Интеллектуальный марафон по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Кривицкая Елена Александровна

Для студентов-первокурсников или учеников старших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Лингвистический интеллектуальный марафон «Я люблю русский язык»

Москва, 2023

Пояснительная записка

Лингвистический интеллектуальный марафон позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Участие в состязании позволит обучающимся расширить кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Цели и задачи:

1.Повторить и систематизировать знания студентов по русскому языку.

2.Способствовать привитию интереса к изучению русского языка.

3.Воспитать бережное отношение к языку и речи.

4.Расширить кругозор обучающихся, развить их мыслительную деятельность и эрудицию.

5.Сформировать умение работать в команде.

6.Развить умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.

Технологии: интерактивная технология обучения, обучение в форме сотрудничества.

Форма проведения: игровая программа.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Ход кураторского часа

Вступительное слово преподавателя

О, бедный мой язык родной!

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой-

Подростки, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«облЕгчить,  нАчать,  взад,  принЯл,

правЫ,  сочуЙствовать,  подклЮчил»

Ну, ладно б жулик или вор,

Иль алкоголики и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь так сильно лупят:

«осУжденный и инциНдент,

благА, сочуЙствовать, оглУпят».

Ну, ладно б только бюрократ,

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья! Следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков берегите!

Добрый день, уважаемые студенты. Мы рады приветствовать Вас на нашем лингвистическом марафоне, проходящем в рамках недели гуманитарных наук.

Владение словом как инструментом общения – неоценимое умение, а закладывается и развивается оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с людьми, приобщаться через книги к духовным ценностям человечества, получать информацию и познавать мир. Поэтому целью нашего сегодняшнего мероприятия является воспитание бережного отношения к языку и речи, а участие в состязании позволит расширить кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Сегодня соревноваться будут 2 команды. Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков. Прошу капитанов представить свои команды. Итак, начинаем.

1 тур. Разминка

Я буду описывать какое-либо блюдо или кулинарное изделие, а вы попытайтесь узнать, что это такое. За каждый правильный ответ - 1б.

1. С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).

2. Это слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек» (бубел). Напоминает оно по форме рубль (бублик).

3. По-французски «винэгр» – кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом (винегрет).

4. В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из плодов которого варят этот напиток. Арабы называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа». (кофе). 
5. Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слова «макариа» – благодать, счастье. У греков это слово позаимствовали итальянцы, назвали им любимое национальное блюдо (макароны).

6. По-итальянски это означает «зелень». Обычно эго употребляет в пищу со сметаной, майонезом, подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого (салат).

7. Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных маленьких круглых бумажек, которыми люди на праздник ради забавы посыпают друг друга (конфета – конфетти).

8. В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от испанского «мармело» – айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский оно попало из греческого (мармелад).

Тур 2. Орфоэпический

Обучающийся

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Возил не шОфер, а шофЁр
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор —
Судебный приговОр.
Ушел шофер на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Строгал не стОляр, а столЯр,
Но не дОску — а доскУ.
И слушал в одиночестве
Не «ТОску», а тоскУ.
Ушел столяр на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Ты не услышишь голоса фанфар.
Умолкнут все фанфары,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар

(Ф. Кривин).

Преподаватель

Как вы уже поняли, следующее задание будет посвящено расстановке ударений в словах.

1 команда: свекла, щавель, шарфы, торты, банты, каталог, жалюзи, сливовый, украинский.

2 команда: туфля, включит, звонит, квартал, завидно, баловать, красивее, столяр, облегчить.

C:\Users\Елена\Downloads\S71128-151756(1) (3).jpg

Тур 3. Анаграммы

Преподаватель

Всем известна с детства фраза: А роза упала на лапу Азора.

В чем здесь секрет? Правильно, слова можно прочитать и слева направо, и справа налево.

Анаграммы – слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст – стук, воз-зов, ток-кот, торг-грот.

Ваша задача  отгадать анаграммы, которые я назову.

1. Роли я играл на сцене, выступал и на арене.

Кто-то взял и пошутил: слово это превратил

То ли в тряпку, то ли в мойку, положив меня на полку.

И теперь на кухне ловко натираю я морковку. (терка – актер)

2. Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

И превращусь в стеклянный склад,

В котором прячется салат. (кабан – банка)

3. Летом всюду я летаю,

И жужжу, и всех кусаю.

Превратите-ка меня,

Сделав частью корабля. (комар-корма)

4. Я юмор и веселый смех,

Любимица порой для всех.

Но если буквы переставишь,

Меня на бой пешком отправишь. (потеха – пехота)

5. Вижу зверей - … (живу резвей)

6. Не краду, … (не дурак)

7. Жил не давил - … (лжи не видал)

8. Увидимся - …(удивимся)

Тур 4. Фразеологический

Обучающийся

На всю Ивановскую мне
Кричал ты как-то при луне, 
Что голова давно твоя
Потеряна из-за меня.

