Цикл уроков по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Елена Валентиновна Цыдендамбаева

Подготовка к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podg._k_ege_rus._1_chast.zip351.18 КБ
Package icon podg._k_ege_rus_2_chast.zip446.07 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Тема 1.1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В однокоренных словах гласные звуки в корне могут находиться в ударном и в безударном положении. В большинстве случаев на письме они обозначаются одной и той же буквой: зарождение — родувядать — увял. Безударные гласные в корне надо проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласная оказалась под ударением: угрожать — угрозаудалённый — даль.
Внимание!
Нельзя проверять правописание безударных гласных в глагольных корнях при помощи глаголов на -ивать-ывать (глаголов несовершенного вида), так как для этих глаголов характерно чередование о — а в корне (ср. устроить — устраивать): гласный в корне слов опоздать, припоздниться можно проверить словами поздно, поздний, но нельзя словом опаздывать.
Слова с полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, -ере- в корнях надо проверять словами с полногласием: укоротить — коротко (не краткий!), а слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, -ре-надо проверять словами с неполногласием: огласить — огласка (не подг-оло-сок!).

Упражнение 1.1.1
Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

Глотка – погл_щать, прогл_тить, гл_ток; байки – об_ятельный, об_яние; глас – провозгл_сить, согл_шение; кроткий – укр_титель, укр_щать, укр_щённый; ставить – сопост_вление, сопост_вимый; обличье – обл_чать (недостатки), обл_чительное (письмо); раствор – раств_римый, раств_рить; улика – ул_чать, ул_чённый; мягкий – см_гчение, см_гчить, разм_гчённый; свет – осв_щённый (фонарями), просв_щение, просв_тить, просв_щённый; свято – посв_щение, посв_тить (в тайну), посв_щённый, св_тыня, св_щенник, осв_щённый (традицией); слово – благосл_вить, благосл_вение, благосл_венный; облачать – обл_чать, обл_чённый (в мантию), разобл_чительный, обл_чение; облечь – обл_чённый (властью); обличать (кого:то в преступлении) – обл_чённый (в злоупотреблениях), ул_чённый; сомнение – сомн_ваться, сомн_вающийся; явь – вы_вить, про_вить, _вился, за_вление, на_ву, объ_вивший; тянет – зат_нуть, прот_нувшийся, выт_нувшись; тряс – потр_сение, потр_сающий, потр_сло.

Глотка – поглощать, проглотить, глоток; байки – обаятельный, обаяние; глас – провозгласить, соглашение; кроткий – укротитель, укрощать, укрощённый; ставить – сопоставление, сопоставимый; обличье – обличать (недостатки), обличительное (письмо); раствор – растворимый, растворить; улика – уличать, уличённый; мягкий – смягчение, смягчить, размягчённый; свет – освещённый (фонарями), просвещение, просветить, просвещённый; свято – посвящение, посвятить (в тайну), посвящённый, святыня, священник, освящённый (традицией); слово – благословить, благословение, благословенный; облечь – облечённый (властью); сомнение – сомневаться, сомневающийся; явь – выявить, проявить, явился, заявление, наяву, объявивший; тянет – затянуть, протянувшийся, вытянувшись; тряс – потрясение, потрясающий, потрясло.

Упражнение 1.1.2
Пользуясь правилом, мысленно подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Вст_влять, обгл_дать, просм_лить (лодку), сост_ять, сост_влять, препод_вать, уг_сать, в_сеть, ув_дающий, д_лина, уд_ляться (от цели), раск_лённый, ст_рожить, ст_рожилы (этих мест), уд_лять (внимание), разд_лить, пос_дить, пос_деть (на стуле), пос_деть (с годами), насл_ждение, предзн_менование, пренебр_жение, дост_жение, раст_жение, разв_ваться (на ветру), разв_ваться (умственно), обн_жить, раст_ржение, наст_гать, прист_гнуть, прис_гнуть, вд_хновлять, пов_рёшка, в_ришка, св_рить (борщ), отв_рной (картофель), отв_рённая дверь, заскр_петь, объед_нять, укр_шать, укр_щать, пригл_шать, ут_мляться, задр_жать, уд_вительный, выч_ркнуть, прибл_жаться, рассвир_петь, оч_рование, ч_родей, привл_кать, сохр_нять, зар_дить (ружьё), пор_дели (кудри), предназн_чение, объед_нённый, ч_рника, нар_диться (в новый костюм), пог_шу (свет), пог_щу (у знакомых). 

