Средства художественной выразительности
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Кривицкая Елена Александровна

Презентация "Средства художественной выразительности", 9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в художественном тексте

Слайд 2

О каком понятии идёт речь? Определяю я предметы - Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы Уд… вительный , прелес … ный , бе …сильный, бе … заботный , бе …шумный, р… стительный , ц …ганский, извес … ный , бе …чу… ственный .

Слайд 4

Проверь себя! Уд и вительный, прелес т ный, бе с сильный, бе з заботный, бе с шумный, р а стительный, ц ы ганский, извес т ный, бе с чу в ственный.

Слайд 5

Проблема урока: Все ли имена прилагательные являются эпитетами?

Слайд 6

В каком столбике словосочетаний прилагательные являются эпитетами? Чёрный карандаш Свободный день Весёлая музыка Шёлковая ткань Чёрная весть Свободный ветер Весёлые облака Шёлковые листья

Слайд 7

Эпитет Эпитет – это образное определение. Он помогает автору нарисовать выразительную картину, а также передать его чувства. Часто в роли эпитета используются прилагательные в переносном значении. Например, «ледяной взгляд». Эпитетами могут быть яркие, выразительные прилагательные в прямом значении. Например, «чудесный город».

Слайд 8

Упражнение 1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.

Слайд 9

Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания. Луч Замок Луна Сон Тайна Возглас Неприступный Бледный Ликующий Роковой Страшный Золотой Упражнение 2.

Слайд 10

Упражнение 3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце ___________________________________________ Туман ____________________________________________ Огонь ____________________________________________ Свет _____________________________________________ Сирень ___________________________________________ Чувство ___________________________________________ Муза______________________________________________ Тишина ___________________________________________

Слайд 11

Что такое сравнение?

Слайд 12

Упражнение 4. Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения. 1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет) 2) А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)

Слайд 13

3) Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьется огонек. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет) 4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)

Слайд 14

Третья встреча явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться. (К. Д. Бальмонт) Упражнение 5. Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Выделите сравнения. Определите их изобразительно-выразительную роль. Какими образами они обогащают текст? Какие мысли и чувства автора помогают ярче передать?

Слайд 15

Упражнение 6 Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль. 1) Надо мной Между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов) 2) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки (И.С. Шмелев). 3) Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший – Не видать в пыли! (А.А. Фет)

Слайд 16

4) Что россов та была падения причина — Была пучком завязана лучина; Колико руки не томить, Нельзя пучка переломить, Как россы, так она рассыпалась подобно, И стало изломать лучину всю удобно. (А.П. Сумароков) 5) Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка ... На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег (А.П. Чехов).

Слайд 17

6) Воздух там чист, как молитва ребенка; И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М.Ю. Лермонтов) 7) Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес. (Н.А. Некрасов) 8) Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился . (М.Ю. Лермонтов) 9) Нос, загнутый, словно клюв совы (М. Горький).

Слайд 18

Упражнение 7 Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? 1) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. ( А.А.Фет ) 2) Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. (Саша Чёрный) 3) Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. ( В.М.Шукшин )

Слайд 19

Упражнение 8 Найдите в текстах метафоры, объясните их значение. На основе какого сходства возник метафорический перенос? 1) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А. А. Фет) 2) Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. (Саша Черный) 3) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

Слайд 20

4) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин) 5) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)

Слайд 21

9) Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые. 1) Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А. А. Фет) 2) Тропами потаенными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин) 3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности...

Средства художественные выразительности

Средства  художественной выразительности. Для подготовки к ЕГЭ....