Тот час развесила я уши,
Тебя взялась спокойно слушать.
И день и ночь, лишаясь сна,
Из мухи делал ты слона.
«Чего, -  твержу, - с луны свалился?
Взял на другой бы и женился!»
Но ты же духом не упал,
А лишь сильней кричать мне стал!
Тогда я вышла из себя.
Тебе сказала всё любя...
Ну, в общем, долго ждать не стали
И свадьбу бурную сыграли.
Ломали голову мы вместе,
Как будем жить на новом месте.
Теперь мы в час по чайной ложке
Живем с тобою понемножку...
Лихие времена бывали! 
На полку зубы даже клали.
Но вроде кризис уж прошел:
Язык до Киева довел!
Но из себя ты как-то вышел...
Не знаю, где чего услышал,
Но мне признаться предпочел,
Что отпущенья ты козел!
Что вместе съели соли пуд,
Но спор со мной — Сизифов труд.
Скандала мы не избежали
И мои уши вянуть стали...
Не надо плакать в три ручья!
Вот что тебе сказала я:
«Что, милый мой, уже забыл
Как ты в трех соснах всё блудил?
Ты мне не хлопай здесь глазами!
Мы разбираться будем сами.
У нас соседи как живут?
Их денег — куры не клюют!
...А голова идет уж кругом.
Моя богатая подруга
Всё в платьях модного фасона,
А я как белая ворона!
...Ну что ж, возьмем себя мы в руки,
Забудем все обиды, муки...
Ты знай, мой друг, тебя не брошу,
Ведь мы сидим в одной калоше...

(В. Каланчина)

Преподаватель

А) Каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов.

I команда

II команда

1. В час по чайной ложке(мало)

2. Себе на уме (хитрить)

3. Раз, два и обчелся (мало)

4. Заячья душа (трусость)

5. Куры не клюют (много)

6. Ушки на макушке (внимательно)

7. Повесить голову (печалиться)

8. Рукой подать (близко)

9. Во все лопатки (быстро)

10. Витать в облаках (мечтать)

11. Играть первую скрипку (быть главным)

12. Стреляный воробей (опытный человек)

1. Кривить душой (лгать)

2. Кожа да кости (худой)

3. Вставлять палки в колеса (мешать)

4.В двух словах (коротко)

5. Зарубить на носу (запомнить)

6. Язык проглотить (молчать)

7. Клевать носом (дремать)

8. Гонять лодыря (бездельничать)

9. Мастер на все руки (умелец)

10. Водить за нос (обманывать)

11. Идти в ногу (действовать согласованно)

12. Бросать слова на ветер (говорить зря)

Преподаватель

Б) Каждая команда по картине должна определить фразеологизм и рассказать историю его происхождения. За каждый правильный ответ - 2б.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/10/26/98689935/98689935_1.jpeg

Задание I команде. Ответ: Ахиллесова пята

Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой.

Задание II команде. Ответ: Сизифов труд

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/10/26/98689935/98689935_4.jpeg

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Преподаватель

В) Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов? Например, чуть свет - на ночь глядя

  • заваривать кашу -  расхлебывать кашу
  • по чайной ложке -  не покладая рук
  • коломенская верста -  от горшка два вершка
  • жить душа в душу - как кошка с собакой
  • сидеть сложа руки -  одним духом
  • не зги не видно -  хоть иголки собирай

Конкурс капитанов

Преподаватель

Капитаны команды должны произнести скороговорку.

1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.

2 команда: Променяла Прасковья карасят на три пары чистокровных поросят. Пробежались поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Тур 5. Архаизмы и неологизмы

Обучающийся

Они пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты, о        ко, перси –
Не груди, глаз или щека.
Слеза стекает по щеке,
А слезы льются по ланитам...
Повторов нет им в языке, 
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Свое особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть..

(Р. Заславский)

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов, 
Вот таких, как эти:
Ноу- хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
Аннус, саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селлинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему…

(Н. Колесников)

Преподаватель

А) Подберите к иностранным словам русские синонимы. За каждое слово – 1 б.

I команда

II команда

Альянс (союз)

Антураж (окружение)

Вердикт (приговор)

Брифинг (пресс-конференция)

Дебитор (должник)

Дебаты (прения)

Интервенция (вторжение)

Дивиденд (прибыль)

Легитимный (законный)

Идентичный (тождественный)

Корыстный (расчетливый)

Эксклюзивный (исключительный)

Хобби (увлечение)

Паркинг (стоянка)

Постер (плакат)

Консенсус (согласие)

Инновация (нововведение)

Толерантность (терпимость)

Преподаватель

Б) Командам по очереди предлагаются устаревшие слова. Необходимо к устаревшим словам подобрать синоним из современного русского языка. Если команда ошибается, дается возможность ответить другой команде. За каждый правильный ответ – 1 б.

Алтын (три копейки), пиит (поэт), выя (шея), дщерь (дочь), десница (правая рука), посему (поэтому), ведать (знать), льзя (можно), брань (битва), ланиты (щеки), брадобрей (парикмахер), зело (очень), токмо (только), длань (ладонь).

Тур 6. Лексический

Обучающийся

Речь состоит из слов.
Этот закон не нов.
Каждое слово – живое
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы,
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья,
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом,
Немало прошло испытаний,
То смысл поменяв, то звучанье.
Историю слов сможем мы рассказать
Любому, кто хочет об этом узнать.

