Конспекты уроков
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дроздова Анна Юрьевна. Портфолио

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока Памяти «Симфония мужества блокадного Ленинграда»

Симфония мужества блокадного Ленинграда

Титульный  слайд

1

Видео метронома Metronome Beat: Star Media's Soviet Storm https://www.youtube.com/watch?v=qsh9EWhGGX8

2

Ведущий 1

      Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в Государственном архиве Югры!

     27 января – особая дата в истории нашей страны. В Российской Федерации отмечается День Воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.  

     Слово предоставляется директору Государственного архива Югры  Наталии Дмитриевне Судаковой 

Титульный лист с фотографиями

3

Директор

      Вступительное слово директора  

Ведущий 2

      Каждый прожитый день в Ленинграде нес голод, лютый холод, болезни, смерть, разрушения и вместе с тем демонстрировал несгибаемую волю, невероятную  силу духа,  стойкости  и мужества ленинградцев

3

      Симфония Шостаковича. Видео фронтовые  

https://www.youtube.com/watch?v=_Ol4GCgq-P0 

14,10-14,45

4

Ведущий 1

       Захват Ленинграда был важной частью разработанного Германией плана «Барбаросса». Он предусматривал нападение на СССР тремя группировками армий по трем основным направлениям: «Юг» на Киев,  «Центр» на Москву и «Север» на Ленинград, предусматривал взятие города в течение месяца. Окончание войны через 4 месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=OasI2l69gfE

План Барбаросса

Приглушить немного звук

5

Ведущий 2

      Гитлер считал, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишится Ленинграда.  

У фашистов был приказ: стереть «Город Ленина» с лица земли. Уничтожить жителей Ленинграда самыми бесчеловечными средствами: голодом, холодом, обстрелами и бомбёжками. 

5

Ведущий 1

      Наступление на город Ленинград началось в августе 1941 года, группировка немецко-фашистских войск успешно продвигалась вперед, надеясь штурмом взять город. Линия фронта проходила в 4-х км. от Кировского завода, и в 15 км. от Зимнего дворца.

5,42-5,53 КАРТА блокады

https://vk.com/video?z=video4145623_159508849%2Fpl_cat_updates

Приглушить немного звук

6

Ведущий 2

      Несмотря на отчаянное, ожесточенное сопротивление защитников города, 30 августа немецкие войска вышли к Неве, 8 сентября отрезали все дороги, связывающие Ленинград со страной, город оказался в кольце.

      В городе на тот момент оставалось 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. 

КАРТА блокады

7

Ведущий 1

     Началась блокада города. В годы войны Ленинград стал еще одним концлагерем, из которого почти невозможно было сбежать. Положение, сложившееся под Ленинградом, по словам Жукова, Сталин оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово «БЕЗНАДЕЖНОЕ». Еще несколько дней и Ленинград придется считать потерянным, город будет сдан врагу

Термин «блокада»

8

Ведущий 2

      Бомбардировки города приняли систематический характер, массовые авиаудары, следовали один за другим. Ежедневно немцы сбрасывали на город более  тысячи  снарядов и  бомб.

Жителей держали в постоянном страхе смерти – самый долгий авианалет длился больше 13 часов. Тогда в городе разорвалось более 2 тысяч снарядов.

Только заставка видео, само видео не включать

9

https://www.youtube.com/watch?v=wYDiFB_Wh3w

32,40-32,49Видео о звуке метронома и тишине МЕТРОНОМ 0,40-до 1,12 

9

Ведущий 1

      Немцы целенаправленно били по складам продовольствия, жилым домам, больницам, в которых заживо горели люди.

Город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. В блокированном Ленинграде начался голод.

Подрыв продуктовых складов и разрушенных зданий

10

Ведущий 2

     Символом блокады стала хлебная карточка с нормой хлеба для иждивенцев и детей— 125 граммов в день. Солдатам, которые сражались на передовой, — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов.

      В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, стружку деревьев, дикорастущие семена.

Фото хлебных карточек

11

Ведущий 1

      Одно время на некоторых предприятиях Ленинграда для употребления в пищу выдавали промышленное сырье вместо еды: столярный и обойный клей, вазелин, машинное масло, олифу, целлюлозу, сапожную кожу, гуталин, казеин, используемый для изготовления красок и пластмасс – все, что принимал желудок.