скрыть

Вставлять, обглодать, просмолить (лодку), состоять, составлять, преподавать, угасать, висеть, увядающий, долина, удаляться (от цели), раскалённый, сторожить, старожилы (этих мест), уделять (внимание), разделить, посадить, посидеть (на стуле), поседеть (с годами), наслаждение, предзнаменование, пренебрежение, достижение, растяжение, развеваться (на ветру), развиваться (умственно), обнажить, расторжение, настигать, пристегнуть, присягнуть, вдохновлять, поварёшка, воришка, сварить (борщ), отварной (картофель), отворённая дверь, заскрипеть, объединять, украшать, укрощать, приглашать, утомляться, задрожать, удивительный, вычеркнуть, приближаться, рассвирепеть, очарование, чародей, привлекать, сохранять, зарядить (ружьё), поредели (кудри), предназначение, объединённый, черника, нарядиться (в новый костюм), погашу (свет), погощу (у знакомых).

Тема 1.2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Правописание безударных гласных в корнях слов, которые пишутся в соответствии с традиционно-историческим принципом русской орфографии, проверить ударением нельзя. Их написание надо запоминать, причём достаточно усвоить написание одного слова, чтобы верно воспроизводить его в однокоренных: конфликт — конфликтный, конфликтовать.
В случае затруднений нужно выяснить написание таких слов по орфографическому словарю.

Упражнение 1.2.1
Вставьте пропущенные буквы.

1. Уютный аб_жур, вер_ница людей, старенькая к_литка, крошечная к_морка, к_пошиться в песочнице, находиться на пер_ферии, лепить из пласт_лина, гр_мадный экск_ватор, вниз по эск_латору, новая эст_када, инт_лл_гентный человек, из пок_ления в пок_ление, шумные апл_дисменты, никому не подр_жать, нагр_мождать мебель. 2. Шумная в_тага, дешёвый б_нзин, роскошная в_трина, д_стиллированная вода, на ижд_вении родителей, револьверная к_бура, газовая к_нфорка, деревянный к_рниз, л_леять мечту, настоящее нав_ждение, тонкое об_няние, крошечный п_л_садник, предв_рительный результат, нынешний пр_зидент, проп_ганда здорового образа жизни, небольшая ст_пендия, т_бун лошадей. 3. Блестящий аккомп_немент, б_хрома на скатерти, тонкая б_чёвка, розовая в_тчина, вкусный в_н_грет, низкий к_блук, закрыть к_вычки, к_чан капусты, к_лчан со стрелами, царский ман_фест, од_леть врагов, настоящая пиг_лица, прив_легия старших, могучий инт_ллект. 

скрыть

1. Уютный абажур, вереница людей, старенькая калитка, крошечная каморка, копошиться в песочнице, находиться на периферии, лепить из пластилина, громадный экскаватор, вниз по эскалатору, новая эстакада, интеллигентный человек, из поколения в поколение, шумные аплодисменты, никому не подражать, нагромождать мебель. 2. Шумная ватага, дешёвый бензин, роскошная витрина, дистиллированная вода, на иждивении родителей, револьверная кобура, газовая конфорка, деревянный карниз, лелеять мечту, настоящее наваждение, тонкое обоняние, крошечный палисадник, предварительный результат, нынешний президент, пропаганда здорового образа жизни, небольшая стипендия, табун лошадей. 3. Блестящий аккомпанемент, бахрома на скатерти, тонкая бечёвка, розовая ветчина, вкусный винегрет, низкий каблук, закрыть кавычки, кочан капусты, колчан со стрелами, царский манифест, одолеть врагов, настоящая пигалица, привилегия старших, могучий интеллект.

