Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Волобуева Любовь Александровна

Функциональная грамотность - способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для учителей русского языка и литературы формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped_sovete_28.12.21_.doc621.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Формирование

функциональной грамотности

на уроках русского языка и литературы

Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность - способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для учителей русского языка и литературы формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций:

- коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- языковой компетенции, которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

- лингвистической компетенции, которая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 

Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 

Расскажу о некоторых формах и методах, которые применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся. Вряд ли я изобрету велосипед, но, возможно, кому-то помогу.

Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям. Технология РКМЧП позволяет решать следующие  задачи:

  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

  Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Использование игровых технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение.

Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.

             Игра «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• ситцевый, горошек, замочек (лишнее –ситцевый, так как прилагательное);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой темы и на разных этапах урока по русскому языку и литературе.

                Игра «Найди пару».

Необходимо найти слова-антонимы. Игра проводится при отработке темы «Лексика» в 5 классе.

Острый                                        трусливый

Сладкий                                        безделье

Скупой                                          глупый

Умный                                          жар

Храбрый                                       тупой

Хвалить                                        щедрый

Здороваться                                война

Смеяться                                     ругать

Труд                                              горький

Мир                                              плакать

Холод                                           прощаться

На уроках литературы для формирования функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-концерт, урок-диспут и другие. К примеру, урок-суд над Печориным. Уроки проходят в форме ролевой игры-суда, включают элементы театрализации. Исполняя роли, обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.

Также использую игры творческого характера.

                 Игра «Творческая мастерская»

Например:

написать стихи на заданную рифму:

желанья      мечты

 страданья   пустоты

 жестокий    знак

 одинокий    мрак

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Некоторые приёмы технологии развития критического мышления, которые можно использовать для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

               Приём «Инсерт»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фразу "это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему.

Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст ( текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

 "?" - непонятно,

 "+"-  согласен

"-"-вызывает сомнение,

 "!" - это главное, это удивило..

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение"  - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему ( например, дан текст по причастию, детей удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА  пишется с -Н- , а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ КАРТОШКА  - с -НН-  , сделали на этом акцент - пошла отработка правил правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях)

В этом приеме могут быть и другие маркеры :

“V” ЗНАЛ, “+” УЗНАЛ, “-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ, “?” ХОЧУ УЗНАТЬ.

 Вот фаза ХОЧУ УЗНАТЬ провоцирует другой прием - толстые и тонкие вопросы.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. 

Тонкие вопросы                                                      Толстые вопросы

               кто...?                                             дайте объяснение, почему...?

               что...?                                             почему вы думаете…?

              когда...?                                          почему вы считаете…?

               может...?                                        в чем разница…?

               будет...?                                  предположите, что будет, если…?

               мог ли...?                                       что, если…?

               как звали...?                                      

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;
  •  воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

-О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

- Что имел в виду автор? – Почему прибегнул к такому сравнению? – К какому выводу он нас подводит?

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, о которых мы говорили ранее. Не так ли?

            Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

По теме «Правописание предлогов» в 7 классе можно использовать следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Этапы работы над кластером:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквей:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора  к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта

           

  Лексика

Однозначные, многозначные

Объясняет, заменяет, использует

Словарный состав языка

             Слово

 

               "Кавказский пленник"

Кавказ, война

Интересный, поучительный, актуальный

Трусость – самый страшный порок

           рассказ

 Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Правила написания синквейна:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта     

Пример:

Синквейн по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

ДИАМАНТА -  семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

           Жилин

Благородный, смелый

Борется, спасает, не сдается

Сильная воля

Безумству храбрых поем мы песню

Трусит, не надеется, не борется

Слабый, инертный

               Костылин

       

Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. (В. А. Сухомлинский).

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. Развитие этих качеств становится задачей современного учителя.

Установлено, что предпосылкой развития компетентности «образование через всю жизнь» является наличие определенного уровня функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – позволяет использовать приобретаемые умения, навыки, знания в жизни для решения жизненных задач.

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных  направлений, одним из которых является грамотность чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.      

В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Обратимся к следующему аспекту.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без неё, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.

В рамках интеллектуального многоборья можно проводить разные игры. Хочу с Вами провести одну.

Бескрылки.

Перед Вами будут четверостишья, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.

Раз Вещий Олег окружен был врагами:

«Нас  сто, ты один! Поднимай белый флаг!»