Фото промышленных товаров

12

КЛИП о голоде 2,16-2,30 https://russiainphoto.ru/video-exhibitions/47/

13

Ведущий 2

      «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем  либо, потом ложатся спать и больше не встают». Люди от голода настолько ослабели, что уже не сопротивлялись смерти.

Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. 

В январе 1942 года умерли около 130 тысяч чел., в мае – 50 тысяч, в сентябре – 7 тысяч человек. 

Фото умерших

14

Ведущий 1

       Из воспоминаний Медведевой Марты Робертовны (в 1941 году ей исполнилось 13 лет): «По карточке ничего не получали, когда сгорели склады с продовольственными запасами, собирали на пепелище остатки масла, сахара, так и перебивались. На Васильевском острове разбомбили зоопарк: погибли слон, верблюд и жираф. Я пошла туда. От дома далеко. К счастью, там оказались трое мужчин, они рубили мясо, мне достался кусок верблюда.  Два раза сходила, больше не было сил».

Фото Марты Робертовны

15

Ведущий 2

      В это тяжелое время с неприятелем в осаждённом городе воевали не только солдаты Красной Армии, но и каждый житель города.

Истощенные, голодные, обессилевшие и измученные люди (в большинстве своем женщины, старики и дети) продолжали оказывать сопротивление врагу, несмотря на то, что смерть входила в каждый дом, в каждую семью.  

Дети  блокады, оставались сиротами и сами на санках вывозили на кладбища мертвых родителей.

Фото Ленинграда, женщин и детей

16

Ведущий 1

      Из воспоминаний Шмидт Екатерины Ивановны: Во время блокады у них в Ленинграде погибли все родственники. Она не знает, где они похоронены. …На Пискаревском кладбище взрывали траншеи для захоронения трупов. Их привозили на грузовиках, складывали штабелями. Их было так много, что не успевали закапывать

Фото Шмидт Екатерины Ивановны

17

Ведущий 2

      Из воспоминаний Осиновской Нины Григорьевны: Во всех школах Ленинграда были открыты госпитали. Я устроилась санитаркой в госпиталь в свою школу. Работали днем и ночью, иногда сутками не выходили из госпиталя. Все наши родственники,  с папиной и с маминой стороны погибли во время блокады. Когда осталась совсем одна в большой квартире, я стала жить в госпитале.

Фото Осиновской Нины Григорьевны

17

Ведущий 1

       Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, работали наравне  со взрослыми,  приближали Победу.

18

Ведущий 2

       Они дежурили на крышах и тушили немецкие зажигалки, ходили на уроки в бомбоубежища, изо всех своих сил трудились в цехах предприятий: дотянуться до станков помогали специальные подставки.  

18

https://www.youtube.com/watch?v=rq0366Y9NvE

0,40-1,00      Видео блокадных детей

19

Ведущий 1

      Из воспоминаний Ясневой (Мисюта) Анны Николаевны. Анна Николаевна - единственная из семьи, кто выжил, благодаря тому, что сумела найти работу в «банно – прачечном отряде».  Судьба дала ей шанс, когда она случайно оказалась возле дверей одной из воинских частей, где перед дверями она упала в голодный обморок. Изначально её не хотели брать на работу из-за дистрофии. Впоследствии она стала «вольнонаёмной». Работала прачкой, двигаясь вслед за Ленинградским фронтом.

Яснева (Мисюта) Анна Никола

20

Ведущий 2

       Детей из Ленинграда эвакуировали в первую очередь по единственной «Дороге жизни», по хрупкому льду Ладожского озера.  Из детских воспоминаний  Валентины Ивановны Барановской (Копьёвой): «Помню, как мы ехали в эвакуацию по «дороге жизни» по замёрзшему Ладожскому озеру, покидая блокадный Ленинград. Каждой матери с ребёнком дошкольного возраста полагалось одно место в автобусе. Детей – школьников эвакуировали отдельно от родителей. Мой брат, Костя, был школьником. Мама не отдала Костю, мы ехали вместе: мама сидела, я - у неё на коленях, брат – у неё на шее, свесив ноги на меня. Это не помешало нам увидеть, как один впереди идущих автобусов ушёл в полынью под лёд со светящими фарами. Мама ещё крепче прижала нас к себе».

Валентина Ивановна

Барановская (Копьева)

20

Ведущий 1

       Вся страна, тогда Союз Советских Социалистических республик откликнулись на трагедию Ленинградцев. Наши земляки, сибирские соединения и части принимали участие в избавлении и разгроме фашизма, проявляли чудеса мужества, стойкости, героизма на подступах к Ленинграду, обороне и защите исторического города.

