Презентация "Суффиксы-великие строители слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку "Суффиксы-великие строители слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_shilova_n.r.docx | 38.63 КБ |
prezentatsiya_suffiksy-velikie_stroiteli_slov.pptx | 431.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель :Шилова Н.Р.
Предмет: русский язык
Класс:5
УМК: Русский язык :5 класс: учебник: в 2 частях : Ладыженская Т.А.Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. 5-е изд. Москва: Просвещение, 2023г.
Тема урока: Суффиксы существительных- великие строители.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемые уровни достижения цели: обосновывает роль суффикса в образовании слов; различает значения суффиксов; выделяет суффиксы в словах; образовывает новые слова с помощью суффиксов.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме; формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;
Развивающие: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме; развивать логическое мышление .
Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся средствами урока уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи; воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков межличностного общения.
Формируемые УУД:
Предметные: формулирует понятие и рассказывает о роли суффиксов в образовании новых слов; различает значения суффиксов; классифицирует суффиксы по значениям; выделяет суффиксы в словах; приводит пример образования новых слов с помощью суффиксов; сравнивает слова по лексическому значению и составу; обосновывает словообразующую роль суффикса.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формулирует ответы на вопросы учителя по изучаемой теме; строит речевые высказывания; учится структурировать знания; находит языковые примеры для иллюстрации изучаемых теоретических понятий;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям, строит рассуждения;
Регулятивные УУД:
-формулирует тему урока и цель своей деятельности на уроке, осуществляет самоконтроль, оценивает свою деятельность и деятельность сверстников на уроке
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в совместном сотрудничестве;
Коммуникативные УУД:
- формирует умения взаимодействовать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
Личностные: проявляет стремление к речевому самосовершенствованию; проявляет положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.
Ресурсы: раздаточный материал, ПК, презентация
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
1 | Мотивация к учебной деятельности.Целеполагание | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика” 1.Взгляните на экран: Строители На соседней улице строят новый дом. Быстро вырастает этаж за этажом. Трудятся строители весело и дружно. К сроку им построить дом высокий нужно. Сколько здесь профессий! Каменщик,маляр, Крановщик, водитель, грузчик и столяр, Штукатур и плотник…Всех не сосчитать! Смогут новоселы в новый дом въезжать.
Скажите, какие слова выделены? Попробуем разобрать несколько слов по составу А что обозначают суффиксы –щик, тель? (лицо, занимающееся определенным видом деятельности, профессии).
Взглянем опять на стихотворение «Строители». Все ли выделенные слова имеют суффиксы? (нет, слова маляр и столяр состоят только из одного корня). С чем это может быть связано? (слова пришли к нам из другого языка) Столя́р. Казалось бы, чисто русское слово, произведенное от «стол», а ведь не так-то это просто. Оно взято из польского языка, да и польское «stolarz» является калькой немецкого «Tischler» от «Tisch» — «стол». маляр Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? Свяжите ее с данным стихотворение. Тема : Суффиксы существительных- великие строители Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас. | Включаются в деловой ритм урока. Предлагают свои варианты ответа. Два ученика разбирают слова по составу: каменщик, строитель Наблюдение за ролью суффикса в слове. Исходя из темы, определяют учебные задачи и цели урока, умения и навыки, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий. | Личностные: самоопределение, положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: Анализ, осознают познавательную задачу. Коммуникативные: умение выражать свои мысли | ||||||||||||
2 | Актуализация знаний. | - А что вы знаете о суффиксах? Сами по себе они ничего не значат, лишь только присоединившись к слову, они обретают смысл. - Вы хотите больше узнать об этих суффиксах и их значениях? У имен существительных огромное количество суффиксов. Одни из них образуют множество слов, например –тель,-ник: воспитатель, истопник(дальше приведите сами примеры и запишите -как можно больше) А есть и такие, которые образовали несколько слов и больше не работают -ушли на пенсию, например, -ух или –юх: петух, конюх(если сумеете вспомнить еще, будете большими молодцами) Как называется этот способ словообразования у существительных? | Делают записи в тетради Называют способ образования существительных. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения; выдвигают и объясняют свою точку зрения. | ||||||||||||
