Работа с текстом
рабочие листы по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Текст №1 (5-9 классы)
- Прочитайте.
(1)Нижегородский край - один из самых больших и самобытных в России. (2)С самого начала своей многовековой истории Нижегородская земля играла заметную роль в жизни русского государства.(3)Ни одно важное историческое событие Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза не прошло без участия нижегородцев. (4)Нижегородский край являлся оплотом патриотизма, крупным центром предпринимательства и торговли, местом рождения и развития известнейших народных промыслов, колыбелью отечественной науки и культуры. (5)Вся страна по праву гордится Иваном Кулибиным, Кузьмой Мининым, Валерием Чкаловым, Максимом Горьким. (6)Славная своим историческим прошлым Нижегородская ярмарка и сегодня принимает гостей со всего мира. (7)Мировую известность и признание завоевала золотая Хохлома. (8)Перед многочисленными туристами раскрывают свои красоты легендарное озеро Светлояр, святая Дивеевская земля, таинственные места старообрядческого Керженца.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Какая тема объединяет их?
- Придумайте заголовок.
- Подчеркните ключевые слова.
- Определите стиль и тип речи.
- Выпишите грамматическую основу из 2 предложения.
- Выполните синтаксический разбор 4 предложения.
- Каким пунктуационным правилом можно объяснить постановку знаков препинания в 3,4,5,8 предложениях?
- Придумайте продолжение, расскажите о других достижениях нашего края.
Текст №2 (5-6 классы)
Прочитайте текст.
Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство Гайдара прошло в Арзамасе.
Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.
Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны». Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда».
Свои впечатления Аркадий Петрович выразил в военных очерках. 26 октября 1941 года Гайдар погиб.
Вопросы и задания к тексту:
1.Какие факты биографии вам запомнились?
2.Можно ли назвать данные предложения текстом? Докажите.
3.К какому типу речи можно отнести этот текст?
4.Подчеркните одной чертой имена существительные (1вариант-1-2 абзац, 2 вариант-3 абзац).
5.Перечислите имена собственные. Что они обозначают?
6.Найдите названия известных произведений автора. Обратите внимание на то, как они пишутся.
7.Название какого исторического события встретилось в тексте? Как оно пишется?
8. Сделайте вывод о написании собственных имён существительных.
Текст №3
(1)В Ро(с,сс)и... пр..сторной,
Народом сп..сё(н,нн)ой,
Что кремль свой в..звёл над великой р..кой,
Над стрелкой ш..рокой,
На бреге высок..м
Встал Новгород Нижний над Волгой с Окой.
(2)Он в грозные годы
Пр..звал все н..роды,
Что были едины с пленё(н,нн)ой Москвой,
И Минин с Пожарским
С иконой Казанской
Н..родное войско в..ли (за)собой…
«Нижегородский край»
автор: А. Ф Александров
- О каком историческом событии рассказывается в песне?
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
- Графически объясните пунктуацию 1 и 2 предложений.
- Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
Текст №4
Вряд ли найдется человек(1) который остался(бы) равнодушным к чудес(..)ным памятникам зо..чества(2) сотв..ре(н,нн)ым трудами и молитвами(3) наших предков. Многие вост..ргались Арзамасом. Так(4) совреме(н,нн)ик Пушкина князь Владимир Соллогуб изрёк Много вид..л в Москве церквей(5) а в Арзамасе кроме церквей (ни)чего (не)видел.
- Сформулируйте главную мысль данного фрагмента.
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
- На месте каких цифр нужно поставить запятые?
- Начертите схему последнего предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)
На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...