Фото боевые

21

Ведущий 2

      Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков справедливо замечал: «Там, где действовали сибиряки, враг не пройдет, я всегда был уверен в том, что они с честью и боевой доблестью выполнят возложенную на них задачу».

Фото боевые

21

Ведущий 1

       Многие сложили  головы  на ленинградской  земле.

ОБРАТИТЕ внимание на ИЗВЕЩЕНИЯ о гибели наших земляков.

Под Ленинградом погиб Бардин Павел Петрович – один из первых руководителей архивной службы, стоящий у истоков формирования государственного архива нашего округа.

Фото похоронок на столах

22

Ведущий 2

       Косполов Иван Прохорович – выпускник Ханты-Мансийского национального педагогического училища, муж известной сказительницы Анны Митрофановны Коньковой. Погиб, защищая Ленинград. Награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Фото Косполова Ивана Прохоровича

23

Ведущий 1

      В фондах Государственного архива Югры хранятся воспоминания наших земляков – защитников Ленинграда, которые защищали осажденный город. Воспоминания были записаны уже в послевоенные годы.  

23

Ведущий 2

       Китайкин Нестер Ульянович «На юго-западных подступах к Ленинграду, Гитлеровская армия превосходила нас в силах по пехоте и артиллерии в полтора раза, по танкам в два раза. Гитлер не сомневался в успехе  наступления,  Ленинград хотел взять в августе. Но просчитался. Бои под Ленинградом были тяжелыми и кровопролитными – конвейер смерти…. Утром принимаем пополнение - вечером они уже лежат убитые, раненные,  искалеченные.

Китайкин Нестер Ульянович

24

Ведущий 1

       Пачганов Андрей Дмитриевич Когда началась война, Андрею было 14. Несколько раз Андрей ходил в военкомат, но слышали твердый отказ!   Шел второй год войны, в сентябре Андрею исполнилось 15 лет,  он снова отправился в Самаровский райвоенкомат. В его метриках, в графе - год рождения стаяла исправленная дата, с добавлением – два года. Призывная комиссия, хотела отправить парня назад, но большое желание Андрея, во что бы то ни стало, попасть на фронт, убедило военкома в обратном.  

Пачганов Андрей Дмитриевич

25

Ведущий 2

       Тропин Александр Гаврилович «Нашему батальону было дано задание: «Выбить фашистов из укрепленной высотки»! На высотке располагался дзот, из которого немецкие пулеметчики беспрестанно вели огонь. Бойцы несколько раз пытались уничтожить дзот, но каждый раз терпели неудачу. Бояться было бессмысленно…  мы шли на пулеметы в полный рост. Худшего для нас и не придумать. Ребят косило наповал целыми отделениями. Били пулеметы, как косой косили…  Залегли, ждем ночи, одно спасение – лопата.... успевай окапываться, да укрепляй фланги…

Тропин Александр Гаврилович

25

Ведущий 1

      Кугаевский Александр Филиппович: Однажды экипаж вылетел на боевое задание. Разведка прошла успешно, но вдруг забарахлил мотор. Приземлились удачно, приняли решение: командир остается с машиной, а штурман и сержант должны доставить материалы разведки. К утру они были в части, задание выполнили. Но никто не знал, что им пришлось пройти по местности, на которую враг ночью сбросил отравляющее вещество. Лишь когда у ребят на какое-то время отказало зрение, стало ясно, чего стоило им выполнение этого задания.

Фото Кугаевского Александра Филипповича

26

Ведущий 2

      Скутин Зиновий Трофимович: Перед связистом Скутиным поставили задачу: устранить разрыв провода на линии связи между батальоном и полком, на важном участке боя. Скутин трижды сращивал разрывы в проводе. Последний был особенно сильным,  он крепко держал концы провода в руках, рядом взметнулся столб огня и дыма. Связист потерял сознание, но соединил провода, выжил, получил тяжелое ранение - ступню пришлось ампутировать.

Фото Скутина Зиновия Трофимовича

26

Ведущий 1

      Несмотря на все трудности -  жизнь в блокадном городе продолжалась. Ленинградцы жили, сохраняли великое наследие прошлого, занимались научной работой, совершали открытия, восхищались искусством, отмечали праздники, играли свадьбы.