Но реет по-прежнему Рюрика знамя:

Врагу не сдаётся наш гордый варяг

Перевертыши

Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки.

Итак,

Стою у распахнутого настежь окна залитой светом сухой комнаты.

(Сижу за решеткой в темнице сырой..)

         Твоя племянница заурядных подлых беззаконий

(Мой дядя самых честных правил..)

         Поговорки.   Лысина – мужское безобразие.

(Коса - девичья краса)

         Такие формы работы развивают языковое чутьё, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.

          Коротко скажу об уроках литературы. Анализ литературного текста – объёмная работа, важная часть функциональной грамотности, а иногда  (что очень интересно) непредсказуемая.

            Посмотрите на это маленькое стихотворение

« Всё моё!» - сказало злато,

« Всё моё!» - сказал булат,

« Всё куплю!» - сказало злато,

« Всё возьму!» - сказал булат.

Мы не будем вдаваться в нюансы анализа, но подумайте, о чём здесь речь?

Дети дают совершенно разные интерпретации, каждый раз новые (попробуйте дать свои толкования: между кем или чем идёт спор?): власть и деньги, духовное и материальное, мужское и женское начало, сила и красота.

В данном случае важно на основе языковых средств разобраться в содержании, осмыслить, интерпретировать, что и является частью функциональной грамотности.

Для формирования функциональной грамотности необходимо, чтобы учащиеся умели работать со сплошными текстами и несплошными . Примером «несплошного текста» являются таблицы, диаграммы, схемы, инструкции.

Вот пример инструкций, которые составили учащиеся 5 класса после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Это была работа в парах.

Законы тайги

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Советы идущему в лес

Памятка идущему в лес.

1. Продумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Если ты заблудился

Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение,

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

 ТЕЛЕГРАММА или СМС- тоже больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается кратко написать самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте,  пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.

Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева! Надеюсь.

 

СМС с урока.

Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.

Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

- записывается много ненужной информации;

- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

- теряется время на поиск ключевых слов.

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт еѐ разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять еѐ новой информацией (без вычѐркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

 Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.

      Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальной программы ConceptDraw.

          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.

Одна из первых интеллект-карт в моей практике по теме «Имя существительное».

Что мы делали на уроке?

 Основные ветки будущей ИК были выведены мною: морфологические признаки, грамматическое значение, синтаксическая роль. Ключевые ветки задали нам структуру ИК. Затем  обучающиеся заполняли каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений.

С помощью карты определяем тему, цели урока, анализируем материал и делаем выводы.

Интеллект-карты эффективны при проверке теоретического материала. С помощью мультимедийного проектора на экран вывожу схему, например, по теме «Лексика» (5класс), прошу обучающихся объяснить понятия по вариантам: 1в.- антонимы, 2в.- синонимы, 3в.- омонимы и для всех вариантов – паронимы. Школьники быстро и правильно воспроизводят материал.

Очень удобен метод при подготовке к ГИА, ЕГЭ. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание приставок», «Правописание суффиксов» и др.

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения  интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Использование этого метода способствует:

обучению. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;

концентрации. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

запоминанию. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

мышлению. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.

Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом еѐ элементов. Свѐрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.

          

 С помощью интеллект-карты обучающиеся  учатся пересказывать,  выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию;

лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

    Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как еѐ структурировал и связал еѐ элементы между собой.

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: Mind Maps,  Power Point,  xmind.

Построение интеллект-карты к уроку литературы по рассказу И.Тургенева «Муму» (совместно с аудиторией на бумаге)

Показываю способ построения ИК с помощью компьютерной программы xmind.

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
  2. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  3. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
  4. Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.        

    gallery_132

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ
  • Задействовать оба полушария головного мозга
  • Повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки:
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • формировать  орфографические и пунктуационные навыки
  • обогащать словарный запас
  • повышать результативность

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • изучать личность обучающихся, выявлять  причины их когнитивных затруднений
  •  корректировать знания

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала 
  •  написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Итак, мы рассмотрели 2 аспекта функциональной грамотности – смысловое чтение, владение средствами языка. Эти аспекты могут развиваться не только на уроках русского языка. Они относятся к метапредметной области. И в итоге кроме великих целей развития успешной современной личности, они отвечают и узконаправленным целям: это наше  собеседование, устный экзамен по русскому языку в 9 классе.

Я желаю нам всем успехов в работе и позитивного настроя! Спасибо за внимание.

Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

«Совершенствование грамотности на уроках русского языка и литературы»

      Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако н...

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...