Путешествие по литературным страницам
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения нового материала по теме "Прямая речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 146.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Центр образования «Олимп» села Михайловка
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Путешествие по литературным страницам
(урок изучения нового по теме «Прямая речь»)
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Кильдиярова Светлана Геннадьевна
2024 г.
Тема: «Прямая речь»
Тип: изучения нового материала
Цели:
Обучающая – Ознакомить с предложениями с прямой речью, с новым пунктуационным правилом.
Развивающая – Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать предложения синтаксически, совершенствовать технику чтения, умение записывать предложения по схеме. Развивать память. Упражнять в применении правила на письме.
Воспитывающая – Воспитывать аккуратность, организованность, умение слушать, интерес к русскому языку
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, иллюстрации.
Ход урока
- Орг.момент. Проверка готовности к уроку. Оформление записи в тетради.
– Сегодня мы проведём урок –путешествие по литературным страничкам.
- Актуализация знаний.
а)Упражнения на развитие орфографической зоркости.
- Начнём урок с повторения, но сначала я хочу обратить ваше внимание на портрет Н.Н.Носова - русского писателя, 110 лет со дня рождения которого отмечается 23 ноября, и попросить вспомнить его произведения и героев этих произведений.
Одним из героев Носова является Незнайка. Он решил написать предложение, но наделал в нём много ошибок. Помогите ему, пожалуйста, запишите это предложение в тетрадь правильно.
(Дети списывают предложение, исправляя ошибки, проверяют.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух)
б) Синтаксический разбор предложений.
-Ой, ребята, я приготовила предложение для синтаксического разбора , а карточки со словами перепутала. Составьте правильно и разберите его.
( Дети составляют предложения и выполняют синтаксический разбор, используя план разбора, схемки – подсказки.
На середину, Шляпа, комнаты, выползла и остановилась
Записывают под диктовку следующее предложение:
Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.)
в) Повторение. Подготовка к объяснению нового.
- Из какого рассказа взяты предложения?
- Какой знак препинания стоит в конце предложения?
- Какие ещё знаки препинания ставятся в конце предложения?
- От чего это зависит?
3. Формирование новых знаний.
-А теперь посмотрите на необычное для вас предложение (на экране)
Максим Горький сказал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
- Прочитайте внимательно и скажите, как вы понимаете выделенное предложение?
- Кому принадлежит это высказывание?
- Из каких слов вы узнали?
- А знаете, как называется это предложение?
-Это предложение с прямой речью. Выделенное предложение -это Прямая речь, а слова, указывающие , кто это сказал- Слова автора. Схематично выглядит так (показываются схемы), (Дети записывают в тетрадях тему урока)
Сегодня вам предстоит почитать предложения с прямой речью, вывести новое правило пунктуации , записать предложения, применяя это правило. Я предлагаю продолжить путешествие по литературным страницам. Знакомы ли вам произведения, иллюстрации которых помещены здесь (показываются иллюстрации по произведениям К.И.Чуковского)
4.Формирование умений.
а) Упражнения в чтении, составление схем предложений.
- По первому предложению вы сможете определить название сказки Чуковского («Федорино горе»)
Дети прослушивают в грамзаписи предложения упражнения 236 , читают предложения, составляют схемы (заранее приготовленные), произнося перед этим читалку
«Точки, палочки, крючки, неприметные значки, а во время чтения требуют почтения»
б) Практическая работа.
- Найдите упражнение 237. Назовите автора этих предложений.
(вывешивается портрет И.А. Крылова и иллюстрации к басням)
-Что вы знаете о нём? Какие басни этого автора вы изучили на уроках литературы? (Чтение наизусть одной из басен)
-Вам нужно выполнить задание: выписать предложения по схемам (на доске помещены схемы , 3 ученика выписывают предложения на доску)
- Как можно назвать эти предложения? (Предложения с прямой речью)
5. Формирование новых знаний, умений.
а) Повторение о знаках пунктуации.
- Какие знаки препинания ставятся при обращении, при однородных членах предложения?
б) Знакомство с новым правилом.
- Сегодня вы должны запомнить знаки препинания при прямой речи .
(Изучение орфограммы на странице учебника)
в) Разминка.
- Немного отдохнём. В этом нам поможет сказочная страница.
- Что вы знаете о сказках? На какие группы делятся сказки? Посмотрите инсценировку и скажите, к какой группе относится эта сказка? (Заранее подготовленные дети инсценируют русскую народную сказку «Лиса и Волк»)
- Ребята, кто участвует в разговоре? Кто поясняет речь персонажей?
г) Практическая работа.
- В упражнении 241 взяты предложения из сказки, которую сейчас инсценировали, но не расставлены знаки препинания. Вы сейчас этим займётесь.
6. Обобщение.
-Назовите тему урока. Что такое прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?
- Какие авторы помогли изучить эту тему?
7. Итог урока.
Отмечается, кто хорошо работал.
8. Домашнее задание (выполнить упражнение, поменяв местами слова автора и прямую речь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературные страницы Тульского края.
Любовь к родной земле начинается с познания родных мест, с любви к своей маленькой речке, озеру, любви к родному городу, области. Чтобы больше узнать об этих местах, расширить и углубить свои пр...
Литературные страницы
Учебно-методическое пособие...
Литературные страницы
Найти нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отражённого в произведениях написанных в XX веке поэтом Н.Рыленковым и писателем М. Пришвиным, предоставить возможн...
Презентация к устному журналу "Литературные страницы Курского края"
Презентация иллюстрирует страницы устного журнала о курских мотивах в "Слове о полку Игореве", о творчестве И.Богдановича, А.Фета, Е.Носова, К.Воробьева....
Презентация по теме"Литературные страницы" 9 класс МХК
Презентация по теме"Литературные страницы" 9 класс МХК...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.
Описание: предлагается сценарий мероприятия «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...
Урок-путешествие по литературе в 5 классе "Путешествие по литературному зазеркалью".
Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят....