Исследовательская работа "Словарный запас"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Заирова Евгения Владимировна

Исследовательская работа по русскому языку " Словарный запас" , выполнена ученицей 9 класса  Киселевия Маргаритой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_kiselevich_m.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 244
Кировского района г. Санкт-Петербурга

Исследовательская работа

 по русскому языку

(научно – практическая конференция

2023-2024 учебный год)

«Словарный запас»

Выполнила: ученица 9 “А” класса Киселевич Маргарита

Научный руководитель: Заирова Евгения Владимировна

                                   учитель русского языка и литературы

Введение

Язык часто и не без основания называют «языком слов». В самом деле, слова - его непосредственно называемые конкретные единицы. Их совокупность образует словарный состав языка, то есть лексику.

Словарный состав русского языка очень богат. В нём насчитываются сотни тысяч слов, позволяющих с предельной выразительностью передать тончайшие оттенки мысли. Язык выражает всё из окружающей жизни, служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний. Для всего, что существует в мире, в русском языке есть прекрасные точные слова.

Сосчитать абсолютно все слова современного русского языка не может никто: ни учёные, ни самый мощный компьютер. Языковеды пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим, так как он - явление подвижное.

Каждый человек - взрослый и ребенок - владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. Говорят, что у Шекспира словарный запас составлял 12 000слов (хотя по разным источникам цифра варьируется от 12 до 20 тысяч), у А. С. Пушкина – 22 000, но по данным «Российской газеты» 2021 года современный молодой россиянин использует 32000 слов! Больше, чем А. С. Пушкин.

Каков словарный запас учащихся нашей школы? Могут ли они дать лексическое толкование самым распространённым словам, знакомым им по изученным на уроках литературы художественным произведениям? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Актуальность темы:

Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. В жизни человеку приходится много общаться на всех уровнях и, порой, от умения выразить свои мысли зависит и хорошая работа, и добрые отношения с людьми, да и просто осознание себя как личности. Однако, в последнее время общение школьников, подростков, да и взрослых людей постепенно «скатывается» к общению в социальных сетях. Простая грамотная речь заменяется разными знаками – эмоджи, что, на мой взгляд, ведет к уменьшению словарного запаса человека.

Объект исследования: Словарный запас.

Предмет исследования: словарный запас школьника (разный возраст), молодых людей, представителей старшего поколения.

Цель исследования: изучить и выявить существующие проблемы низкого уровня словарного запаса учащихся ГБОУ «Лицей № 244».

Цель обусловила постановку задач:

  1. Дать определение термина «словарный запас», изучить теоретический материал по теме, обобщить мысли выдающихся деятелей XIX – XX веков по данному вопросу;
  2. Подобрать методики исследования и определить этапы работы;
  3. Выявить актуальные проблемы словарного запаса учеников нашего лицея, близких знакомых;
  4. Проанализировать полученные результаты.
  5. Составить рекомендации по увеличению словарного запаса.

Методы исследования:

- теоретический (анализ литературы);

- опрос, анкетирование, интервьюирование,

- праксиметрический (анализ результатов).

Гипотеза: Низкий уровень словарного запаса школьников. Словарный запас человека с течением времени изменяется: увеличивается- уменьшается- возрастная связь.

Сроки исследования: ноябрь 2023 г.- январь 2024 г.

Место исследования: лицей, опрос близких знакомых (проведение теста «Определение словарного запаса»)

Практическая значимость: данная работа может быть полезна учащимся, учителям литературы , библиотекарю.

Богатый словарный запас является основой, позволяющей добиваться понимания прочитанного. Но что же такое СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

Словарный запас

Словарный запас (лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и применяет в своей речи человек. Понимание значения каждого слова в тексте способствует пониманию смысла предложения, абзаца, всего текста. Может оказаться, что учащемуся какое-то слово в тексте совсем незнакомо или написание слова знакомо, но значение не совсем понятно. Встречаются и такие ситуации, когда слово знакомо и понятно, но учащиеся не используют его в речи и на письме.

Изучение лексикона русскоязычного ребенка началось уже в конце XIX в. Со второй половины XX в. интерес и внимание к детской речи стали настолько значительными, что появилось новое научное направление – онтолингвистика, которая интенсивно развивается в XXI в. В фокусе внимания исследователей прежде всего оказывается лексикон детей преимущественно раннего и дошкольного возраста.

Изучение лексикона школьника (состава, организации, структуры, динамических процессов в нем) началось во второй половине XX века.

Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека.

Словарный запас позволяет эффективно общаться: слушать, говорить, читать и писать.

Различают два вида словарного запаса:

Активный словарный запас включает слова, которые активно используются в устной речи и на письме.

Пассивный словарный запас – это те слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и на письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.

Тематические группы активного словарного запаса.

