Средства художественной выразительности.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_hud.vyrazitelnosti.ppt | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ /.
Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться
Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова : Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе .
Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней . А как же Пушкин ? Как ая непоправим ая и бессмысленн ая гибель!.. Да, непоправим ая ,но не бессмысленн ая . Да , «невольник чести », но ведь чести …Все остальное им не нужн о ,все остальное не важн о .
Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах : Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев
Эпифора - повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет ; Камням и порогам Не найден счет … Э.Багрицкий
Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….
Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях : День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов
Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него , суровая, ничего не прощающая , подавала она ему воду молча. Прямой порядок . Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.
Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах … А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа , нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий
Период - это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм . Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.
Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем . О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?
Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни . /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.
Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте . Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
Домашнее задание 1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства художественной выразительности
материал к уроку...
Средства художественной выразительности
Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....
Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина
Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...
Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности...
Средства художественные выразительности
Средства художественной выразительности. Для подготовки к ЕГЭ....
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...