Анализ стихотворения В.С. Высоцкого "Он не вернулся из боя"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Якуничева Елена Александровна

Урок в 8 классе был проведени в рамках реализации проекта "Рисуем песни Победы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы на тему:

«Анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

учитель Якуничева Елена Александровна

МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»

Пояснительная записка

Тема (название) образовательного мероприятия

Урок литературы на тему: «Анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Актуальность и обоснование выбора темы

      Знания и представления о Великой Отечественной войне формируются на уроках истории, литературы, музыки, во внеурочной деятельности. Но, как правило, эти уроки не связаны между собой, поэтому зачастую у школьников отсутствует целостное представление об этом великом, трагическом и героическом событии.

     Хотелось бы обратить внимание  на важнейший источник таких знаний  – военные песни. Они позволяют формировать яркие образы героического прошлого. 9 мая песни превращаются всего лишь в некий фон, звуковое сопровождение, и мало кто задумывается над смыслом песен, особенно дети.

Роль и место образовательного мероприятия в системе работы

В апреле 2023 года в МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1»  реализовывался  межпредметный проект среди обучающихся 5-8 классов «Рисуем песни Победы».

Цель проекта - формирование у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свою страну через знакомство с музыкальными произведениями военной и послевоенной эпохи и создание серии иллюстраций по мотивам военных песен.

        Каждый класс выбирал стихотворение о войне, положенное на музыку. Далее   песня анализировалась на уроках литературы и музыки. На уроках ИЗО и во внеурочное время обучающиеся рисовали иллюстрации к песне в виде последовательных кадров и представляли их  на итоговой выставке.

      Данный урок литературы представляет собой один из этапов   реализации проекта «Рисуем песни Победы» в 8А классе

Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)

Обучающиеся 8А класса

Члены юнармейского отряда «Правнуки Победы»

Цель

Знакомство обучающихся с особенностями стихотворения В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» и развитие умения анализировать образы в поэтическом произведении  

Цель для обучающихся

Проанализировать, какими средствами В.С. Высоцкий передает в стихотворении «Он не вернулся из боя» трагическую сущность войны

Задачи

  1. Образовательная: развивать умения творческого чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий
  2. Развивающая:  развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать, развивать речь, умение анализировать материал, работать в группе
  3.  Воспитательная:  содействовать воспитанию патриотизма

Планируемые результаты

Предметные: проводить смысловой и эстетический анализ стихотворения о Великой Отечественной войне, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературном произведении

Метапредметные

  • Познавательные:

выявлять и характеризовать существенные признаки   художественных  текстов; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей поэтического текста; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.

  • Коммуникативные:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; использовать преимущества командной (групповой) формы работы  при решении конкретной проблемы на уроках литературы;

  • Регулятивные:

ориентироваться в различных подходах принятия решений в группе; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

Личностные:  ценностное отношение к боевым подвигам народа, отражённым в художественном произведении; уважение к историческому прошлому своей родины.

Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов

Технология группового обучения

Методы и приемы: смысловой и эстетический анализ стихотворения, сопоставление образов, устное рисование, составление кадроплана.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах

Материально-технические, информационные, кадровые и

методические ресурсы

ПК, мультимедийная презентация, аудиозапись песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», тексты стихотворения

Основная часть

  1. Оргмомент

- Добрый день, дорогие ребята! Такое знакомое нам приветствие…  А что значит для вас «добрый» день? (Ответы учеников).

-Если бы свой «добрый день» описывали ваши ровесники 80 лет назад, они бы обязательно сказали, что это день, когда нет взрывов, когда не приходят похоронки... Это день без войны…

  1. Формулировка темы и цели урока

                     Обучающиеся слушают песню В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя» в исполнении приглашенного юнармейского отряда «Правнуки Победы»

 - Какое настроение вы почувствовали? (спокойное, тоскливое, грустное, мечтательное, печальное…)

     - Знаете ли вы, кто автор?

(Юнармейцы приглашаются поработать с классом)

Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .

Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре.

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа

- Как эти строки характеризуют жизненные принципы поэта? Почему человек, не знавший войны, постоянно возвращается к ней?

