Выступление на родительском собрании "Особенности ОГЭ по русскому языку".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Знакомтсво родителей с подготовкой и особенностями ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_-_vystuplenie.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной государственный экзамен по русскому языку,
или знай и люби русский язык.
Туканенков В.А. учитель русского языка и литературы, МОУ Куровская СОШ №-1
Добрый день, уважаемые коллеги и родители. Я не случайно назвал свое выступление «Основной государственный экзамен, или знай и люби русский язык» , потому что успех любого дела зависит от правильной мотивации. Если мы имеем четкую цель своей деятельности, она обязательно даст хороший результат.
Для чего же нужно знать русский язык? Нужно ли его знать? Возможно ли его знать? Ответы на эти вопросы и определяют, как мне кажется, ряд трудностей, с которыми сталкиваются школьники при изучении русского языка и учителя в своей работе. С ними связано несколько мифов, бытующих не только в сознании учеников, но и среди родителей. Именно их я и попытаюсь развеять в своем выступлении.
Миф 1. Мне это не нужно!
Для чего нужно знать русский язык? Традиционно я задаю этот вопрос ученикам 5 класса на первом уроке.
Как вы думаете, какой ответ является самым распространенным?
- «Для того чтобы быть грамотным, писать и правильно говорить». С возрастом приоритеты меняются, и ученики 9 (и тем более 11) класса скорее всего ответят: «Чтобы сдать экзамен по русскому языку». Цель вполне привлекательная, но в этом и заключается проблема: школьники уверены, что знакомство с русским языком для них закончится с получением аттестата. Это и определяет отношение к языку не как к предмету ежедневного обихода, а прежде всего как к учебному предмету, который нужен только для того, чтобы сдать экзамены. Эта позиция далеко не новая, а с введением итоговой аттестации в формате ОГЭ И ЕГЭ она только укрепилась. И учителю приходится ежедневно прикладывать немалые усилия, чтобы поменять целевые установки изучения русского языка и литературы, раскрывая их значение языка в жизни каждого человека.
Если в пятом классе вводное занятие начинается с беседы, то в девятом необходимо использовать более действенные способы. Так, однажды мне в руки попало заявление подсобного рабочего с достаточным количеством грубых орфографических ошибок. Именно этот наглядный пример и стал одним из способов формирования мотивации у девятиклассников, так как ошибки нашли даже слабые ученики, и убедились, что с окончанием школы необходимость в русском языке не исчезает. Таким образом, первый миф о том, что русский язык нужен только для того, чтобы сдать экзамены, постепенно рассеивается.
Второй миф, связанный с русским языком, так или иначе связан с именем И.С.Тургенева. Заученные с начальной школы строки известного стихотворения в прозе «О великий и могучий русский язык» формируют у школьника твердую убежденность, что русский язык – сложный для изучения предмет и знать все его правила просто невозможно.
Поднимите красные карточки, пожалуйста, если вы согласны с этим мнением, и зеленые, если считаете, что русский язык нисколько не сложнее других школьных дисциплин и вполне «поддается» изучению.
Отсюда плавно вытекает еще одна задача учителя –показать школьникам, что русский язык можно изучить, что правила можно понять и выучить, научиться применять на практике. Здесь у русского языка есть одно преимущество перед другими предметами: объем научных сведений укладывается в программу среднего общего образования – 9 классов. Таким образом, выпускник владеет всеми необходимыми знаниями о русском языке.
Третья проблема, с которой приходится сталкиваться, это отсутствие понимания теснейшей связи русского языка и литературы. Среди школьников бытует мнение: «Экзамен по литературе мне не сдавать, значит, и особых усилий прикладывать к ее изучению не нужно». Это же мнение, поддерживается и родителями, к сожалению. А без знакомства и изучения литературных текстов, выучить русский язык намного сложнее. Анализ экзаменационных работ учеников 9 классов показал, что наиболее распространёнными ошибками при выполнении экзаменационной работы по русскому языку являются орфографические, пунктуационные и грамматические. Причина в том, что ученики мало и часто невнимательно читают, круг произведений ограничивается только рамками школьной программы. Учеными доказано и многократно проверено на практике, что языковая грамотность выше, если материал усваивается одновременно несколькими способами: выучил теорию, применил на практике, увидел слово в художественном тексте. Чтение уходит из жизни многих семей, подменяется телевидением, общением в социальных сетях, где очень редко можно встретить правильное написание. Вспомните, давно ли вы были в книжном магазине или библиотеке.
И самый страшный миф , который активно поддерживается учениками, о том, что экзамен по русскому языку очень сложный и подготовиться к нему, а тем более сдать на высокие баллы очень тяжело. Давайте проанализируем структуру экзамена и определим, сколько времени, сил и знаний необходимо для его успешной сдачи.
Известно ли вам содержание экзаменационной работы по русскому языку: если да – поднимите зеленую карточку, если нет красную.
Структура экзаменационной работы по русскому языку
№ | Содержание задания | Классы |
1 | Изложение | 2-9 классы |
2 | Понимание смысла текста | 1-9 классы |
3 | Анализ средств выразительности | 5-9 классы |
4 | Правописание приставок | 3-9 классы |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи | 3-9 классы |
6 | Синонимы. Фразеологические обороты | 5-8 классы |
7 | Словосочетание | 5-8 классы |
8 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 2-9 классы |
9 | Осложнённое простое предложение | 7 -8 классы |
10 | Знаки препинания при вводных словах и обращениях | 5-8 классы |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения - | 9 класс |
12 | Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях - | 9 класс |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения | 9 класс |
14 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | 9 класс |
15 | Сочинение | 7-9 классы |
На выполнение 15 заданий отводится 3 часа 55 минут. В течение всей работы учащиеся имеют право пользоваться орфографическими словарями.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Итоговый балл суммируется по следующей схеме
- Изложение (6) + 2-12 Тестовые задания(12)+12 Сочинение (7) + Грамотность (по итогам написания сочинения и изложения) (9) = 33балла (максимум)
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 22 баллов (от 15 до 22).