Тема 1.3. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

В русском языке довольно много слов с корнями, в которых гласные чередуются. Под чередованием понимают закономерную мену звуков в пределах одной и той же части слова. Написание слов с чередующимися гласными в корне нельзя проверить подбором родственных слов. 
Для того чтобы правильно написать чередующуюся безударную гласную в том или ином корне, необходимо знать правила.
Под ударением в корнях с чередованием гласных во всех случаях пишется та гласная, которая слышится: 
загарзоризаревокланятьсяпоклонзаскочитскачутвыравниватьровный
В корнях с чередованием 
е — и пишется буква и, когда сразу за корнем следует под ударением гласный авыберу — выбиратьвытер — вытиратьблестеть — блистатьрасстелить — расстилатьвычет — вычитание
Таких пар корней в русском языке девять: 
-бир-/-бер--мир-/-мер--тир-/-тер--дир-/-дер--стил-/-стел--пир-/-пер--жиг-/-жег--чит-/-чет--блист-/-блест-.
Исключение: 
сочетать (и однокоренные к нему сочетаниесочетаться и др.).

Упражнение 1.3.1
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными. 

Подб_рут, соб_раться, соб_ратель; зам_реть, ум_рать, зам_рать; прот_реть, ст_раю, отт_рать; прид_рёшься, отд_рать, прод_раться; расст_лилась, заст_лить, заст_лать; 

скрыть

Подберут, собираться, собиратель; замереть, умирать, замирать; протереть, стираю, оттирать; придерёшься, отдирать, продираться; расстелилась, застелить, застилать;

Упражнение 1.3.2
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Тут он оживился, глаза его забл_стали, он преобразился весь (ПУШКИН). 2. Барыни пожилые старались хитро соч_тать новый образ жизни с гонимой стариною (ПУШКИН). 3. Вскоре все ряды кресел были заняты бл_стящими дамами (ПУШКИН). 4. Арзрум поч_тается главным городом Азиатской Турции (ПУШКИН). 5. Идем бумаги разб_рать (ГРИБОЕДОВ). 6. Дьяк снова прошёлся по комнате, пот_рая руки (ГОГОЛЬ). 7. Я уверял себя, что не боюсь, и зам_рал от восхищения от мысли, что не боюсь (ДОСТОЕВСКИЙ). 8. Дым, в котором едва можно различить движущуюся прислугу около орудий, заст_лает глаза (А. ТОЛСТОЙ). 9. Лучи полдневного солнца приж_гают грибные шляпки (АКСАКОВ). 10. Прид_рутся к тому, к сему, а чаще ни к чему (ГРИГОРОВИЧ). 11. Я каждый раз, когда хочу сундук мой отп_реть, впадаю в жар и трепет (ПУШКИН). 12. Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, соб_рать в лесу грибы и орехи (ГАЙДАР). 

скрыть

1. Тут он оживился, глаза его заблистали, он преобразился весь (ПУШКИН). 2. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ жизни с гонимой стариною (ПУШКИН). 3. Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами (ПУШКИН). 4. Арзрум почитается главным городом Азиатской Турции (ПУШКИН). 5. Идем бумаги разбирать (ПУШКИН). 6. Дьяк снова прошёлся по комнате, потирая руки (ГОГОЛЬ). 7. Я уверял себя, что не боюсь, и замирал от восхищения от мысли, что не боюсь (ДОСТОЕВСКИЙ). 8. Дым, в котором едва можно различить движущуюся прислугу около орудий, застилает глаза (А. ТОЛСТОЙ). 9. Лучи полдневного солнца прижигают грибные шляпки (АКСАКОВ). 10. Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему (ГРИГОРОВИЧ). 11. Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жар и трепет (ПУШКИН). 12. Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи (ГАЙДАР).

Правило написания корней, в которых а (я) чередуются с -им- или -ин-, аналогично предыдущему (для и — е): если после них идет ударный а, то пишутся сочетания -им- или -ин-пожать — пожиматьпрокляну — проклинать.