Преподаватель

А) Определите, из какой страны заимствованы следующие слова

Слова        

Ответы

Абажур

Автобиография

Айкидо

Акварель

Антибиотики

Байкер        

Барокко

Безе

Бонсай

Браво

Визави

Волейбол

Десерт

Шашлык

Фортепьяно

Флора

Ушу

Сомбреро

Санаторий

Поликлиника

Абажур – фр.

Автобиография – гр.

Айкидо – япон.

Акварель –лат.

Антибиотики – греч.

Байкер – англ.

Барокко – ит.

Безе – фр.

Бонсай – япон.

Браво – итал.

Визави – фр.

Волейбол - англ.

Десерт – фр.

Шашлык – тюрк.

Фортепьяно – ит.

Флора – лат.

Ушу – кит.

Сомбреро – исп.

Санаторий – лат.

Поликлиника – гр.

Преподаватель

Б) Я сейчас прочту слова, ваша задача – их запомнить.

крокодил, девочка, платье, роза, корабль, костюм, остров, дом, радость, ключ, дерево, клад.

Составьте рассказ из заданных слов.

Преподаватель

В) Сейчас мы будем превращать муху в слона.

 В каждом слове, состоящем только из четырех букв и написанном последовательно под этим словом, можно изменять лишь одну букву. Начало будет таким:

Муха

Мура

Образовывать слова необходимо до тех пор, пока не получится слово СЛОН

Преподаватель

Г) Каждая команда получает текст в виде нарезанных слов. Задача команды — собрать текст из нарезанных слов и записать его на лист бумаги. Задача задания - восстановить текст. Содержание текста таково:

В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся. Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на экране кино, стремительно пробегали веселые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырех направлениях двигались в два ряда пешеходы. Л. Лагин

Рефлексия

-Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

-Особо меня удивило…

-Я не знал, что…

Уважаемые студенты, я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие было для вас не только интересным, но и полезным: вы сегодня активизировали словарный запас, пополнили его, открыли новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, научились  наблюдательности. Я благодарю вас за плодотворную работу, до свидания.

Приложения

ВИКТОРИНА

  • В каком слове сорок а? (сорока)
  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
  • Как  можно превратить слово семя в слово семья?
  • В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
  • Сколько слогов в слове да? (1)
  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  • Сколько существует степеней сравнения? (две)
  • Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
  • [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
  • В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
  • Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
  • Назовите первую букву алфавита (а)
  • Чем кончается день и ночь? (ь)
  •  Уберите одежду, а найдите монету.
    ДСАРРААХФМАНА
  •  Какие здесь родственники?
    СПЛЕЕМСЯТННРИАК

«Редакторский конкурс»

Нужно внимательно прослушать предложение, определить неправильное слово и заменить его на правильное.

1. Машу маслом не испортишь (кашу)

2. Уменье - свет, а неуменье - тьма, (ученье)

3. Лес рубят, кепки летят (щепки)

4. Икра стоит свеч (игра)

5. Всяк жулик свое болото хвалит, (кулик)

6. Все пороги ведут в Рим, (дороги)

7. Аппетит проходит во время еды, (приходит)

8. Готовь сени летом, а телегу зимой, (сани)

9. Ждать у горя погоды, (моря)

1 0. Знает мошка, чье мясо съела, (кошка)

11. Блин клином вышибают, (клин)

12. Проще жареной репы, (пареной)


Конкурс «Фразеологизмы»

Назовите известные фразеологические выражения со словами: голова, рука. За каждый фразеологизм болельщики приносят своей команде по 0,5б.

Голова:

ветер в голове, гладить по голове, голова варит, голова и два уха, голова кругом пошла, есть голова на плечах, горячая голова, давать голову на отсечение, забивать голову чем-то, закрутить голову кому-то, засесть гвоздем в голове, морочить голову, опускать (вешать) голову, с головы до ног, очертя голову сломя голову, снять голову о плеч...

Рука:

держать себя в руках, запускать руку в чухой карман, из рук в руки, из рук вон плохо, как без рук, кому-то карты в руки, марать руки об кого-то, обо что-то, мастер на все руки, на скорую руку, не покладая рук, не чист на руку, опустились руки у кого-то, развязать руки, с легкой руки, своя рука – владыка, умываю руки, ходить по рукам...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...

Интеллектуальный марафон по русскому языку (5-6 классы)

Данный материал предсятавляет собой задания по русскому языку для 5 - 6 классов  для школьного интеллектуального марафона....

Интеллектуальный марафон по русскому языку (9-10 кл.)

Материалы внекласнного мероприятия по русскому языку могут быть использованы для обобщающих занятий, в качестве дополнительного материала к урокам, для проведения предметной недели в вашем учебном зав...

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку 8 класс

Задания для этапа интеллектуального марафона по русскому языку для 8 класса с ответами....

Развлекательно-интеллектуальный марафон. Станция "Русский язык"

В данном материале представлены задания по русскому языку и литературе развлекательно-интеллектуального характера. Материал был использован при проведении Недели наук в школе (заключительный этап)...