Анализ стихотворения М.И. Ножкина «Я вернулся!»
материал по литературе (11 класс) на тему

 

Поэзия 21 века. Анализ стихотворения М.И. Ножкина «Я вернулся!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_m._nozhkina.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения М.И. Ножкина «Я вернулся!»

И опять надо мной бело-розовый, сине-багряный

Перламутром пылает под ласковым солнцем закат.

Что мне Лондон и Рим, что мне Бонн и Париж, или Канны, -

Я вернулся домой, я вернулся в Россию, назад!..

И опять на душе разливается тихая радость,

И опять предо мною бескрайние наши края,

Мне для счастья, признаться, ей-Богу же, много не надо,

Был бы дом, да семья, да друзья, да Россия моя.

Были денег мешки, и дружки, и шальные подружки,

А порой - пустота, и в кармане дыра на дыре,

Но всегда я в мечтах вспоминал о родной деревушке,

Из которой когда-то ушёл по росистой заре.

Я такой не один, наших много по свету гуляет,

Нас судьба разбросала по всем континентам Земли,

От проблем, от врагов мы уходим, как зайцы, петляя,

Но нигде рек молочных и гор золотых не нашли.

Мы в тяжёлые дни из России ушли, не прощаясь,

Только в днях тех тяжёлых и наша большая вина,

Мы не встали стеной, мы сдались, мы забыли, смущаясь, -

Это ж наша земля, и судьба, и народ, и страна!

Позови нас, Россия, мы сразу помчимся навстречу,

Только ты позови, и прости загулявших ребят,

Мы подставим тебе свои крепкие руки и плечи,

Мы теперь никому не позволим обидеть тебя!..

Ну а я, наконец, от заморского бреда очнулся,

И теперь всё, что скажешь, Россия, с поклоном приму,

Я вернулся домой, на родимую землю вернулся,

Я себя одолел, я вернулся к себе самому!

Соберу я друзей, да родных, да настрою гитару,

Да поймаю знакомый, задумчивый, ласковый взгляд.

Что мне этот Нью-Йорк, что мне их Сингапур да Канары? –

Я вернулся домой, я вернулся в Россию, назад!..

         Михаил Иванович Ножкин –  популярный артист, замечательный поэт, композитор. За многогранный талант, литературное творчество, четкую гражданскую позицию его любят и почитают миллионы соотечественников. Ножкин является лауреатом государственных и литературных премий,  удостоен многих званий и наград.

Одно из важнейших мест в творчестве поэта занимает тема Родины: « Я люблю тебя Россия…», «Россия-матушка», «Русская песня», «Русский марш», «Время Русь собирать», «Рассеялись по свету россияне»…

В 2000 году он пишет покаянное и оптимистическое стихотворение «Я вернусь» от имени русского, уехавшего за границу.

Темой произведения является возвращение лирического героя на Родину. Оно написано в жанре исповеди. Герой счастлив, вернувшись в Россию. В описании заката мы видим цветовую гамму Российского флага, с первых строк слышим имя России (повторяется звук р) :

 И опять надо мной бело-розовый, сине-багряный

Перламутром пылает под ласковым солнцем закат.

Что мне Лондон и Рим, что мне Бонн и Париж, или Канны, -

Я вернулся домой, я вернулся в Россию, назад!..

Дом и Россия для героя –  слова-синонимы. Читая повторяющуюся рефреном в первой и последней строфе строку, вспоминаешь написанное  Ножкиным стихотворение «Последний бой»: «А я в Россию, домой хочу…».

Противопоставляя заграничные столицы, популярные места отдыха бескрайним краям России, родной деревушке, автор убеждает читателя в том, что нигде, кроме  Родины, человек не может быть счастлив сполна:

Мне для счастья, признаться, ей-Богу же, много не надо,

Был бы дом, да семья, да друзья, да Россия моя.

Анафора  «И опять» усиливает ощущение тихой радости:

И опять на душе разливается тихая радость,

И опять предо мною бескрайние наши края

Лирический герой искренне рассказывает о своей жизни за границей, для большей выразительности использует противопоставление:

Были денег мешки, и дружки, и шальные подружки,

А порой - пустота, и в кармане дыра на дыре,

 с горечью говорит о том, что таких, как он, бросивших страну,  много:

 Я такой не один, наших много по свету гуляет,

Нас судьба разбросала по всем континентам Земли.

От имени всех эмигрантов признаёт свою вину:

Только в днях тех тяжёлых и наша большая вина,

Мы не встали стеной, мы сдались, мы забыли, смущаясь;

кается и обещает примчаться по первому зову:

Позови нас, Россия, мы сразу помчимся навстречу.

И снова герой  говорит о своей радости возвращения. Шумной загранице снова противопоставляется «родимая земля», «задумчивый, ласковый взгляд».

Стихотворение насыщено средствами выразительности: яркими эпитетами (бело-розовый, сине-багряный закат, под ласковым солнцем, тихая радость, бескрайние края, шальные подружки, о родной деревушке, по росистой заре, в тяжёлые дни, крепкие руки и плечи, на родимую землю, знакомый, задумчивый, ласковый взгляд), сравнениями (перламутром пылает закат, как зайцы), фразеологизмами (рек молочных и гор золотых). Все они подчёркивают психологическое состояние героя. Восклицания, риторический вопрос, обращения, многосоюзие (это ж наша земля, и судьба, и народ, и страна), градация (был бы дом, да семья, да друзья, да Россия моя), повторы, просторечия (ей-Богу же, шальные, от заморского бреда, помчимся)  усиливают эмоциональность произведения. Синтаксический параллелизм придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Стихотворение написано анапестом. Перекрестная рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки.                                                                                          

Стихотворение Михаила Ножкина «Я вернулся»  является лучшим назиданием молодым людям, ищущим своё счастье на чужбине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Анализ стихотворения В.С. Высоцкого "Он не вернулся из боя"

Урок в 8 классе был проведени в рамках реализации проекта "Рисуем песни Победы"...