Упражнение 1.3.3
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

Начать – нач_нать, нач_нающий; проклясть – прокл_нать; заклятье – закл_нать, закл_нание; пожать – пож_мать; сжать – сж_мать; занятный – зан_мать, зан_мательный; память – напом_нать, напом_нающий; обнять – обн_мающий; снять – сн_мать; выжать – выж_мать. 

скрыть

Начать – начинать, начинающий; проклясть – проклинать; заклятье – заклинать, заклинание; пожать – пожимать; сжать – сжимать; занятный – занимать, занимательный; память – напоминать, напоминающий; обнять – обнимающий; снять – снимать; выжать – выжимать.

Упражнение 1.3.4
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Кто не прокл_нал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (ПУШКИН). 2. Ласки прин_мал он с благодарной скромностью (ПУШКИН). 3. Да и кому не заж_мали рты обеды, ужины и танцы? (ГРИБОЕДОВ). 4. И вот любовника я прин_маю вид в угоду дочери такого человека (ГРИБОЕДОВ). 5. Сколько любовь приятнее женитьбы, столько роман зан_мательнее истории (ЛЕРМОНТОВ). 6. Надобно же пон_мать всю суть такого характера! (ДОСТОЕВСКИЙ). 7. И с этой мыслью я умру и никого не прокл_ну (ЛЕРМОНТОВ). 

скрыть

1. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (ПУШКИН). 2. Ласки принимал он с благодарной скромностью (ПУШКИН). 3. Да и кому не зажимали рты обеды, ужины и танцы? (ГРИБОЕДОВ). 4. И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека (ГРИБОЕДОВ). 5. Сколько любовь приятнее женитьбы, столько роман занимательнее истории (ЛЕРМОНТОВ). 6. Надобно же понимать всю суть такого характера! (ДОСТОЕВСКИЙ). 7. И с этой мыслью я умру и никого не прокляну (ЛЕРМОНТОВ).

Корней с чередованием а — о всего одиннадцать. Их можно сгруппировать следующим образом: 
а) 
-гар-/-гор--зар-/-зор--клан-/-клон--твар-/-твор- 
б) 
-лаг-/-лож--кас-/-кос--раст-/-рос--скак-/-скоч-
в) 
-мак-/-мок--равн-/-ровн--плав-/-плов-
В группе а) правописание 
о или а зависит от места ударения. 
В группе б) правописание 
о или а зависит от последующей буквы (букв). 
В группе в) правописание зависит от значения. 
В корнях 
ар-/-гор--клан-/-клон--твар-/-твор- в безударном положении пишется -о-погорельцынаклонитьсятворец
Исключения: 
пригарьутварь.

Упражнение 1.3.5
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

Заг_р, заг_реть, уг_реть, подг_реть, г_рь, ог_рок, уг_р, разг_раться; кл_няться, покл_н, накл_н, накл_нился, раскл_нялся; тв_рение, тв_рческий, тв_рь, рукотв_рный, тв_рчество. 

скрыть

Загар, загореть, угореть, подгореть, гарь, огарок, угар, разгораться; кланяться, поклон, наклон, наклонился, раскланялся; творение, творческий, тварь, рукотворный, творчество

Упражнение 1.3.6
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Германн вообразил, что она глуха, и, накл_нясь над самым ее ухом, повторил ей то же самое (ПУШКИН). 2. Скл_нившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката (ДОСТОЕВСКИЙ). 3. Ах, голова моя г_рит, вся кровь моя в волненье! (ГРИБОЕДОВ). 4. Скажите отцу Кондрату, чтобы сотв_рил панихиду по моей грешной душе (ГОГОЛЬ). 5. Прокатил на велосипеде заг_релый мальчишка (ГАЙДАР). 

скрыть

1. Германн вообразил, что она глуха, и, наклонясь над самым её ухом, повторил ей то же самое (ПУШКИН). 2. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката (ДОСТОЕВСКИЙ). 3. Ах, голова моя горит, вся кровь моя в волненьи! (ГРИБОЕДОВ). 4. Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе (ГОГОЛЬ). 5. Прокатил на велосипеде загорелый мальчишка (ГАЙДАР).

В корне ар-/-зор- в безударном положении пишется -а-зарязарница
Исключение: 
зоревать.

Упражнение 1.3.7
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными. 

3_рька, з_ря, оз_рение, з_ренька, з_рница, оз_рять, оз_рённый. 

скрыть

3орька, заря, озарение, зоренька, зарница, озарять, озарённый.

Упражнение 1.3.8
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Казаки разбудили меня на з_ре (ПУШКИН).
2. Яркие солнечные лучи вырвались из:за гор и оз_рили весь лес (АРСЕНЬЕВ). 
3. На з_ре войско двинулось вперед (ПУШКИН).
4. З_рница начинала ярко блестеть на востоке (Л. ТОЛСТОЙ).v
5. Вся комната янтарным блеском оз_рена (ПУШКИН).
6. Еще час, и квартира советника Лопатникова оз_рится
веселыми огнями рождественской елки (САЛТЫКОВ:ЩЕДРИН).
7. Оранжевые лучи вечернего солнца оз_рили крыльцо (ГАЙДАР). 

скрыть

Казаки разбудили меня на заре (ПУШКИН).
2. Яркие солнечные лучи вырвались изOза гор и озарили весь лес (АРСЕНЬЕВ).
3. На заре войско двинулось вперед (ПУШКИН).
4. Зарница начинала ярко блестеть на востоке (Л. ТОЛСТОЙ).
5. Вся комната янтарным блеском озарена (ПУШКИН).
6. Ещё час, и квартира советника Лопатникова озарится веселыми огнями рождественской ёлки (САЛТЫКОВOЩЕДРИН).
7. Оранжевые лучи вечернего солнца озарили крыльцо (ГАЙДАР).

В корнях с чередованием а — оас-/-кос-аг-/-лож- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-касательная — прикосновениеполагать — положить
Исключение: 
полог.

Упражнение 1.3.9
Распол_житься, распол_жение, прол_жить, предпол_гать, возл_гать, прик_снуться, соприк_сновение, к_саться, пол_гать, изл_жить, разл_гающий, сл_гаемые, пол_жить, ул_жить. 

скрыть

Расположиться, расположение, проложить, предполагать, возлагать, прикоснуться, соприкосновение, касаться, полагать, изложить, разлагающий, слагаемые, положить, уложить.

Упражнение 1.3.10
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Голову мою пол_жу за несчастных соотечественников (ГРИБОЕДОВ). 2. По привычке пол_гали меня все еще очень молодым человеком (ПУШКИН). 3. Разговор между ними к_сался часто поединков (ПУШКИН). 4. Сын велел ей разл_жить и приготовить мне ужин (Пушкин). 5. Перстами легкими, как сон, моих зениц к_снулся он (ПУШКИН). 6. Ты только взял чужую мысль, но изуродовал ее и хочешь прил_гать к неприл_жимому (Л. ТОЛСТОЙ).

скрыть

1. Голову мою положу за несчастных соотечественников (ГРИБОЕДОВ). 2. По привычке полагали меня всё ещё очень молодым человеком (ПУШКИН). 3. Разговор между ними касался часто поединков (ПУШКИН). 4. Сын велел ей разложить и приготовить мне ужин (ПУШКИН). 5. Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он (ПУШКИН). 6. Ты только взял чужую мысль, но изуродовал её и хочешь прилагать к неприложимому (Л. ТОЛСТОЙ).

В корне аст- (-ращ-)/-рос- перед стщ пишется арастениевыращенный; перед с пишется овыросли
Исключения: 
ростокРостиславРостовростовщикна выростотрасль.

Упражнение 1.3.11
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

Выр_стет, прир_сли, р_стет, перер_сла, пор_сль, зар_сли, прир_щение, выр_стит, выр_щивать, зар_стать, подр_сток, подр_стковый, возр_ст. 

скрыть

Вырастет, приросли, растёт, переросла, поросль, заросли

Упражнение 1.3.12
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Страх нар_стал в моем сердце (ДОСТОЕВСКИЙ). 2. Не нужно только, чтобы и он был должен р_стовщице (ЧЕХОВ). 3. Гордость эта р_сла во мне годами (ДОСТОЕВСКИЙ). 4. Цепкое болотное р_стение обвивало тулью его старой круглой шляпы (ТУРГЕНЕВ). 5. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь – прир_щение самое ничтожное (ГАРШИН). 6. Костоправ попался плохой – ср_стил ногу небрежно (САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН).

скрыть

1. Страх нарастал в моем сердце (ДОСТОЕВСКИЙ). 2. Не нужно только, чтобы и он был должен ростовщице (ЧЕХОВ). 3. Гордость эта росла во мне годами (ДОСТОЕВСКИЙ). 4. Цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы (ТУРГЕНЕВ). 5. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь – приращение самое ничтожное (ГАРШИН). 6. Костоправ попался плохой – срастил ногу небрежно (САЛТЫКОВO ЩЕДРИН).

В корне -скак-/-скоч- в безударном положении перед к пишется аскакална всем скаку
перед 
ч пишется опроскочитьвыскочить
Исключения: 
скачокскачискачу и производные от них.

Упражнение 1.3.13
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

Ск_кать, проск_чить, проск_кать, подск_чил, соск_чили, выск_чил, переск_чил, вск_чил, подск_кать, ск_чок, ск_чу. 

скрыть

Скакать, проскочить, проскакать, подскочил, соскочили, выскочил, перескочил, вскочил, подскакать, скачок, скачу.

Упражнение 1.3.14
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Я ск_кал по большой дороге, мимо спящих деревень (ПУШКИН). 2. Соск_чив с лошади, я хотел войти в первую саклю, но хозяин оттолкнул меня с бранью (ПУШКИН). 3. Я поутру обск_кал весь город (ГРИБОЕДОВ). 4. Николай Петрович вск_чил и устремил глаза на дорогу (ТУРГЕНЕВ). 5. Я теперь вск_чил бы на лошадь и поск_кал во всю мочь (ГОНЧАРОВ). 6. Ск_чи ты, Митенька, в подмосковную (Л. ТОЛСТОЙ). 7. Соск_чил я с коня, а наган на всякий случай в руке держу (ГАЙДАР). 8. Выск_чила из мельничного окна обсыпанная мукой, ошалелая от испуга кошка (ГАЙДАР). 

скрыть

1. Я скакал по большой дороге, мимо спящих деревень (ПУШКИН). 2. Соскочив с лошади, я хотел войти в первую саклю, но хозяин оттолкнул меня с бранью (ПУШКИН). 3. Я поутру обскакал весь город (ГРИБОЕДОВ). 4. Николай Петрович вскочил и устремил глаза на дорогу (ТУРГЕНЕВ). 5. Я теперь вскочил бы на лошадь и поскакал во всю мочь (ГОНчАРОВ). 6. Скачи ты, Митенька, в подмосковную (Л. ТОЛСТОЙ). 7. Соскочил я с коня, а наган на всякий случай в руке держу (ГАЙДАР). 8. Выскочила из мельничного окна обсыпанная мукой, ошалелая от испуга кошка (ГАЙДАР).

В корне ак-/-мок- пишется а, если слово имеет значение погружения чего-нибудь в жидкость: макать вареник в сметану, обмакнуть кисть в краску; 
буква 
о пишется во всех остальных случаях: мочёные яблоки, промокашка
Обычно корень 
ок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость»: ботинки промокаютнепромокаемый плащ.
Исключение: в корне 
-моч- перед ч всегда пишется опромочить.

Упражнение 1.3.15
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными. 

Обм_кнуть в варенье, вым_кнуть под дождем, пром_кать салфеткой, м_кать кисть в краску, туфли пром_кли, сапоги не пром_кают, белье нам_кает. 

скрыть

Обмакнуть в варенье, вымокнуть под дождем, промокать салфеткой, макать кисть в краску, туфли промокли, сапоги не промокают, бельё намокает.

