«Определение как часть речи» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
«Определение как часть речи» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_kak_chast_rechi_v_5_klasse_.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение как часть речи» в 5 классе
Тема «Определение»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний
Цели:
Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания. Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивающие: Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения:
1.Учебник «Русский язык»
2. Презентация
3. Карточки
Этапы урока:
- Организационная часть урока.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Изучение новых знаний (Целеполагание и мотивация).
- Первичное закрепление.
- Организация первичного контроля.
- Подведение итогов урока.
- Домашняя работа.
- Рефлексия.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационная часть урока | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. - Какую тему мы с вами изучили на предыдущем уроке? | Включаются в деловой ритм урока. Ответы учащихся | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий (о главных и второстепенных членах предложения) | 1 структура. Инсайд-аутсайд сёкл (два круга) + таймд пэа-шэа (двое участников делятся развернутыми ответами в течение определенного времени) 1 вопрос: (первым отвечает тот участник, у которого светлее волосы) - Что такое дополнение? Рефлексия: Спрашиваю нескольких участников о том, что сказал их партнер. 2 вопрос: (отвечает второй участник) - Какие предложения называются распространенными? - А теперь встаньте в круг на своё прежнее место, поднимите правую руку, дайте «пять» своему партнёру, повернитесь налево, сосчитайте до пяти (движение вперед) и найдите другого партнёра. 3 вопрос: (отвечает тот, кто ниже ростом) - При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? Рефлексия: Спрашиваю нескольких участников о том, что сказал их партнер. 4 вопрос: (отвечает второй участник) - Что такое сказуемое? Рефлексия: Спрашиваю нескольких участников о том, что сказал их партнер. - Спасибо всем, прошу садиться на свои места. - Поговорите с вашим партнером по плечу, что называется подлежащим, а первым начинает говорить партнер, который сидит ближе к классной доске. Спасибо. 2 структура. Сингл раунд робин + Модель Фрейер (заполнение таблицы + обсуждение учащимися записей по кругу один раз) Задание: Заполнить таблицу «Дополнение»
выполняется письменно, 1 графу заполняет участник №1, 2 графу – участник №2, 3 графу – участник №3, 4 графу – участник №4 Стол №…. Проверим Ваши результаты. | Ответы учащихся
Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учебная задача: (работа выполняется в парах) На доске:
- Прочитайте сочинение ученика. Оно вам понравилось? Как сделать это сочинение красивым? 3 структура. Таймд пэа-шэа (двое участников делятся развернутыми ответами в течение определенного времени) Отвечают: Стол №… участник №… Проблема: - Как вы думаете, какая тема и цель сегодняшнего урока? - Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Устная работа по учебнику (с.85, п.38) + Показ презентации (Слайд 1) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) (Слайд 2) – Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь. (Слайд 3) (Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина). Послушаем стихотворение С.Есенина в исполнении Замдихановой Лейсан. 4 структура. Микс-пэа-шэа + Таймд пэа-шэа
- Как описывает С.Есенин зимнюю березу? (Слайд 4) - Какие предложения он использует? - Найдите грамматические основы (графическое оформление основ предложений). (Слайд 5) - Что они передают? (основной смысл предложений) - А передают ли гр. основы красоту природы, чувства? (Слайд 6) - Какие слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? Признак предмета или явления | Ответы учащихся Ответы учащихся Открывают тетради, пишут число и тему ученица выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”. Ответы учащихся Вывод: делают учащиеся (см. Слайд 8) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Давайте потренируемся украшать свою речь. 1) Устно: Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (Слайды: 9-13)
2) Письменно: - Теперь попробуем украсить определениями предложения: А) Осень. Падают листья. Пошел дождь. (Слайд 14) Б)
3) Устно: А) Работа по развитию речи “Разговор с иностранцем”. “Коричневые глаза” Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу. “Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови”. “У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы”. В русском языке не принято называть глаза коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые. Б) Структура: Раунд Робин - Работа на листочках. - На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 2.
— А теперь на этот вопрос ответит… | Уч-ся делают вывод о грамматической сочетаемости слов Уч-ся составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения Уч-ся делают вывод о лексической сочетаемости слов | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа: 1)Упр.186 (по вариантам) 1в: 1,3; 2в: 2,4.
2) тестовые задания (по вариантам) | Дети в парах выполняют тестовые задания и получают оценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Инсайд-аутсайд сёкл (два круга) + таймд пэа-шэа (двое участников делятся развернутыми ответами в течение определенного времени) 1 вопрос: (первым отвечает тот участник, который выше ростом) - Что изучили сегодня на уроке? - Что такое определение? - Какое значение имеют определения в нашей речи? (Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной) (Слайд 15). Опрос партнеров. Оценить отдельных учащихся | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения дом. задания. | п.38, упр.187 или 188 (по выбору).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то встаньте в правую сторону от доски. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то встаньте в левую сторону от доски. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс
Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс
Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Учебное занятие по предмету "Письмо и развитие речи" по теме "Наречие как часть речи". 9 класс
Конспект учебного занятие по предмету "Письмо и развитие речи"...