология, приём «Верно-неверно», приём «Ассоциативный ряд», приёмы обогащения активного словарного запаса, метод лингвистического эксперимента, метод наблюдения, метод сравнения, метод проектной деятельности.

2.8 Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока, электронная презентация, рабочий лист урока, Словари русского языка, разноуровневые карточки, видеоролик «Владимир Даль и его словарь» (https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI)

.

3.Основная часть

Ход урока

1.Мотивация

– Здравствуйте, ребята. С новым вас утром, с новым вас днем,

Давайте улыбнёмся друг другу. И пусть улыбка, как волшебная палочка, поможет вам легко и радостно трудиться на нашем уроке, ведь он, как и новый день, помогает каждому из вас открывать секреты слова. Тарас Шевченко однажды очень точно сказал: «Ну что, казалось бы, слова… Слова и голос – более ничего. А сердце бьется, оживает, как их услышит». (Слайд 2) Действительно, слово – это величайший дар, данный человеку. С виду оно «малое и незаметное, а дела творит чудесные».  А всё ли вы знаете о слове? Давайте проверим себя. Можете ли вы составить полное описание какого-нибудь слова?

– Конечно, нет. В решении данного вопроса нам тоже поможет одно слово. Мудрое, вечное, главное. Не зря ему посвящён один из праздников, который отмечается в нашей стране 22 ноября. Именно оно спряталось в ребусе, размещённом на слайде. (Слайд 3) Догадайтесь, что же это за слово? И какие бы слова-ассоциации вы бы подобрали к угаданному слову?

– Правильно, словарь. Книга, которая знает всё о словах. О ней мы и будем говорить сегодня.  

– Так, почему же словари называют книгами, которые знают всё и почему человеку без них не обойтись? Почему есть праздник – День словаря? Выскажите свои предположения. (Слайд 4)

           2.Целеполагание

– Всё верно. Тема нашего урока – «Без сокровищниц языка нам прожить, друзья, нельзя»». Прочитайте её внимательно. Каким образом можно сформулировать цель нашего урока? Обсудите ответ на этот вопрос в парах.

–Какие же задачи вы поставите перед собой?

– Да, сегодня мы заглянем в мир слова, чтобы больше узнать о словарях русского языка, понять их важность в жизни человека и научиться пользоваться ими. И не просто задумаемся об их роли, но и сделаем вывод: «Почему нельзя прожить без словаря?»

3.Актуализация знаний

– А какие словари вам, ребята, известны?

– Какой из них ваш самый любимый? И почему?

– Чтобы научиться правильно работать со словарём, нужно знать его секреты.   Давайте проверим, знакомы ли они вам. Для этого найдите в вашем рабочем листе задания №1–3 и выполните их.

Задание 1

Продолжите предложения.

– Все слова в словарях располагаются (как?) ______________

– Мы пользуемся словарями для того, чтобы находить (что?) ______________о слове

– Если информация бывает разная, то и словари бывают (какие?) _________________

Задание 2

– Соедините стрелками название словаря и соответствующее ему содержание.

Орфографический

Происхождение слова

Этимологический

Строение слова

Морфемный

Произношение слова

Орфоэпический

Толкование  значения слова

Толковый

Правильное написание слова

Задание 3

– Выберите верные утверждения.

А) Словарь антонимов помогает подобрать слова с близким лексическим значением.

Б) Словарь синонимов помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного или яркого выражения мысли.

В) Слова в словаре располагаются по алфавиту не только по первой, но и по второй, третьей, четвёртой букве.

– Проверим выполнение заданий. Кто готов ответить?

4. Этап открытия новых знаний

– Как вы думаете, ребята, любой ли человек может стать автором словаря?

–  Посмотрите видеоролик о человеке, со Словаря которого началась лексикография–наука о словарях (Слайд 5)

  • https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI

–В том, что Даль умел вслушиваться в обычные слова, мы сейчас убедимся. Проведём лингвистический эксперимент. Всем нам известно слово «дождь». Сколько близких слов вы к нему подберёте? Запишите их в рабочем листе напротив этого слова.

Задание 4

Дождь–____________________________________________________________

– Сколько слов вы записали?

– А теперь обратимся к   Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля и сравним свои записи с записями Владимира Ивановича. (Слайд 6)

1.Ситничек или ситник (от слова “сито”) – мелкий дождь, почти туман.

2.Морось или бус – мельчайший дождь, почти туман. 

3.Ливень – проливной дождь. 

4.Косохлест – косой дождь с ветром. 

5.Лепень – снег с дождем. 

6.Грозный дождь – с грозой, грибной дождь – теплый, мелкий. 

7.Сеногной – дождь во время покоса.

– Какой вывод можно сделать?

– Действительно, Владимир Иванович не только объяснял каждое слово, но и находил слова, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.  В его словаре собрана вся сокровищница русской живой речи. Поэтому таким уважением в нашей стране пользуются   4 красивые книги, содержащие 200 тысяч слов. Обратимся к рабочему листу и найдём в нём задание № 5. Попробуйте догадаться, что могут означать слова, записанные В.И. Далем, и правильно заполните таблицу.