Фото культурной жизни

27

Ведущий 2

      Дмитрий Шостакович, известный композитор принимал участие в обороне Ленинграда — дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем. Композитора не взяли на фронт, и он решил воевать с неприятелем другими методами. В конце 1941 года Шостаковичем была написана «Героическая седьмая симфония».

Фото Шостаковича

28

Шостакович  исполняет симфонию

https://www.youtube.com/watch?v=nOKL_q-Ribs 0,17-0,30

29

Ведущий 1

      Большой симфонический оркестр в начале войны состоял из 100 музыкантов, к 1942 году в оркестре осталось всего 15 человек. Была проделана работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на передовой. Начались первые репетиции, но продолжались они по 20 минут из-за слабости музыкантов. Некоторые музыканты падали в голодный обморок прямо на репетиции.

Афиши, репетиции

30

Ведущий 2

      Симфония станет символом  обороны блокадного Ленинграда. Это великое произведение потрясло слушателей, вселило уверенность, придало силы защитникам города. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Афиши, репетиции

30

https://vk.com/videos4145623?z=video4145623_159508849%2Fpl_4145623_-2

2,45-3,20

Видео налетов с музыкой Шостаковича

31

Ведущий 1

      Шел 355-й день блокады. В этот день по планам немецкого командования город должен был взят. В фешенебельной гостинице «Астория» предполагалось провести банкет, пригласительные билеты были уже отпечатаны… Но Ленинград продолжал борьбу.

И как вызов врагу, именно в этот день, 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт - исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

32

Ведущий 2

      Пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали. Произведение звучало в каждом доме, на улицах транслировалась по радио и уличные громкоговорители. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

      Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть”.

32

https://vk.com/videos4145623?z=video4145623_159508849%2Fpl_4145623_-2

2,45-3,20     Видео налетов с музыкой Шостаковича

33

Ведущий 1

      Попытки прорыва блокады Ленинграда неоднократно предпринимались в 1941, в 1942 годах, но безуспешно. Лишь в январе 1943 года в ходе операции "Искра", была восстановлена сухопутная связь Ленинграда с «Большой землей», а через год  -  27 января 1944 года удалось освободить Ленинград от блокады.

Включить только заставку

Голос не включать

34

Голос диктора  включить

34

Ведущий 2

     76 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Город выстоял в смертельной схватке с врагом, став образцом мужества, стойкости и героизма. Память о бессмертном подвиге должна передаваться из поколения в поколение. Запомните - 27 января - день воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда.  

35

Ведущий 1

       Помните – Ленинград – победная, героическая и трагичная страница истории нашего народа.  Слава  тебе, великий город, сливший воедино фронт и тыл,

       В небывалых трудностях который  Выстоял. Сражался. Победил.

       

       Почтим минутой молчания жертв Великой Отечественной войны.

36


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ -  8 КЛАСС

  1. В каком варианте ответа представлено словосочетание?

1) около дома            2) наступила ночь        3) бить баклуши        4) первый снег

  1. В каком варианте ответа представлено словосочетание с подчинительной связью?

1) день и ночь                          2) работает на заводе        

3) перед городом                4) солнце встало

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег,  из веселой компании, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

4. Найдите словосочетание со способом связи «управление».

1) рубить дрова                     2) с нашим другом          

3) идти не оглядываясь         4) собираться уехать

5. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) говорил громко                2) в другую сторону

3) написал повесть                4) любимый всеми

6. Какое предложение является простым?

1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

2) Стаял рыхлый снег в апреле, и в лазури птицы пели.

3) Сколько сел и деревень ни проезжали, Пугачева знали всюду.

4) Пурга прекратилась, что нас всех обрадовало.

7. Укажите, чем выражено подлежащее: Мы с товарищем принялись за работу.

1) местоимением        2) существительным        3) словосочетанием        4) глаголом

8. Укажите, чем выражено подлежащее: Подойти к зверю было страшно.

1) причастием          2) словосочетанием          3) глаголом         4) существительным

9. В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1)  Каждый из нас на своем корабле капитан.

2)  Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

10.  В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

11. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу...

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

12. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

13. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей.

2) Не дожидаясь остальных, Рудин начал рассказывать.

3) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

4) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

14.  В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Война есть безумие.

2) Мой долг  предупредить тебя об опасности.

3) Два сапога пара.