Согласно данным исследователей, учащиеся начальной школы пополняют пассивный лексикон ежегодно до 2000 слов и активный – до 1000 слов. При этом считается, что половина новых слов усваивается на уроках родного языка и чтения, остальные – на других уроках, при общении в семье и с друзьями, под влиянием радио, телевидения, в процессе самостоятельного чтения.

Существуют три тематические группы слов, составляющие активный словарный запас учащегося. Эти группы устанавливаются в соответствии с частотой использования слов (часто встречающиеся в тексте и речи слова), в соответствии с навыками письма и чтения, усваиваемыми в определённом возрасте (в 7, 8, 9, 10 лет).

Первая группа – общеупотребительная лексика, т. е. слова, используемые в повседневной жизни.

Вторая группа слов – это лексика, используемая в процессе обучения.

Третья группа включает те слова, которые относятся к определённой области познания, термины.

Важно обратить внимание на то, что 2-ая и 3-я группы не имеют чёткого разграничения. Включение слова в ту или иную категорию зависит от личного опыта учащихся. При обучении чтению не все слова являются одинаково важными.

Примерный словарный запас ребёнка в соответствии с возрастом

Наибольший скачок в формировании словарного запаса происходит в дошкольном и начальном школьном возрасте. Как свидетельствуют исследования (см. Диаграмму «Примерный словарный запас ребёнка в соответствии с возрастом»), в возрасте до трёх лет ребёнок усваивает новые слова медленнее, достигая в общем 1 000 слов.

К моменту поступления в первый класс словарный запас ребёнка составляет около 3 500 слов.

В процессе обучения в начальной школе объём словарного запаса учащегося составляет от 5 000 (активный запас) до 10 000 (пассивный запас) слов.

Возраст ребенка

Примерный словарный запас

1 год

5–9 слов

1,5 года

20–40 слов

2 года

50–200 слов

3 года

800–1000 слов

3,5 года

1100 слов

4 года

1600–1900 слов

5 лет

1900–2200 слов

6–7 лет

3500 слов

7–10 лет

От 5000 до 10000 слов

 Интересны данные распределения слов детского словаря по частям речи и тематическим группам. По таблицам Е. А. Аркина (1948 г.), это 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий; преобладают в словаре детей конкретные существительные, обозначающие предметы окружающей среды.

В школьные годы словарь продолжает увеличиваться, однако, по данным Л. и К. Анфруа, у детей с 7 лет до 14 он возрастает от 19000 до 19800 слов.

Человек с высшим образованием знает порядка 10 тыс. слов, эрудиты — до 50 тыс. слов. Интересно, что «словарь языка Ленина» — более 37 тыс. слов.

Основная часть

Словарный запас школьника – тот объем слов, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения.

Факторы, влияющие на формирование словарного запаса

В деле расширения словарного запаса огромное значение имеет опыт общения в семье.

У некоторых детей ограничены социальные и речевые контакты, с ними мало общаются дома. Возможно также, что у учащегося язык общения в семье отличается от языка обучения в школе. Автор книги «Тридцать миллионов слов: развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» Дана Саскинд, проведя многолетние исследования, пришла к выводу, что «дети умными не рождаются, умными они становятся благодаря окружающей их родительской речи». Она утверждает, что активное общение в первые годы жизни детей или его дефицит определяют будущую траекторию обучения ребёнка, влияют на его/её будущее поведение и здоровье. Чем больше и качественнее общение между родителями и детьми, тем успешнее в будущем будет ребёнок.

Источники расширения словарного запаса

Словарный запас учащихся обогащается в процессе общения со взрослыми, сверстниками, в школе в процессе обучения; при самостоятельном чтении, чтении вслух взрослыми, совместном чтении; из медиаисточников (фильмы, музыка, телевидение, интернет, газеты, журналы, социальные сети и т. п.); под воздействием богатой и разнообразной среды общения и чтения.

Наличие книг в доме, чтение и обсуждение их стимулирует обогащение словарного запаса детей. Этот факт подтверждается тем, что речь, которую взрослые используют в общении с детьми, может не включать много новых слов, тогда как книга – хорошо написанный текст – как правило, предлагает разнообразие новых слов. Но в последнее время это, к сожалению, на мой взгляд, бывает редко.

Итак, появлению нового слова в лексиконе учащихся чаще всего предшествует его прочтение в книге или восприятие на слух в процессе чтения со взрослыми. Перевести слово из пассивного запаса в активный поможет устный пересказ с использованием новых слов.

Активное расширение словарного запаса учащихся происходит не только на уроках чтения, но и на тех предметах, на которых приходится много читать и узнавать новые слова из текста. Большую роль в расширении словарного запаса играет внеклассное чтение. Внеклассное чтение является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Приёмы расширения (пополнения и обогащения) словарного запаса

1.        Объяснение значения слова учителем.

2.        Использование справочной литературы.

3.        Учёт словообразовательной структуры слова.

4.        Использование контекста (смысловой догадки).

5.        Часто повторяющиеся в обучении слова.