3 | Первичное усвоение новых знаний | Каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. 1.Организует осмысленное восприятие новой информации. У суффикса –тель есть друзья, похожие на него _ -итель и –атель, они склеены из двух суффиксов. Как вы думаете какая «смыслиночка» в них скрыта? Подберем слова с этими суффиксами (строитель,читатель). Можете добавить еще одну «смыслиночку»: это предмет,с помощью которого что-то делают (выключатель, обогреватель). Вспомните слова с этими суффиксами. Кто больше вспомнит? Еще один суффикс профессии-арь: звонарь, аптекарь. Новых слов он уже не образует , зато созданные им слова обозначают хорошие, уважаемые профессии. Задание: Подберите синонимы с суффиксом –арь к словам и словосочетаниям:1)врач. народный целитель,2) работник аптеки,3)хлебопек, 4)средневековый воин,5)работник библиотеки,6) специалист по механической обработке металлических изделий,7) мастер, изготовляющий деревянные бочки. Запишите найденные вами слова. Будет замечательно, если вы добавите свои слова к этому списку. Перед вами шутливая задача. Перепишите текст, выделяя суффикс –арь, а потом решите задачу, поставленную автором Один поэт, раскрыв словарь, Стал рифмовать: вратарь ,звонарь, Аптекарь, рыцарь. секретарь. А также слесарь, государь, Библиотекарь, лодырь, пахарь, И пекарь, виноградарь. знахарь, Пожалуйста, поспорь с поэтом. Найди, кто лишний в списке этом. Задание : Можете ли вы назвать слова с суффиксом –арь, который обозначает не людей, а неодушевленные предметы? Сначала подумайте сами, а если не справитесь. читайте подсказку. Подсказка . Вспомните, по какой книге вы начинали изучать грамотность, и какой книгой вы пользуетесь, читая книгу на иностранном языке. | Предлагают свои примеры, выдвигают свои гипотезы Работают в парах, изучают материал Делают вывод. | Личностные: Осознание своих возможностей в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | ||||||||||||
4 | Физкульминутка | Гимнастика для глаз: по жизни без очков
| 1. Выполняют упражнения. | Личностные Снять напряжение и утомление на уроке. | ||||||||||||
5 | Первичное осмысление и закрепление знаний | Организует выполнение упражнений. Прочитайте сказку о суффиксе –ёр Задание : Подсчитайте, сколько слов с суффиксом – ёр использовано в этой сказке. Попробуйте дополнить список слов с этими суффиксами в таблице «Суффиксы-специалисты(профессии)
- Итак, что мы узнали об этих суффиксах? Значит, какой следующий шаг в нашей работе – познакомиться с другими суффиксами-строителями Перед вами суффикс –ник. Проверьте свою наблюдательность и память. Задание :
Задание : Замените словосочетания одним словом и запишите их:1) жилище муравьев,2)командир полка,3) человек, живущий с вами в одно время,4)человек на коне,5)служитель церкви,6)человек, живущий в одной стране с вами.7) человек, который все время работает. Немного этимологии Откуда произошло слово мошенник? Мошна-это сумка, кошель, мешочек для денег. А мошенник- карманный воришка, обманщик, жулик. Прием мнемотехники: Мошенник у труженика украл одно Н. Следующий суффикс вам предстоит обнаружить самостоятельно. Выпишите из примеров слова с одним суффиксом. Но будьте осторожны! Одно слово-ловушка. Не попадитесь в нее. 1) А Балда приговаривал с укоризной: -Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной! 2) Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега. 3)Друг! Этот край мой -отчизна! Задание: Образуйте при помощи этого суффикса существительные от слов: белый, желтый. дорогой, кривой. Продолжим путешествие сквозь густые заросли русских суффиксов. Много лет назад в журнале «Вокруг света» была опубликована статья «Страусятина на экспорт». В ней рассказывалось о большой ферме страусов. Всмотритесь в слово «страусятина» и попробуйте в нем найти «ошибкоопасное место». К сожалению, многие из вас в словах,которые кончаются на –ина,-инка пишут Е. А писать надо И, и тут ничего нельзя проверить, только запомнить. Задание : Ответьте на эти вопросы словами с этими суффиксами1) Какие сорта мяса вы знаете?2) Как называется каждая штука в куче гороха, в нитке бус?3) Как называется ягода,которая может быть белой, красной или черной?4)Как называется одна штука в куче соломы? 5) Как называется дорожка в лесу? 6) Как будут звать девочку Полю, когда она станет взрослой? Пожалуй самые ошибкоопасные суффиксы-это –ок/-ёк,-онк/-ёнк,-онок/-ёнок, которые часто встречаются в названиях детенышей Школьник ,которому задали вопрос, почему в слове слоненок пишется –ёнок,а в слове медвежонок –онок,ответил: «Если животное покрыто шерстью, надо писать- онок,а если не покрыто-ёнок». А вы как думаете? Под ударением пишем О, без ударения –Ё Задание :Напишите, как зовут детенышей медведя, волка, верблюда, галки, скворца, зайца. | Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их взаимопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.Участие в творческом, познавательном процессе Регулятивные: контролируют учебные действия, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения | ||||||||||||
6 | Рефлексия | Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. - Что нового открыли на уроке? - Какие трудности возникли? - Что удалось легче всего? - Чего добились? - А теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке. | Осуществляют самооценку. Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли: строят небольшие монологические высказывания. | ||||||||||||
7 | Домашнее задание | Побеседуйте с родителями и составьте «Словарик профессий» с примерами слов, обозначающих род занятий, используя суффиксы. | Рассматривают задание. Задают вопросы по выполнению. |
Дидактический материал к уроку
Сказка о суффиксе Ёр
Жил-был суффикс Ёр, и работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.