4) Бедность не порок.

15. В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Незаконченное дело что конь о  трёх подковах.

2) Простота есть необходимое условие прекрасного.

3) Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

4) Быть поэтом  значит петь раздолье.



Предварительный просмотр:

Литература, 6 класс

Урок. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»).

Рабочее название урока: «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне».

продолжение разговора о дворянском благородстве и чести, как настоящем, так и мнимом.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему урока, его проблему и цели.

2. В диалоге с учителем вырабатывать оценочные критерии своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды информации, которая находится в тексте –текстовую, фактуальную и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, которая представлена в различных формах.

4. Пользоваться приёмами просмотрового и ознакомительного чтения.

5. Излагать содержание прочитанного текста сжато, подробно, выборочно.

6. Осуществлять синтез и анализ.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, уметь аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Обосновывать свою точку зрения и высказывать её.

6. Слушать и слышать других, стараться принимать точку зрения других, быть готовым изменять свою точку зрения.

7. Выступать перед одноклассниками с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить отметку и оценки, если докажет, что ученик занизил либо завысил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право  эту оценку и отметку поправить, если докажет, что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено ответ, решение?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

Какую оценку ты себе ставишь?

Базовый уровень– решение простой типовой задачи, где требуется применить усвоенные знания и сформированные умения, прежде всего опорной системы, которая необходима для всех. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где необходимо применить знания по новой, изучаемой теме, либо «старые» умения и знания, но иной ситуации. Это будет уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением знаний, добытых или усвоенных умений самостоятельно.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2. Работа с текстом во время чтения, составление кластера, сравнительной характеристики.

3. Работа с текстом после чтения. Анализ текста.

На этом уроке мы с вами продолжаем работу над романом А.С.Пушкина “Дубровский”.

Наш урок сегодня я хотела бы начать с маленького литературного эксперимента.

Пожалуйста, просмотрите отрывки из романа и попробуте воспроизвести пропущенные слова и понять, о ком же из героев идет речь:

  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.

(А.Г.Дубровский)

  • Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”

(К.П.Троекуров)

А теперь подумайте, почему именно эти цитаты в качестве эксперимента я взяла? Определите их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события в 1 главе являются центральными? (ссора, конфликт А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова).

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из литературного эксперимента и домашнего задания, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему урока, цель урока самостоятельно.

Формулируем тему урока:

Отношения между Дубровским и Троекуровым.

Работа с текстом до чтения (с. 66): характеристика автора, анализ иллюстрации и названия произведения.

– О чём Пушкин писал?

– Какие его произведения вы помните?

– Как вы думаете о чём пойдёт речь в этом романе?

Прочитывается 1 глава с комментариями учителя.

Задание ученикам:

- Попробуйте представить сходство Троекурова и Дубровского в виде кластера

2. Составляют кластер 

женились по любви

рано овдовели

родились в одном сословии

являются ровесниками

наклонности и характеры      

одинаковое воспитание

бывшие сослуживцы

Вывод: У героев много общего и поэтому они дружили                                        

3. Составление сопоставительной таблицы

Используя цитаты из 1 главы, расскажите о А.Г. Дубровском и К.П.Троекурове

 (каждая группа получает распечатанную таблицу, которую будет нужно заполнить цитатами из 1 главы произведения)

Сравнительная характеристика

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Вывод

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

4. Ответы учащихся

Слайд:   Сравнительная характеристика

Вывод: Одной из тем в романе является тема так называемого «барства дикого», представителем которого становится помещик К.П.Троекуров. Пушкин красочно рисует сцены, показывающие его жестокость и самодурство. Пушкин этим рисует обобщённый тип нравов и быта провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова для того времени типичен.

Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что в России ещё не перевелись и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого достоинство и честь не пустые слова)

IV. Конфликт между  Троекуровым и Дубровским

-  Какое увлечение объединяло обоих приятелей?        (охота с собаками, поэтому их и держали).

 - Какая псарня была у Троекурова?

Пишем в тетрадях:

Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.

А чтобы нам выяснить из-за чего именно произошёл конфликт между дворянами-соседями, мы с вами попробуем исследовать 1 главу романа и выяснить ключевой момент в данной главе.

Работа в группах

- Как вы думаете, какой элемент, фрагмент, отрывок играет ключевой момент в этой главе? (Случай на троекуровской псарне)

- Как вы определили, что такое эпизод? (Это отрывок, который обладает законченностью, цельностью, самостоятельностью).