Актуальность: подумайте, как удалось человеку, не знавшему войны, написать столько стихов и песен о ней, неизменно вызывающих у читателей и слушателей чувства боли,  тоски и сострадания?

Стихотворение «Он не вернулся из боя» не оставляет нас равнодушными, заставляет почувствовать его рвущийся трагический нерв. Это наши эмоции. А мы будем анализировать слова, слова знаменитой песни. Подумайте, с какой целью? (ученики предлагают варианты формулировки цели урока)

Цель: проанализировать, каким средствами В.С. Высоцкий передает в стихотворении «Он не вернулся из боя» трагическую сущность войны

  1. Анализ стихотворения

- Чтение стихотворения

-Работа по группам

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание: найти в стихотворении и проанализировать строки, в которых рисуется тот или иной образ, представив словесную иллюстрацию.

  • Образ лирического героя
  • Друга, который не вернулся из боя
  • Образ Весны
  • Образ костра

После самостоятельной работы в группах, участники зачитывают строки стихотворения, которые рисуют определенный образ, интерпретируют их, предлагая словесную иллюстрацию. Их ответы сопровождаются слайдами презентации.

  • 1 группа. Образ лирического героя

  1. Подчеркните строчки, в которых рисуется образ лирического героя. Каким мы его видим? Какие средства выразительности помогают это понять?

 Лирический герой – безымянный человек, который участвует в войне, один из многих. Ему пришлось адаптироваться к текущей ситуации, и он ее даже характеризует «как всегда» (хотя речь идет о боях и смертях). Однако этот хрупкий мир постоянно рушится, ведь война не щадит никого, постоянно приходится кого-то терять.

  • 2 группа. Друг, который не вернулся из боя
  1. Каким мы видим друга?

Тот, кто не вернулся из боя, не был каким-то особенным героем, идеальным и возвышенным. Это обычный парень, один из многих. У него были недостатки, как и у всех молодых максималистов — он постоянно спорил и даже не давал спать приятелю, потому что вставал с восходом и принимался за старый спор. «Он молчал невпопад и не в такт подпевал» — то есть не был душой компании. Но он был боевым товарищем, который всегда прикроет и поможет. Все эти годы в окопах друзья были одним целым, им хватало места и табака, а теперь оставшийся в живых солдат чувствует, будто он не вернулся, будто его него нет, ведь одиночество нестерпимо.

  • 3 группа. Образ Весны

Образ Весны остается в тени повествования. Она «вырвалась будто из плена» и живет так, как будто ничего не было: небо и деревья не заметили потери бойца. Только вот для солдата лазурь небесная уже не такая, как прежде, ведь его мир разрушился, и весну он уже как будто не замечает.

  • 4 группа. Образ костра

Поэт сравнивает потерю друга с потухшим костром. Когда сидишь возле костра, не замечаешь его тепла и света. Но стоит огню погаснуть, как на душе стразу становится неуютно. Еще труднее привыкнуть к мысли о том, что друга уже нет.

  Фронтальная работа

- Проанализируйте последние 2 строфы. Что они добавляют в наше понимание стихотворения?

Помогают понять основную идею стихотворения. Проблема войны — главная в стихотворении. Люди погибают, но это воспринимается как норма. «Все как всегда» — резюмирует герой. Он настолько привык к потерям, что даже сейчас не может понять, что именно с ним происходит?

Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает лирическому герою покоя, он постоянно ощущает эту пустоту. Лирический герой не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых. Ничего не изменить, ничего не предпринять, ведь он не вернулся из боя — это финальный аккорд его бытия.

- Найдите средства выразительности, определите их роль в тексте  

Бард использует эпитеты («деревья голубые»), метафоры («молчал невпопад», «отражается небо в лесу»), но больше всего применяется сравнение. Сравнения («будто ветром задуло костер», «будто из плена весна», «как часовые») введены для того, чтобы лирический герой понял или хотя бы попытался понять и осмыслить, что же с ним произошло, объяснить самому себе эти трагические события.

- Определите роль рефрена «Только он не вернулся из боя»

  3. Итог урока

  1. Какова основная тема стихотворения?