Упражнение 1.3.16
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Нужно вареник сперва обм_кнуть в сметану (ГОГОЛЬ). 2. Бурка не пром_кает и влажна только сверху (ПУШКИН). 3. Старательно м_кая и отряхивая перо, она написала свое имя (Л. ТОЛСТОЙ). 4. На нём кожаная куртка, синее непром_каемое пальто (КАТАЕВ). 5. Возьми пром_кашку и аккуратно пром_кни написанное. 

скрыть

1. Нужно вареник сперва обмакнуть в сметану (ГОГОЛЬ). 2. Бурка не промокает и влажна только сверху (ПУШКИН). 3. Старательно макая и отряхивая перо, она написала свое имя (Л. ТОЛСТОЙ). 4. На нём кожаная куртка, синее непромокаемое пальто (КАТАЕВ). 5. Возьми пром_кашку и аккуратно промокни написанное.

В корне авн-/-ровн- буква о пишется в словах, имеющих значение «делать гладким, ровным»: выровнять стопку тетрадей; 
буква 
а пишется в словах, имеющих значение «равный, одинаковый, наравне»: сравнитьуравнятьпоравняться со мной. 
Исключение: 
равнина.

Упражнение 1.3.17
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

Высокий ур_вень, решил ур_внение, ср_внять с землей, ср_внить работы, ур_внять в правах, выр_внять (ряды), пор_вняться с прохожим, зар_внять яму, выр_вненный асфальт, р_внение на знамя, ур_вновешенный человек. 

скрыть

Высокий уровень, решил уравнение, сровнять с землей, сравнить работы, уравнять в правах, выровнять (ряды), поравняться с прохожим, заровнять яму, выровненный асфальт, равнение на знамя, уравновешенный человек.

Упражнение 1.3.18
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. Некрасов есть лишь малая точка в ср_внении с Пушкиным, малая планета, но вышедшая из этого великого солнца (ДОСТОЕВСКИЙ). 2. Пор_внявшись со мной, старичок снова принялся ругать моего ямщика (Л. ТОЛСТОЙ). 3. Уже на р_внине на холмах грохочут пушки (ПУШКИН). 4. Незаметно выр_внялась Дуняшка в статную и по:своему красивую девку (ШОЛОХОВ). 5. Сашу интересовали машины нар_вне с другими действующими живыми предметами (ПЛАТОНОВ). 6. Я жил со всеми нар_вне (ТВАРДОВСКИЙ). 7. Лужайку перед домом тщательно выр_вняли, канавки ср_вняли с землей и посеяли газонную траву. 8. Раздалась команда: «Р_вняйсь! Смирно! Р_внение на знамя!» 9. Иванова считалась человеком ур_вновешенным. 10. На нашей улице тяжелыми катками р_вняли асфальт. 11. Мотоциклист выр_внял машину. 12. Никто не смог бы его упрекнуть в р_внодушии. 

скрыть

1. Некрасов есть лишь малая точка в сравнении с Пушкиным, малая планета, но вышедшая из этого великого солнца (ДОСТОЕВСКИЙ). 2. Поравнявшись со мной, старичок снова принялся ругать моего ямщика (Л. ТОЛСТОЙ). 3. Уже на равнине на холмах грохочут пушки (ПУШКИН). 4. Незаметно выровнялась Дуняшка в статную и поOсвоему красивую девку (ШОЛОХОВ). 5. Сашу интересовали машины наравне с другими действующими живыми предметами (ПЛАТОНОВ). 6. Я жил со всеми наравне (ТВАРДОВСКИЙ). 7. Лужайку перед домом тщательно выровняли, канавки сровняли с землёй и посеяли газонную траву. 8. Раздалась команда: «Равняйсь! Смирно! Равнение на знамя!» 9. Иванова считалась человеком уравновешенным. 10. На нашей улице тяжёлыми катками ровняли асфальт. 11. Мотоциклист выровнял машину. 12. Никто не смог бы его упрекнуть в равнодушии.

