Морфологический разбор имени существительного
статья по русскому языку (6 класс)
морфологический разбор имени существительного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo_6_klass.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цель: тренировка учащихся в морфологическом разборе существительных, закрепление сведений учащихся о существительных общего рода.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова
Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
Ход урока.
I Организационный момент.
Приветствие.
II Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания «Существительные общего рода».
Необходимо найти такие существительные в данных ниже предложениях.
1. Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.
2. Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
3. «Ах, ты обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську повар укоряет.
- Любите ли вы путешествовать?
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.
- А как вы понимаете слово «галактика»? (гигантская звездная система)
-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.
-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?
Создание модели
Имя существительное
Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль
- Это наша галактика. Это наши планеты.
- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники. (у рода, числа, склонения)
III Целеполагание.
- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Какова цель нашего урока?
(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)
- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.
- А эта модель будет нашим маршрутом следования.
- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?
- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.
4. Изучение нового материала.
Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.
Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.
( Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир)
Упражнение 282 – комментированное письмо.
5. Физминутка.
Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок. (книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита).
6. Закрепление.
1.Запись предложений и морфологический разбор существительных.
Удивительная это была прогулка3. В морозной тишине3 резко стрекотали любопытные сороки3. Меж густых кедровых ветвей3 бойко прыгали серые юркие белки3.
#1059;пражнения по закреплению материала.
1. Составить простое предложение с однородными членами, используя словосочетания на космическую тематику.
Быстрая ракета оторвалась от земли и исчезла за облаками (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными сказуемыми).
2. Составить сложное предложение, используя предложенные выше словосочетания. Составить схему и записать её в тетрадь.
Стремительная ракета оказалась в воздухе, а на Земле учёные продолжают следить за ней.
3. Ответить на вопросы:
а) Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
б) Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
в) Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?
4. Составить словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:
Интересный (кино, конферансье) интересное кино, интересный конферансье
Быстрый (кенгуру, метро) быстрый кенгуру, быстрое метро
Тёплый (пальто, кофе) тёплое пальто, тёплый кофе.
5. Найти лишнее слово (устно) и объяснить, почему оно лишнее:
Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)
7. Итог урока.
- Что мы сегодня закрепили на уроке?
- Изменился ли морфологический разбор имени существительного в начальной школе и в 6 классе? Что именно?
- И для полного возвращения на Землю мы должны выставить оценки за урок.
8. Домашнее задание.
Упражнение282 – сделать морфологический разбор выделенных слов.
Параграф 50 учить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс
Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...
план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"
План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....