Задание 5

1. Абевега                       а) алфавит, азбука                 

2.Ветроворот                  б) смерч          

3.Недея                            в) лентяй

4.Глядильце                    г) зеркальце

5.Выступки                     д) башмаки

6. Вежа                             е) знающий

1

2

3

4

5

6

5.Практический этап

– Следующее задание мы выполним в группах.

Задание 6

– Прочитайте толкование слова «каша» из указанных словарей. Сравните их.

1 группа – прочитайте толкование значения слова «каша» из Толкового словаря В. И. Даля.

(КАША ж. густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, полбеная, ячная, овсяная, ржаная или зеленая и пр. она готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и кашицей, похлебкой с крупою).

2 группа – прочитайте толкование значения слова «каша» из Словаря русского языка С. И. Ожегова.

(Каша, и, ж. 1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Крутая, густая, жидкая к. Гречневая, пшённая, рисовая, манная к. Заварить кашу кипятком. 2. перен.  То же, что месиво (в 1 знач.) (разг.). К. из песка и снега.

3. Нечто беспорядочное, путаница (разг.). К. в голове у кого-нибудь.)

– Зачитаем толкования слова «каша» из Толкового словаря В.И. Даля. Что вы заметили, ребята?

– Проверим задание ребят из 2 группы. Какие выводы сделали они?

– Для чего же людям нужны Толковые словари?

– Как вы думаете, интересен ли Толковый словарь В.И.Даля современному школьнику?

– И таких друзей и помощников у ребят очень много. У каждого из них своя задача. При выполнении следующего задания обратимся к ним.

Задание 7 «Выбери нужный словарь» (Слайд 7)

– Ребята, внимательно посмотрите на образцы заданий Всероссийской проверочной работы. Скажите, могут ли вам при их выполнении пригодиться знания словарей? И какими словарями, лежащими на ваших столах, вы воспользуетесь, чтобы правильно выполнить предложенные задания?

1 уровень

– Поставьте знак ударения в следующих словах: взята, надолго, понявший, эксперт, жалюзи, документ. Выполненное задание проверьте по словарю.

2 уровень

– Определите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25 и запишите его.

 (25) Вы заблуждаетесь, – ответила я.

3 уровень 

– Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(4) В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный. (5) Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.

– К какому выводу вы пришли, выполняя эти задания?

– Верно, каждый из словарей помог вам узнать одну из тайн анализируемого слова.

6.Рефлексия (Слайд 8)

–Согласны ли вы с тем, что словари–это сокровищницы языка и что без них прожить нельзя?

– Так, для чего же нужен праздник День словаря?

– И почему мы должны быть благодарны В.И. Далю?

7.Домашнее задание (Слайд 9)

1 группа – используя материалы сайта https://владимир-даль.рф/dal-detyam/,нарисовать страничку В.И. Даля в ВКонтакте;

2 группа – используя материалы сайта https://onlinedic.net/, выпишите из онлайн-словаря В.И. Даля 10 слов, которые показались вам интересными.

3 группа – составить Словарь здоровья, включив в него 10-15 слов, которые, на ваш взгляд, укрепляют здоровье человека.

4.Заключение

Структура урока выдержана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Формы, методы и приемы учебного занятия направлены на реализацию целей и задач урока, соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Предложенные задания имеют практическую направленность. Формирование УУД прослеживается на каждом этапе урока. Использованы инновационные технологии, разноуровневое обучение. Реализуется системно-деятельностный подход: ученики не просто получают готовую информацию, а извлекают её.

5.Список источников

1.Баранов, М. Т., Ладыженская, Т. А., Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка[Текст] / и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2001. – 366-378 с.

2.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Текст] – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999.

3.Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]– 4 изд, доп. – М., 2001.

4.Фаттахова С.В. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие. –Казань: ИРО РТ, 2015 – 89с

Электронные ресурсы:

1.https://владимир-даль.рф/dal-detyam/

2.https://onlinedic.net/

          3. https://www.youtube.com/watch?v=yoXnIbGVrdI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Методическая разработка "Словарные диктанты для старших классов"

Подборка словарных диктантов позволит учителю повторить и закрепить изученный материал по основным правилам орфографии, совершенствовать правописные умения и навыки учащихся, подготовить их к успешном...

методическая разработка к уроку иностранного языка Экскурсия по городу «Reise durch eine Stadt»(немецкий язык) Смирнова Светлана Валентиновна

Методическая разработка к уроку немецкого языка в 8 классе. Немецкий язык как второй язык- четвертый год обучения. Разработка урока обобщения по теме Город....

Методическая разработка урока по английскому языку «Образование и использование времен в английском языке» 10 класс

Урок по теме: «Образование и использование времен в английском языке» по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Счастливый английский. ру/ Happy English.ru» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обни...

Методическая разработка УМК недели иностранных языков "Сокровищница народного творчества"

УМК недели иностранных языков в условиях дистанционного обучения...