Когда надевал черный фрак с белой манишкой, он превращался в важного дирижёра.
Ёр был и ловким жонглёром. Ему подчинялись мячи, тарелки и обручи.
Актером Ёр был превосходным. В помощи гримёра он не нуждался. так как был искусным мастером.
Иногда ему приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле.
Дикция у Ёра была отличная, и порой он заменял заболевшего суфлёра.
А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.
Вот такой фантазёр был этот суффикс Ёр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строители На соседней улице строят новый дом. Быстро вырастает этаж за этажом. Трудятся строители весело и дружно. К сроку им построить дом высокий нужно. Сколько здесь профессий! Каменщик,маляр , Крановщик, водитель, грузчик и столяр, Штукатур и плотник …Всех не сосчитать! Смогут новоселы в новый дом въезжать.
Столя́р . Казалось бы, чисто русское слово, произведенное от «стол», а ведь не так-то это просто. Оно взято из польского языка, да и польское « stolarz » является калькой немецкого « Tischler » от « Tisch » — «стол». Маля́р . Заимствовано из польского, где malarz — «живописец» восходит к немецкому
Тема : Суффиксы существительных- великие строители
Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.
У суффикса профессии – тель есть друзья, похожие на него _-итель и – атель С уффикс профессии -арь : звонарь, аптекарь.
Задание: Подберите синонимы с суффиксом – арь к словам и словосочетаниям:1)врач. народный целитель,2) работник аптеки,3)хлебопек, 4)средневековый воин,5)работник библиотеки,6) специалист по механической обработке металлических изделий,7) мастер, изготовляющий деревянные бочки.
Перепишите текст, выделяя суффикс – арь , а потом решите задачу, поставленную автором Один поэт, раскрыв словарь, Стал рифмовать: вратарь ,звонарь, Аптекарь, рыцарь. секретарь. А также слесарь, государь, Библиотекарь, лодырь, пахарь, И пекарь, виноградарь. знахарь, Пожалуйста, поспорь с поэтом. Найди, кто лишний в списке этом.
Задание 1. Осмотрите мысленно свою квартиру и свою улицу и перечислите все замеченные вами предметы ,в названиях которых есть суффикс –ник. Запишите их. 2. Пройдите по лесу и вспомните названия растений, включающие этот суффикс. 3. А может вам захотелось что-нибудь съесть, в чем есть это суффикс. 4. Вспомните людей, которых можно назвать словом с этим суффиксом.
Задание : Замените словосочетания одним словом и запишите их:1) жилище муравьев,2)командир полка,3) человек, живущий с вами в одно время,4)человек на коне,5)служитель церкви,6)человек, живущий в одной стране с вами.7) человек, который все время работает
Немного этимологии Откуда произошло слово мошенник? Мошна-это сумка, кошель, мешочек для денег. А мошенник- карманный воришка, обманщик, жулик. Прием мнемотехники : Моше нн ик у труже н ика украл одно Н .
1) А Балда приговаривал с укоризной: -Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной! 2) Ковши круговые, запенясь , шипят На тризне плачевной Олега. 3)Друг! Этот край мой -отчизна! Задание: Образуйте при помощи суффикса – изн - существительные от слов: белый, желтый. дорогой, кривой.
Задание : Ответьте на эти вопросы словами с этими суффиксами1) Какие сорта мяса вы знаете?2) Как называется каждая штука в куче гороха, в нитке бус ? 3 ) Как называется ягода , которая может быть белой, красной или черной?4)Как называется одна штука в куче соломы? 5) Как называется дорожка в лесу? 6) Как будут звать девочку Полю, когда она станет взрослой?
После шипящих под ударением пишем О , без ударения – Ё Задание : Напишите, как зовут детенышей медведя, волка , верблюда,галки,скворца,зайца .
Домашнее задание Побеседуйте с родителями и составьте «Словарик профессий» с примерами слов, обозначающих род занятий, используя суффиксы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
городу Строителю 53
внеклассное мероприятие....
Урок литературы в 7 классе по теме "Вот они нашей дороги строители"
"Вот они нашей дороги строители" (По произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога")...
Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".
Проетно-исследовательская работа по биологии...
Учебно – деловая игра «Строитель» Тема: ПЛОЩАДИ
Метод проектов. Идею подсказала сама жизнь. Научить применять на практике полученные знания по нахождению площадей различных фигур....
урок решение задач с производственным содержанием (для строителей)
В методической разработке представлен урок по химии для строительных специальностей НПО и СПО. урок по теме «Решение задач» можно построить как урок комплексного применения знаний и умений по теме «Ди...
Презентация. Проектная деятельность по геометрии 8 класс. Деловая игра "Строители"
Данный проект наценлен на практичекое применение полученных знаний на уроках геометрии....
Посвящение в юные строители. Урок обобщения и закрепления знаний.
Посвящение в юные строители. Закрепление знаний по штукатурно-малярному делу....