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал от 23 до 28баллов за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал от 29 до 33 за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность
Таким образом, для получения «3» ученику достаточно получить минимум по 4 балла в каждой из частей работы.
Рядом с темой заданий не случайно расположено указание классов, в которых изучается данный материал. Вы можете убедиться, что подготовка к сдаче экзамена начинается практически в начальной школе с первого урока русского языка в первом классе и заканчивается на последнем уроке в 9 классе. Важное условие ее успешного завершения – своевременное объяснение, для чего необходимо знать тот или иной материал, в каких учебных и жизненных ситуациях он может встретиться.
Остановимся более подробно на некоторых заданиях ОГЭ по русскому языку.
Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения. Другими словами, ученик должен пересказать прослушанный текст в объеме 70 слов. Текст для этого задания состоит из 3 частей, читается 2 раза, достаточно медленно и разборчиво. Задача школьника запомнить и успеть записать по 2-3 предложения из каждой части. Попробуйте провести такую работу дома вместе с ребенком. Файлы с текстами есть в свободном доступе на портале ФИПИ. Я думаю, что и вы сегодня легко справитесь с этим заданием.
12 тестовых задания части 2 направлены на применение знаний, полученных во 2-9 классах. Причем на воспроизведение материала, изучаемого в 9 классе, ориентировано только 4 задания из 12. Например:
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «приближение».
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
Ответ: ___________________________.
Правило написания приставок пре- и при- изучается в 5 классе. В данном случае в отрывке есть всего одно слово с указанной приставкой, именно его и нужно записать в бланк ответа.
Еще пример: задание 4:
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
Ответ: ___________________________.
Ученики начальной школы знают, что главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – отвечают на вопросы кто? что? и что делает? Остается только найти в этом небольшом предложении подходящие слова и выписать. Аналогичное этому задание 11:
Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ
запишите цифрой.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Ответ: ___________________________.
На уровне 5 класса здесь нужно подчеркнуть подлежащее и сказуемое, посчитать, сколько основ получилось и поставить в бланк цифру.
Задание 5. Здесь нужно заменить в словосочетании всего одно слово:
Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Деревянная шкатулка другими словами – это шкатулка из дерева.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, сочинение объемом не менее 70 слов. Например,
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1 и 15 задания оцениваются суммарно при подсчете орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок. Максимальный балл за грамотность – 10.
Что является залогом успешной сдачи экзамена?
Залогом успеха любого начинания является труд. В основе результативной подготовки лежит своевременное выполнение указаний учителя и домашних заданий. Иногда, когда говорю пяти-шестиклассникам: «Обратите на этот материал особое внимание, он понадобится вам для сдачи экзамена», во взгляде читается сомнение: экзамен кажется им очень далеким, хотя с каждым учебным днем и уроком он становится все ближе и реальнее.
Вернемся еще раз к указанию классов рядом с формулировкой каждого задания. Все задания экзаменационной работы - это задания, которые ежедневно выполняются на уроке и в домашней работе. В целом из каждого класса берется примерно 3-4 задания: 3 задания на знание материала, изученного в начальной школе и 5 -6 классах, 3 задания за 7 класс, 3-4 задания за 8 класс и 4 задания за 9 класс. Поэтому и подготовка к экзамену начинается задолго до его сдачи.
Существенными помощниками при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку сегодня являются современные технологии. Я всегда нацеливаю своих учеников, что подготовиться к экзамену можно и без дополнительных занятий с репетиторами, выполняя задания учителя в классе и уделяя хотя бы 1-2 часа в неделю на самостоятельную подготовку. Если есть доступ к сети Интернет, всю достоверную и своевременную информацию об экзамене можно получить, своевременно оформив подписку на рассылку следующих порталов: fipi.ru и занимаясь на он-лайн тренажере сайта Сдамгиа.
Важная роль уроков русского языка и литературы в школе обсуждается сегодня на федеральном уровне. Общественную экспертизу сейчас проходит проект Концепции преподавания русского языка и литературы. Объяснение этому прозвучало еще в начале моего выступления: ни один другой предмет не влияет так на формирование и развитие человека, как русский язык и литература. Если мы в школе не усвоили какой-либо закон механики или формулу азота, окружающим сложно будет это понять, а если мы плохо владеем родным языком, пишем и говорим с ошибками, не имеем читательской культуры, мы понижаем свой статус в глазах окружающих, демонстрируем не только невысокий уровень образования, но и низкий уровень интеллектуального развития.
Закончить свое выступление мне хотелось рецептом успешности, который предложила первый заместитель министра образования и науки Наталья Владимировна Третьяк:
«Если ребенок читает хорошую литературу – ему не придётся зубрить правила, он будет писать и говорить на хорошем русском языке, что обязательно поможет ему быть успешным в жизни».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".
Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...
Выступление «Применение технологий игры на уроках русского языка»
Выступление «Применение технологий игры на уроках русского языка»...
выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D
выступление на семинаре Совершенствование работы учителя русского языка в рамках личн%D...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)...
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Моделирую урок русского языка по ФГОС"
В данной презентации содержится материал для выступления на педсовете или методическом совете. Здесь вы найдете сопоставления традиционного урока с современным (в контексте реализации ФГОС второго пок...
Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...