- Как можно выделить такой отрывок из общего текста?

- На что в первую очередь необходимо обратить внимание при анализе фрагмента? (Участники действия, время, место, поведение героев, происходящее между ними, поступки и речь героев, роль эпизода в сюжете произведения).

План анализа эпизода

  1. Границы эпизода и его условное название.
  2. Действующие лица.
  3. Время и место действия.
  4. Суть происходящего.
  5. Полная характеристика героев.
  6. Роль эпизода в сюжете произведения.

Основываясь на анализе эпизода, ответьте на следующие вопросы:

- Почему Дубровский стал «смиренным», а Кирила Петрович наоборот «надменным»?

- Был ли между ними неизбежен конфликт и почему?

- Чем мог раздражать Троекурова Дубровский?

- Как характеризует Дубровского сцена на псарне?

- Была ли ссора между Троекуровым и Дубровским случайна или же она стала закономерной?

Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, так ка, скорее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу чести настоящего дворянина.

III. Итог урока.

Именно такой бесконечный спор о благородстве –мнимом и действительном – стал настоящей причиной конфликта между Дубровским и Троекуровым. Конфликта, в который сначала были втянуты посторонние люди , а потом и их собственные дети.

Предположите конфликт Дубровского и Троекурова с тем, чтобы все, кто их окружал, были истинными дворянами. Чем тогда он мог закончиться?

IV. Домашнее задание.

Прочитать 2–6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский» и озаглавить их.



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Предмет________  русский язык             класс_______7

Тема урока

Причастие как часть речи

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Формы, приемы, методы:

        парная

        фронтальная

        индивидуальная

Педагогические технологии

проблемно-диалоговая

Цель урока

                       1) образовательная: -определить совместно с учащимися, что такое причастие;

                                                - определить роль причастия в предложении;

                                                 -формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

                        2) деятельностная:  -развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

                                                -способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

                        3) воспитательная:  -формировать потребности к получению новых знаний;

                                                -воспитывать интерес к изучению русского языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

1. Познакомиться  с понятием причастие, грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностям

2. Отработать умения отличать причастие от других частей речи: прилагательных , глаголов.

3.  Тренироваться  в определении причастий по их признакам.

-познавательные:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное.

3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

- регулятивные:

1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

- коммуникативные:

1. Формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.        

1. Воспринимать речь учителя и одноклассников.

2. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.

3. Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

4. Проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

Название технологических этапов урока,  их содержание.

Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)

Цель: проверка готовности рабочих мест;

организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Время: 1 мин

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку и тихонько садитесь.

- Ребята, мы с вами закончили повторение и продолжаем изучение морфологии и знакомимся с новой частью речи -это будет удивительная морфологическая единица, вокруг которой до сих пор не утихают лингвистические споры.

             Но сначала обратим свой взор в древнегреческую мифологию. (изображение кентавра на слайде).

            В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке.

А вот что это за «Кентавры»  есть в русском языке,  мы сегодня с вами и узнаем.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

1.Осваение  культуры общения, умение слушать другого.

2. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель:   обеспечить восприятие, осмысление новой темы; 

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Время: 2 мин

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся  к эпиграфу - высказыванию В. И. Даля:

Работа с эпиграфом.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного .

В.И.Даль

- Скажите, о какой морфологической единице пойдет речь и в чем ее особенность?  

Тема урока: Причастие как часть речи

(проблемный вопрос)- Что еще хотели бы вы узнать о причастии как части речи?

Сегодня мы познакомимся с  удивительной частью речи- причастием, а также узнаем его признаки.

Начнем составление кластера: (на доске)

             Причастие

Глагол        Прилагательное

Чтение эпиграфа.

- Речь пойдет о причастии, которое объединяет в себе признаки глагола и прилагательного.

-Грамматические, морфологические, синтаксические признаки причастия.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли.

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Знакомство с новым понятием «причастие» и первичными признаками причастия.

3. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Время: 2 мин

Начнем первое знакомство с причастием и Обратимся к Словарю урока и прочитаем определение причастия.

- Какую еще дополнительную информацию вы узнали из предложенного определения? –

Для определения морфологических и синтаксических  признаков нам необходимо решить ряд задач. Так наш урок станет немного похож на урок математики.