6.        Группирование слов.

7.        Слова с несколькими значениями (омонимы).

8.        Синонимы, антонимы.

9.        Изучение фразеологических оборотов.

10.        Словарные слова

Зная, что обладают недостаточным словарным запасом, ребята, с которыми я общалась,  хотели бы пополнить его. Знают ли они способы пополнения? Хочу предложить несколько таких способов.

Читайте как можно больше. Чтение – это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня – не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное – употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

Пользуйтесь словарями, энциклопедиями. Полезно иметь дома набор академических словарей и энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости. Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти словари и энциклопедии практически по любой тематике

Словари

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи, учащихся является работа со словарями. С помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить, активизировать словарный запас, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а также научиться правильному произношению. Умение пользоваться словарём позволит учащимся быть успешными в школьные годы, а в дальнейшей жизни использовать возможность пополнять свои знания языка, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач.

Энциклопедии

Богатейшим источником познания новых слов, влияющим на расширение как пассивного, так и активного словарного запаса учащихся, являются энциклопедии, которые в настоящее время можно найти на любую интересующую детей тему.

Энциклопедия – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания (преимущественно в форме словаря).

Материал в детской энциклопедии, как правило, представлен в доступной и увлекательной форме, а яркие цветные иллюстрации или фотографии органично связаны с текстом и подключают к усвоению материала зрительную память учащихся. Один из вариантов расположения материала в энциклопедии – алфавитный, поэтому учащимся при использовании энциклопедии нужно хорошо знать алфавит. Другой формат – это тематическое расположение материала. Информация в энциклопедии, как правило, представлена лаконично, сжато.

Потребность в расширении словарного запаса определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания ребят, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Бедность же словаря тормозит усвоение орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности". Владение большим запасом слов обеспечивает лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.

Исследование

Учёные считают, что происходит снижение лексического запаса школьника, а также подростка (учащихся СПО, студентов ВУЗов).

Данная проблема является актуальной для нашего лицея.

Существуют различные методики для определения словарного запаса. В ходе своей работы я воспользовалась одной из них.

В моем исследовании приняли участие 10 ребят 5-11 классов, 10 студентов (17-21), 10 взрослых (возраст 30+). Всего 30 человек.

Каждому из них было предложено пройти тест «Сколько слов Вы знаете» и ответить на вопросы анкеты.

В тесте каждый должен был дать лексическое толкование нескольким словам. В задании были использованы только те слова, со значением которых учащиеся обязательно встречались на уроках литературы при изучении художественных произведений русской классики либо на уроках русского языка.

На представленных таблицах выведены результаты моего исследования

возраст

средний словарный запас по результатам теста

средний словарный запас по личной оценке

13-17

55800

45400

17-21

69100

41800

30+

87800

43600

Общий итог

70900

43600

источники новых слов

возраст

интернет

книги

разг.речь

сми

Общий итог

13-17

5

5

10

17-21

5

3

2

10

30+

5

2

2

1

10

Общий итог

15

10

4

1

30

Выводы

Исследования показали, что, действительно, в нашем лицее

Группа 13-17 лет

  1. У ребят (учащихся, опрошенных мной) отсутствует интерес к слову;
  2. Речи учащихся свойственна словарная бедность, что характеризуется неумением правильно выразить свои мысли;
  3. Ребята не знают многих слов, служащих как для названия предметов, явлений деятельности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли
  4. У ребят отсутствует потребность пользоваться словарем для обогащения своего словарного запаса.  
  5. Увлечение планшетами и смартфонами привело к необратимым последствиям: современные дети страдают бедностью языка.

Группа 17-21

  1. Студенты узнают много новых слов из книг и из интернета
  2. Словарный запас выше, чем у школьников, и ниже, чем у взрослых
  3. Студенты общаются между собой чаще, чем школьники (так как они выбирали разговорную речь как один из способов получения информации)

Группа 30+

По результатам исследования, можно сказать:

  1. У взрослых словарный запас выше чем у других опрошенных
  2. Группа имеет много каналов получения новых слов. (Не только книги и интернет, но СМИ и разговорная речь )
  3. Многих результаты теста вдохновили на целенаправленное изучение новых слов.

Могу предложить двум желающим пройти тест.

Мне нужен один ученик и один представитель более старшего поколения.

Позже мы сравним результаты.

Заключение

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное и чтобы быть понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений.

Как это интересно – проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск.

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР,

Консультация  для  воспитателей  ДОУ....

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа на уроках русского языка по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся.

Работа на уроках русского языка  по обогащению и совершенствованию словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсужда...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

"Как расширить словарный запас по английскому языку"

Данная статья содержит совет для родителей по обогащению словарного запаса учащихся по англ.яз....

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Золотой запас русского языка

Урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства языка", подготовка к ЕГЭ (В8). К конспекту прилагается презентация урока и технологическая карта....