Коррекционная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку

Ноздреватых Екатерина Валентиновна

Статья на тему «Коррекционная работа на уроках русского языка»

Коррекционная работа по русскому языку с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (ОВЗ), направлена на решение следующих задач:

  • Формирование связной речи;

  • Расширение пассивного и активного словарного запаса;

  • Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

  • Стимулирование развития психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nozdrevatyh.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционная работа на уроках русского языка»

 

            Как известно, русский язык – один  из трудных предметов в школе, в том числе и  коррекционной.  Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Много  уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется тем, что обучающиеся с ОВЗ имеют   более или менее выраженные  отклонения  в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Учитель русского языка работает совместно с учителем-логопедом, чтобы помочь обучающимся в коррекции устной и письменной речи.

            У большинства детей с ОВЗ отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, задержка формирования отдельных психических функций. Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

        Коррекционная  работа  по русскому языку с обучающимися с    

        ОВЗ направлена на:

– формирование связной речи;

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и  

   фонетического строя речи;

– развитие психических процессов.

      С некоторыми методами  и приёмами, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений, я хочу сегодня с вами поделиться.  Эти  приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям учащихся.  Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка  у обучающихся, а также на развитие  памяти, внимания, логики, воображения и т.д.

1. Приём «Кто больше?»

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

Задания:

1. Воспроизведите по памяти в производной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Петербург, ананас, грузовик, моряк, игрушка.

2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности, запишите.  Далее составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов. Например, Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Петербурга.  И т.д.

2. Приём «Реставрация текста».

Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста.  Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.

Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.

              3. Приём «Снежный ком».

      В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Условия игры на слайде.

        Играть могут как несколько учеников, так и весь класс. Учащиеся вызываются к доске (можно для некоторых отвечать с места). Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.

4. Приём «Лингвистическое лото».

Напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе выдаются карточки, клетки которых необходимо заполнить по ходу игры; тот, кому это удается сделать первым,  побеждает. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.

Можно также играть и в  синонимы.

Карточка № 1: «деликатес» - изысканное, тонкое кушанье; «лотерея» - розыгрыш вещей или денежных сумм по билетам; «презент» - подарок, приношение; «портмоне» - устар. небольшой кошелек; «ревю» - вид театрального представления, состоящего из отдельных номеров, объединенных общей темой; «променад» - устар. прогулка, гулянье, место для гулянья.

5. Приём «Самый длинный рассказ»

Необходимо составить максимально длинный тест, удовлетворяющий какому- либо условию, оговорЁнному с участниками до начала игры.

Задания.

1. Составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита.

2. Каждое предложение с одной и той же буквы алфавита.

3. Рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.

6. Приём «Мозаика».

 Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.

7. Приём «Составляем схему»

          Данный прием особенно интересен и важен для старшеклассников: он оказывает помощь при подготовке к ГИА. Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений.

Задание. Прочитайте текст -  рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему

          8. Приём «Кто короче». (Побеждает тот, кто быстрее и успешнее справиться с заданием по сжатию текста.)

      Задание 1. Необходимо применив приемы компрессии текста, предать главное содержание текста.  Побеждает то, кто смог применить три приема компрессии: обобщение, исключение, замена и точно предать мысль текста.

     Задание 2. Передайте основное содержание текста, пользуясь только именами существительными.

     Задание 3. Сожмите содержание текста до одного предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто – что -  где – когда  - как»

           Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств. Предлагаю вам  прием для развития слуха.

 1. Слуховые диктанты для развития памяти и внимания. 

Учитель зачитывает предложение с специальных карточек.

1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.

2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.

3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).

4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр. чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.

5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.

    Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.

      Перед вами  технологическая карта методов и приемов коррекционной работы по формированию навыков грамотного орфографического письма у детей с ОВЗ:

  1. речевой слух:
  • орфографическое чтение;
  • чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются    

    благозвучием, музыкальностью;

-   пересказ.

  1. зрительная орфографическая память:
  • работа с различными текстами.
  1. словарная память:
  • различные упражнения по эффективному заучиванию слов;
  • игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».
  1. внимание:
  • слуховой диктант;
  • зрительный диктант;
  • списывание.
  1. звукопроизношение:

-    различные виды проговаривания;

  • звукобуквенный анализ;
  • обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.
  1. языковое развитие:
  • овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;
  • составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.
  1. развитие мышления, активизация воображения:

-    разнообразные задания творческого характера;

  • лингвистические игры.
  1. осознанность орфографического письма:
  •   взаимодиктанты;
  • взаимопроверки;
  • составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;
  • орфографический разбор.
  1. техника чтения:
  • выразительное чтение хором;
  • определение темы и главной темы текста;
  • выражение своего отношения к прочитанному;

-    работа над интонацией как показатель понимания текста.

  1. регуляция во время письма:

              каждый пишет столько, сколько может.

     

          Обязательно ведется учет индивидуального уровня развития ребенка.

 

 Для детей с ОВЗ  характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов,  применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательна наглядность, а также использование  здоровьесберегающих  технологий: проведение динамических пауз и гимнастики для глаз.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса, направлено на формирование успешного, социально-адаптивного выпускника. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Коррекционная работа на уроках русского языка

Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом работы является...

Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида

В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно  описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями

Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...

Особенности коррекционной работы на уроках русского языка

показать особенности содержания и структуры урока в классах коррекционного обучения...