Дополним нашу информацию в кластере:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

Чтение определения причастия. Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

   -Причастие обозначает признак предмета по действию – это его грамматическое значение.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе нового материала.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятием  причастие.

2.Выделение грамматического значения приастия.

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи самостоятельно.

Время: 13 мин

Проблемная задача №1: Прочитайте следующее предложение:  Незнакомец  носил круглые очки, заклеенные скотчем  и только благодаря этому не разваливающиеся.

и решите предложенные задачи самостоятельно.

- Какие определения имеет сущ «очки»? на какой вопрос отвечают эти определения ? Что обозначают?

Существ. «очки» имеет 3 определения: «круглые, заклеенные и  разваливающиеся». Все они относятся к существительному «очки» и отвечают на вопрос : КАКИЕ?, т.е. обозначают признак.

Попробуем определить, чем выражены определения: В помощь вам будет наш словарь урока

Определение - круглые –отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета  - значит выражено прилагательным

Определение – заклеенные – отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию –это прич.

Определение – разваливающиеся – отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию –это прич.

Оцените свою работу после первого задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1-2 ошибки

«3»-допущено 3 ошибки

«2»- допущено 4-5 ошибок, задание не выполнено.

Вернемся  к кластеру:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Решите задачу №2:

- От каких глаголов образованы причастия, чем они отличаются?

- Причастия образованы от глаголов совершенного вида и несовершенного вида, следовательно и причастия  бывают совершенного несовершенного вида. 

Оцените свою работу после второго задания.

Шкала оценивание:

«5»-задание выполнение

«4»-допущено 1 ошибки

«3»-допущено 2 ошибки

«2»- допущено 3-4 ошибок, задание не выполнено

Продолжим заполнять  кластер:

   Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу и выполняя синтаксический разбор предложения на доске.

Проблемная задача №1:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Прочитайте предложенное предложение

устно

2.Выпишите определения к сущ «очки»

Круглые, заклеенные, разваливающиеся

3. Докажите, что это однородные определение

Относятся к сущ, отвечают на вопрос-какие?, обозначают признак

4. Определите, чем выражены определения (по схеме: определение- вопрос-грамматическое значение – часть речи)

            Определение - круглые –отвечает на вопрос «Какие?» и обозначает признак предмета  - значит выражено прилагательным

Определение – заклеенные – отвечают на вопрос «Какие? и «что сделанные?», обозначает признак предмета по действию –это прич.

Определение – разваливающиеся – отвечает на вопрос «Какие?» и « что делающие?» обозначает признак предмета по действию –это прич.

 

Самооценка учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу..

Проблемная задача №2:

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите от каких глаголов образовались причастия в предложенном предложении              (по схеме: прич-глагол)

заклеить

разваливаться

2.Чем отличаются эти глаголы

заклеить-сов.в

разваливаться-несов.в.

3. Сделайте вывод о связи причастий и глаголов, от которых они образованы.

1.отбразуются от глаг. сов. и несов.в.

2. причастия бывают сов. и несов. В.

Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

2.Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи в паре

Время: 13 мин

Сейчас приступим к решению следующей задачи в парах.

- Какой вывод можно сделать о причастии относительно глагола?

     - Причастия бывают прошедшего и настоящего времени; по совершению действия: действительные и страдательные; страдательные причастия образуют краткую форму.

Шкала оценивание:

 «5»-решены правильно 5 задач

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Вернемся  к кластеру:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?

Сов.\несов.в.

Страд.\действ.

Наст.\прош.вр

Приступаем к решению задачи № 4.

Что мы можем сказать о причастии относительно прилагательного? – причастие имеет морфологические признаки прилаг: относится к сущ, изменяется по родам, числам, падежам.

Шкала оценивание:

 «5»-решены правильно 3 задачи

«4»-задачи решены, но допущена 1-2 ошибка

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.        Баллы:________

Завершаем составление кластера:

        Причастие   (обозначает признак предмета по действию)

Глагол        Прилагательное

-что сделанный?        - какой?

-что делающий?        число

Сов.\несов.в.        падеж

Страд.\действ.        род

Наст.\прош.вр

 Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заполняя таблицу.

        Проблемная задача № 3

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие +  сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Определите время. совершения действия.

1. прош вр

2.наст вр

3. В каком словосочетании предмет сам совершил действие, а в каком над предметом производят действие?  (залог)

1. кем-то  Страдательные – обозначают признак, возникший под действием другого предмета 

2.сами Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета 

4. Из какого полного причастия можно образовать краткую форму?