Основная тема стихотворения «Он не вернулся из боя» — ощущения от потери товарища в бою: «Для меня — будто ветром задуло костёр». Герой акцентирует внимание на утрате и своей неполноценности. Он уже не может воспринимать мир так, как прежде. Ему очень не хватает друга, который за эти годы стал родным.

  1. Какая проблема поднимается В.Высоцким в этом произведении?

Проблема войны — главная в стихотворении. Люди погибают, но это воспринимается как норма. «Все как всегда» — резюмирует герой. Он настолько привык к потерям, что даже сейчас не может понять, что именно с ним происходит?

  1. Какова главная мысль стихотворения?

Главная мысль стихотворения «Он не вернулся из боя» – каждая жизнь ценна. Даже если кажется, что человек не только совершенно ничем не примечательный, но даже раздражающий, то это иллюзия. И такие трагедии доказывают этот факт, к сожалению, слишком поздно. Еще одна идея – война трагична в любом случае, ведь она отнимает жизни и рушит их.

-Ответим на вопрос, который был поставлен перед нами в начале урока. Какими средствами В.Высоцкий передает трагическую сущность войны?

- Прочитайте стихотворение выразительно. Какие чувства и эмоции вы постараетесь передать?

- Попробуйте устно нарисовать иллюстрации к этому стихотворению, представив своеобразный видеоряд, раскадровку. Что вы изобразите? Какие цвета используете? Как будут выглядеть герои? (выражение лица, жесты, позы и т.п.)?

 4. Рефлексия (работа в парах)

- Перед вами макет пятиконечной звезды. Напишите, пожалуйста, в каждом ее луче, что мы можем сделать для того, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в сердцах современников?

После того как дети напишут свои ответы, учитель предлагает им свой вариант надписей на лучах звезды:

- Давайте сравним наши звезды. Что еще вы написали на лучах? Какие из предложенных мной вариантов сохранения памяти о войне вам кажутся правильными?

- У нас получились немного разные звезды. Кто же из нас прав?

(Обучающиеся приходят к выводу, что правы все, так как хранить память о героических и страшных событиях тех лет можно и нужно всеми доступными для нас способами).

В конце урока вновь звучит  песня «Он не вернулся из боя» в исполнении В.С. Высоцкого. Желающие могут подпевать.

5.Домашнее задание: создайте (письменно) словесную иллюстрацию к стихотворению В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»


Рекомендации по использованию

методической разработки урока литературы на тему: «Анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

в практике работы коллег

        Данное занятие спланировано как этап проекта «Рисуем песни Победы». Прежде чем создать иллюстрации, необходимо проанализировать слова песни (стихотворение), понять тему, проблему, основную мысль, образы лирических героев, постараться увидеть детали. Все это помогает создать в сознании учеников яркие образы военного прошлого нашей страны, способствовать воспитанию патриотизма.

        Однако этот урок можно проводить в 8-9 классах и как отдельное от проекта мероприятие (урочное, внеурочное).  Такое занятие можно организовать в любом учебном кабинете, специальной аппаратуры не требуется. Достаточно будет ПК с мультимедийным проектором.

        Большую часть урока обучающиеся работают в группах. На проведенном мною уроке мы не акцентировали внимание на правилах и особенностях групповой работы, так как восьмиклассники их хорошо знают. Если класс менее подготовлен к групповой форме обучения, стоит напомнить эти правила.


Фотоотчет

с  урока  литературы на тему:

«Анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

C:\Users\Малешкина Юлия\Desktop\Уроки Победы\высоцкий\фото\IMG-20230222-WA0012.jpg

C:\Users\Малешкина Юлия\Desktop\Уроки Победы\высоцкий\фото\IMG-20230222-WA0016.jpg

C:\Users\Малешкина Юлия\Desktop\Уроки Победы\высоцкий\фото\IMG-20230222-WA0009.jpg

C:\Users\Малешкина Юлия\Desktop\Уроки Победы\высоцкий\фото\IMG-20230222-WA0006.jpg

         

C:\Users\Малешкина Юлия\Desktop\Уроки Победы\высоцкий\фото\IMG-20230222-WA0003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения М.И. Ножкина «Я вернулся!»

Поэзия 21 века. Анализ стихотворения М.И. Ножкина «Я вернулся!»...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....