Морфологический разбор имени существительного
статья по русскому языку (6 класс)

морфологический разбор имени существительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo_6_klass.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цель: тренировка учащихся в морфологическом разборе существительных, закрепление сведений учащихся о существительных общего рода.

Планируемые результаты:

Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова

Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.


Ход урока.

I Организационный момент.

Приветствие.

II Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания «Существительные общего рода».

Необходимо найти такие существительные в данных ниже предложениях.

1. Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.

2. Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

3. «Ах, ты обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську повар укоряет.

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

- А как вы понимаете слово «галактика»? (гигантская звездная система)

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

Создание модели

Имя существительное

Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль

- Это наша галактика. Это наши планеты.

- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники. (у рода, числа, склонения)


III Целеполагание.

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какова цель нашего урока?

(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)

- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.

- А эта модель будет нашим маршрутом следования.

- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.

4. Изучение нового материала.

Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

( Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир)

Упражнение 282 – комментированное письмо.

5. Физминутка.

Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок. (книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита).

6. Закрепление.

1.Запись предложений и морфологический разбор существительных.

Удивительная это была прогулка3. В морозной тишине3 резко стрекотали любопытные сороки3. Меж густых кедровых ветвей3 бойко прыгали серые юркие белки3.


#1059;пражнения по закреплению материала.

1. Составить простое предложение с однородными членами, используя словосочетания на космическую тематику.

Быстрая ракета оторвалась от земли и исчезла за облаками (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными сказуемыми).

2. Составить сложное предложение, используя предложенные выше словосочетания. Составить схему и записать её в тетрадь.
Стремительная ракета оказалась в воздухе, а на Земле учёные продолжают следить за ней.

3. Ответить на вопросы:

а) Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
б) Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
в) Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?

4. Составить словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:

Интересный (кино, конферансье) интересное кино, интересный конферансье
Быстрый (кенгуру, метро)
быстрый кенгуру, быстрое метро
Тёплый (пальто, кофе)
тёплое пальто, тёплый кофе.

5. Найти лишнее слово (устно) и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш,
ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч,
ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «
Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь,
стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета,
учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)

7. Итог урока.

  • Что мы сегодня закрепили на уроке?
  • Изменился ли морфологический разбор имени существительного в начальной школе и в 6 классе? Что именно?
  • И для полного возвращения на Землю мы должны выставить оценки за урок.

8. Домашнее задание.

Упражнение282 – сделать морфологический разбор выделенных слов.

Параграф 50 учить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс

Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка  на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....