1.заклеен – из страд прич.

2. действит не образ кр.форму.

5. Сделайте вывод

1.причастия бывают прош и наст вр

2. страдательные и действительные.

3.страд. прич  образуют крат форму

 Взаимооценка в парах

Проблемная задача № 4

Выполните следующие задачи:

Решение задач:

1.Запишите словосочетания причастие +  сущ «очки»

Очки заклеенные

Очки не разваливающиеся

2. Укажите как согласуется причастие  и сущ «очки»  

число падеж (В.П., мн.ч.,)

3.Выпишите словосочетания:

- прич + сущ «Очки». Укажите глав. и зав слово

- прич + другое сущ . Укажите глав. и зав.слово

1.очки заклеееные

2.заклееные скотчем

1.очки не разваливающиеся

2.не разваливающиеся благодаря этому

3. Сделайте вывод

1. причастия изменяются по числам, падежам и родам

2. могут быть глав и завис словом в словосочетании

Взаимооценка в парах

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Планировать деятельность. 3.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (таблица).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 2. Коллективное обсуждение составленных таблиц.

3. Освоение культуры общения в паре, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Познакомиться с морфологическими признаками причастия.

2.Выявление отличительных особенностей причастия от глаголов и прилагательных.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа учащихся с проверкой по эталону.

Цель: сформулировать правило о причастии, обобщив и закрепив полученные знания. обеспечить осмысление новой темы

Время: 5 мин

Подведем общий итог решения наших проблемных задач, заполните карточку-информатор. 

Сверьте с ответом:

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая  совмещает в себе признаки  глагола .(время, вид, залог) и признаки прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от глаголов наст и прош вр соверш и несовер вида..   

 Причастия могут быть страдательными и действительными.

        Страдательные причастия могут иметь полную и краткую формы.

Причастия в предложении обычно бывают определением и отвечают на вопросы: какой? Что делающий? Что сделанный?

Шкала оценивание:

 «5»-задача решена правильно или с 1 недочетом

«4»-задача решена, но допущена 1-2 ошибки

«3»-допущено 3-4 ошибки

«2»- допущено 5 ошибок, задача не решена.

Проблемная задача № 5:   Заполните карточку-информатор.

        Причастие – это…..часть речи, которая  совмещает в себе признаки…..(время, вид, залог) и признаки….(изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от ………с помощью специальных суффиксов……… Причастия могут быть страдательными и ……………

        Страдательные причастия могут иметь полную и……формы.

Причастия в предложении обычно бывают ………и отвечают на вопросы: ……

Самооценка учащихся.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Обобщение и закрепления признаков причастия.

2.Составление определения  причастия.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6. Применение знаний и формирование умений и навыков. Цель: закрепить полученные знания.

Время: 6 мин

Выполним упр.59.

Спишите предложение, пользуясь опорным материалом, найти причастие, указав  его признаки.

      Осенью степи совершенно изменяются: выросшие во всю длину и вполне распустившиеся волокна ковыля колеблются мелкою серебрящеюся зыбью. (С.Аксаков)

Дайте характеристику встретившимся в предложении причастиям.

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.

Учащиеся характеризуют причастия, их признаки.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

2.Умение строить монологическое высказывание.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД:

1. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей глаголов разных типов наклонения и использование их в худ.тексте.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Время: 2 мин

     И завершить урок хотелось бы словами В.М. Ломоносова  о причастиях: 

"Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…"

Какой смысл содержит это высказывание?

Поставьте себе отметку за урок  в зависимости от набранных на уроке баллов:

Если Вы набрали 25 -23 баллов – отметка за урок «5» -

 Если Вы набрали 22- 18 баллов – отметка за урок «4»

Если Вы набрали 17- 13 баллов – отметка за урок «3» -

От 12 баллов и ниже – отметка за урок «2»-        

Учащиеся знакомятся с высказыванием В.М.Ломоносова.

- Причастие – это особая морфологическая единица, которая сочетает в себе признаки других частей речи – глагола и прилагательного – и  таким образом позволяет сделать нашу речь более ёмкой и выразительной.

Самооценка учащихся.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свертывать информацию до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домащнее задание.

Время: 1 мин

1.Упр.53.(по заданию)

2. Напишите миниатюру на тему «Осенний листопад», используя причастия

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...