Путешествие по литературным страницам
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Урок изучения нового материала по теме "Прямая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx146.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Центр образования «Олимп» села Михайловка

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Путешествие по литературным страницам

(урок изучения нового по теме «Прямая речь»)

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

2024 г.

Тема: «Прямая речь»

Тип: изучения нового материала

Цели:

Обучающая – Ознакомить с предложениями с прямой речью, с новым пунктуационным правилом.

Развивающая – Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать предложения синтаксически,  совершенствовать технику чтения, умение записывать предложения по схеме. Развивать память. Упражнять в применении правила на письме.

Воспитывающая – Воспитывать аккуратность, организованность, умение слушать, интерес к русскому языку

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, иллюстрации.

Ход урока

  1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку. Оформление записи в тетради.

– Сегодня мы проведём урок –путешествие по литературным страничкам.

  1. Актуализация знаний.

а)Упражнения на развитие орфографической зоркости.

- Начнём урок с повторения, но сначала я хочу обратить ваше внимание на портрет Н.Н.Носова - русского писателя, 110 лет со дня рождения которого отмечается 23 ноября, и попросить вспомнить его произведения и героев этих произведений.

Одним из героев Носова является Незнайка. Он решил написать предложение, но наделал в нём много ошибок. Помогите ему, пожалуйста, запишите это предложение в тетрадь правильно.

(Дети списывают предложение, исправляя ошибки, проверяют.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух)

б) Синтаксический разбор предложений.

-Ой, ребята, я приготовила предложение для синтаксического разбора , а карточки со словами перепутала. Составьте правильно и разберите его.

( Дети составляют предложения и выполняют синтаксический разбор, используя план разбора, схемки – подсказки.

На середину, Шляпа, комнаты, выползла и остановилась

Записывают под диктовку следующее  предложение:

Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.)

в) Повторение. Подготовка к объяснению нового.

- Из какого рассказа взяты предложения?

- Какой знак препинания стоит в конце предложения?

- Какие ещё знаки препинания ставятся в конце предложения?

- От чего это зависит?

3. Формирование новых знаний.

-А теперь посмотрите на необычное для вас предложение (на экране)

Максим Горький сказал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

- Прочитайте внимательно и скажите, как вы понимаете выделенное предложение?

-  Кому принадлежит это высказывание?

- Из каких слов вы узнали?

- А знаете, как называется это предложение?

-Это предложение с прямой речью. Выделенное предложение -это Прямая речь, а слова, указывающие , кто это сказал- Слова автора. Схематично  выглядит так (показываются схемы), (Дети записывают в тетрадях тему урока)

Сегодня вам предстоит почитать предложения с прямой речью, вывести новое правило пунктуации , записать предложения, применяя это правило. Я предлагаю продолжить путешествие по литературным страницам. Знакомы ли вам произведения, иллюстрации которых помещены здесь (показываются иллюстрации по произведениям К.И.Чуковского)

4.Формирование умений.

а) Упражнения в чтении, составление схем предложений.

- По первому предложению вы сможете определить название сказки Чуковского («Федорино горе»)

Дети прослушивают в грамзаписи предложения упражнения 236 , читают предложения, составляют схемы (заранее приготовленные), произнося перед этим читалку

«Точки, палочки, крючки, неприметные значки, а во время чтения требуют почтения»

б) Практическая работа.

- Найдите упражнение 237. Назовите автора этих предложений.

(вывешивается портрет И.А. Крылова  и иллюстрации к басням)

-Что вы знаете о нём? Какие басни этого автора вы изучили на уроках литературы? (Чтение наизусть одной из басен)

-Вам нужно выполнить задание: выписать предложения по схемам (на доске помещены схемы , 3 ученика выписывают предложения на доску)

        http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Predlozhenija-s-prjamoj-rechju/0019-019-P-a.-A-P.jpg

- Как можно назвать эти предложения? (Предложения с прямой речью)

5. Формирование новых знаний, умений.

а) Повторение о знаках пунктуации.

- Какие знаки препинания ставятся при обращении, при однородных членах предложения?

б) Знакомство с новым правилом.

- Сегодня вы должны запомнить знаки препинания при прямой речи .

(Изучение орфограммы на странице учебника)

в) Разминка.

- Немного отдохнём. В этом нам поможет  сказочная страница.

- Что вы знаете о сказках? На какие группы делятся сказки? Посмотрите инсценировку и скажите, к какой группе относится эта сказка? (Заранее подготовленные дети инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Волк»)

- Ребята, кто участвует в разговоре? Кто поясняет речь персонажей?

г) Практическая работа.

- В упражнении 241 взяты предложения из сказки, которую сейчас инсценировали, но не расставлены знаки препинания. Вы сейчас этим займётесь.

6. Обобщение.

-Назовите тему урока. Что такое прямая речь?

- Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?

- Какие авторы помогли изучить эту тему?

7. Итог урока.

Отмечается, кто хорошо работал.

8. Домашнее задание (выполнить упражнение,  поменяв местами слова автора и прямую речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные страницы Тульского края.

Любовь к родной земле начинается с познания родных мест, с любви к своей маленькой речке, озеру, любви к родному городу, области. Чтобы больше узнать об этих местах, расширить и углубить свои пр...

Литературные страницы

Учебно-методическое пособие...

Литературные страницы

Найти нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отражённого в произведениях написанных в XX веке поэтом Н.Рыленковым и писателем М. Пришвиным, предоставить возможн...

Презентация к устному журналу "Литературные страницы Курского края"

Презентация иллюстрирует страницы устного журнала о курских мотивах в "Слове о полку Игореве", о творчестве И.Богдановича, А.Фета, Е.Носова, К.Воробьева....

Презентация по теме"Литературные страницы" 9 класс МХК

Презентация по теме"Литературные страницы" 9 класс МХК...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...

Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".

Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....