Коррекционная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку
Статья на тему «Коррекционная работа на уроках русского языка»
Коррекционная работа по русскому языку с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (ОВЗ), направлена на решение следующих задач:
Формирование связной речи;
Расширение пассивного и активного словарного запаса;
Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
Стимулирование развития психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nozdrevatyh.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа на уроках русского языка»
Как известно, русский язык – один из трудных предметов в школе, в том числе и коррекционной. Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Много уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется тем, что обучающиеся с ОВЗ имеют более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Учитель русского языка работает совместно с учителем-логопедом, чтобы помочь обучающимся в коррекции устной и письменной речи.
У большинства детей с ОВЗ отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, задержка формирования отдельных психических функций. Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.
Коррекционная работа по русскому языку с обучающимися с
ОВЗ направлена на:
– формирование связной речи;
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и
фонетического строя речи;
– развитие психических процессов.
С некоторыми методами и приёмами, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений, я хочу сегодня с вами поделиться. Эти приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям учащихся. Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка у обучающихся, а также на развитие памяти, внимания, логики, воображения и т.д.
1. Приём «Кто больше?»
Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.
Задания:
1. Воспроизведите по памяти в производной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Петербург, ананас, грузовик, моряк, игрушка.
2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, запишите. Далее составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов. Например, Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Петербурга. И т.д.
2. Приём «Реставрация текста».
Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.
Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.
3. Приём «Снежный ком».
В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Условия игры на слайде.
Играть могут как несколько учеников, так и весь класс. Учащиеся вызываются к доске (можно для некоторых отвечать с места). Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.
4. Приём «Лингвистическое лото».
Напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе выдаются карточки, клетки которых необходимо заполнить по ходу игры; тот, кому это удается сделать первым, побеждает. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.
Можно также играть и в синонимы.
Карточка № 1: «деликатес» - изысканное, тонкое кушанье; «лотерея» - розыгрыш вещей или денежных сумм по билетам; «презент» - подарок, приношение; «портмоне» - устар. небольшой кошелек; «ревю» - вид театрального представления, состоящего из отдельных номеров, объединенных общей темой; «променад» - устар. прогулка, гулянье, место для гулянья.
5. Приём «Самый длинный рассказ»
Необходимо составить максимально длинный тест, удовлетворяющий какому- либо условию, оговорЁнному с участниками до начала игры.
Задания.
1. Составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита.
2. Каждое предложение с одной и той же буквы алфавита.
3. Рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.
6. Приём «Мозаика».
Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.
7. Приём «Составляем схему»
Данный прием особенно интересен и важен для старшеклассников: он оказывает помощь при подготовке к ГИА. Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений.
Задание. Прочитайте текст - рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему
8. Приём «Кто короче». (Побеждает тот, кто быстрее и успешнее справиться с заданием по сжатию текста.)
Задание 1. Необходимо применив приемы компрессии текста, предать главное содержание текста. Побеждает то, кто смог применить три приема компрессии: обобщение, исключение, замена и точно предать мысль текста.
Задание 2. Передайте основное содержание текста, пользуясь только именами существительными.
Задание 3. Сожмите содержание текста до одного предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто – что - где – когда - как»
Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Предлагаю вам прием для развития слуха.
1. Слуховые диктанты для развития памяти и внимания.
Учитель зачитывает предложение с специальных карточек.
1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.
2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.
3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).
4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр. чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.
5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.
Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.
Перед вами технологическая карта методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков грамотного орфографического письма у детей с ОВЗ:
- речевой слух:
- орфографическое чтение;
- чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются
благозвучием, музыкальностью;
- пересказ.
- зрительная орфографическая память:
- работа с различными текстами.
- словарная память:
- различные упражнения по эффективному заучиванию слов;
- игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».
- внимание:
- слуховой диктант;
- зрительный диктант;
- списывание.
- звукопроизношение:
- различные виды проговаривания;
- звукобуквенный анализ;
- обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.
- языковое развитие:
- овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;
- составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.
- развитие мышления, активизация воображения:
- разнообразные задания творческого характера;
- лингвистические игры.
- осознанность орфографического письма:
- взаимодиктанты;
- взаимопроверки;
- составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;
- орфографический разбор.
- техника чтения:
- выразительное чтение хором;
- определение темы и главной темы текста;
- выражение своего отношения к прочитанному;
- работа над интонацией как показатель понимания текста.
- регуляция во время письма:
каждый пишет столько, сколько может.
Обязательно ведется учет индивидуального уровня развития ребенка.
Для детей с ОВЗ характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов, применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательна наглядность, а также использование здоровьесберегающих технологий: проведение динамических пауз и гимнастики для глаз.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса, направлено на формирование успешного, социально-адаптивного выпускника. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Коррекционная работа на уроках русского языка
Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом работы является...
Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида
В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...
Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями
Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....
Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»
На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...
Особенности коррекционной работы на уроках русского языка
показать особенности содержания и структуры урока в классах коррекционного обучения...