Работа с текстом
рабочие листы по русскому языку (7 класс)

Работа  с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Текст №1 (5-9 классы)

  1. Прочитайте.

(1)Нижегородский край - один из самых больших и самобытных  в России. (2)С самого начала своей многовековой истории Нижегородская земля играла заметную роль в жизни русского государства.(3)Ни одно важное историческое событие Киевской Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза не прошло без участия нижегородцев. (4)Нижегородский край являлся оплотом патриотизма, крупным центром предпринимательства и торговли, местом рождения и развития известнейших народных промыслов, колыбелью отечественной науки и культуры. (5)Вся страна по праву гордится Иваном Кулибиным, Кузьмой Мининым, Валерием Чкаловым, Максимом Горьким.  (6)Славная своим историческим прошлым Нижегородская ярмарка и сегодня принимает гостей со всего мира. (7)Мировую известность и признание завоевала золотая Хохлома. (8)Перед многочисленными туристами раскрывают свои красоты легендарное озеро Светлояр, святая Дивеевская земля, таинственные места старообрядческого Керженца.

  1. Можно ли эти предложения назвать текстом?
  2. Какая тема объединяет их?
  3. Придумайте заголовок.
  4. Подчеркните ключевые слова.
  5. Определите стиль и тип речи.
  6. Выпишите грамматическую основу из 2 предложения.
  7. Выполните синтаксический разбор 4 предложения.
  8. Каким пунктуационным правилом можно объяснить постановку знаков препинания в 3,4,5,8  предложениях?
  9. Придумайте продолжение, расскажите о других достижениях нашего края.

Текст №2 (5-6 классы)

Прочитайте текст.

Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство Гайдара прошло в Арзамасе.

Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.

Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны». Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда».

Свои впечатления Аркадий Петрович выразил в военных очерках. 26 октября 1941 года Гайдар погиб.

Вопросы и задания к тексту:

1.Какие факты биографии вам запомнились?

2.Можно ли назвать данные предложения текстом? Докажите.

3.К какому типу речи можно отнести этот текст?

4.Подчеркните одной чертой имена существительные (1вариант-1-2 абзац, 2 вариант-3 абзац).

5.Перечислите  имена собственные. Что они обозначают?

6.Найдите названия известных произведений автора. Обратите внимание на то, как они пишутся.

7.Название  какого исторического события встретилось в тексте? Как оно пишется?

8. Сделайте вывод о написании собственных имён существительных.

Текст №3

(1)В Ро(с,сс)и... пр..сторной,

Народом сп..сё(н,нн)ой,

Что кремль свой в..звёл над великой р..кой,

Над стрелкой ш..рокой,

На бреге высок..м

Встал Новгород Нижний над Волгой с Окой.

 

(2)Он в грозные годы

Пр..звал все н..роды,

Что были едины с пленё(н,нн)ой Москвой,

И Минин с Пожарским

С иконой Казанской

Н..родное войско в..ли (за)собой…

«Нижегородский край»

  автор: А. Ф Александров

  1. О каком историческом событии рассказывается в песне?
  2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
  3. Графически объясните пунктуацию 1 и 2 предложений.
  4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Текст №4

Вряд ли найдется человек(1) который остался(бы) равнодушным к чудес(..)ным памятникам зо..чества(2) сотв..ре(н,нн)ым трудами и молитвами(3) наших предков. Многие вост..ргались Арзамасом. Так(4) совреме(н,нн)ик Пушкина князь Владимир Соллогуб изрёк Много вид..л в Москве церквей(5) а в Арзамасе кроме церквей (ни)чего (не)видел.

  1. Сформулируйте главную мысль данного фрагмента.
  2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  3. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
  4. Начертите схему последнего предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...