В корне -плав-/-плов-/-плыв- в безударном положении а пишется в словах: плавучийплавникпоплавокжук-плавунец и производных от них. 
Запомните: корень 
-плов- имеют только слова пловецпловчиха; корень -плыв- более распространен: плывущийплывун (слой грунта).

Упражнение 1.3.19
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными. 

Пл_вцы, попл_вок, пл_вучесть, жук-пл_вунец, пл_вучие (льды), пл_вчиха, запл_вать, пл_вун (в почве). 

скрыть

Пловцы, поплавок, плавучесть, жук-плавунец, плавучие (льды), пловчиха, заплывать, плывун (в почве).

Упражнение 1.3.20
Вставьте пропущенные буквы и выделите корни с чередующимися гласными.

1. На берегу реки стоит пл_вучий ресторан. 2. Наши пл_вчихи одержали блестящую победу. 3. Пл_вун мешает строительству. 4. Мальчик сосредоточенно смотрел на попл_вок. 5. Рыбки в аквариуме лениво шевелили пл_вниками. 6. Пл_вец бесстрашно боролся с течением. 

скрыть

1. На берегу реки стоит плавучий ресторан. 2. Наши пловчихи одержали блестящую победу. 3. Плывун мешает строительству. 4. Мальчик сосредоточенно смотрел на поплавок. 5. Рыбки в аквариуме лениво шевелили плавниками. 6. Пловец бесстрашно боролся с течением.



Предварительный просмотр:

Занятие 14
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Тема 14.1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Словосочетание — это соединение двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. 

ВНИМАНИЕ!
Не являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое: Солнце село;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным: вдоль реки, в течение часа, пусть подождут и т. п.;
3) составные словоформы: менее заметный, будет жить.



Тема 14.2. СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ 

Существует три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания:
согласование, управление, примыкание. 

Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: юная девушка, строящийся дом, мой мобильный, третий звонок и т. п. Главное слово – обычно существительное, реже местоимение.
Зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: свежий воздух, свежего воздуха, свежему воздуху и т. д.; что-нибудь такое, чего-нибудь такого и т. д. 

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом и без предлога: пить (что?) чай, смотреть (во что?) в окно, автобус (с кем?) с пассажирами, рад (кому?) тебе, построенный (из чего?) из дерева, трое (из кого?) из десяти и т. п.
Главное слово — глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово — существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: читать книгу, читал книгу, читал бы книгу и т. д. 

ВНИМАНИЕ!
В сочетании слов типа четыре камеры (с неодушевлённым существительным) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа две девушки (с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных падежах — согласование. 

Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно (от главного слова к зависимому можно поставить вопрос): быстро бежать, прийти учиться, сделать не спеша, бежать не оглядываясь.
Главное слово — глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово — любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма).

ВНИМАНИЕ!
Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его куртка, её ресницы, их хвосты. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, вижу её, забыл их.



Упражнение 14.2.1
Определите способ связи и укажите, какой частью речи является зависимое слово.

1) Чей-то рюкзак; 2) несколько фильмов; 3) один из них; 4) ловить рыбу; 5) любя футбол; 6) очень любя; 7) красиво танцевать; 8) вместе делать; 9) выпрыгнуть из окна; 10) положить на тарелку; 11) такой вкусный. 

Ключ 

1) Согласование — прилагательное; 2) управление — местоимение; 3) управление — местоимение; 4) управление — существительное; 5) управление — существительное; 6) примыкание — наречие; 7) примыкание — наречие; 8) примыкание — наречие; 9) управление — существительное; 10) управление — существительное; 11) согласование — местоимение.

Упражнение 14.2.2
Определите, в каком ряду связь во всех словосочетаниях — согласование.

1) Какую-нибудь книгу; погружённый в размышления; в соседней стороне;
2) под тяжёлым прессом; с открытой душой; не дожидаясь звонка;
3) второй звонок; из всего сказанного; под тёплым дождём;
4) весь мир; чувство нежности; в новом ракурсе. 

скрыть

3) второй звонок; из всего сказанного; под тёплым дождём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум. Подготовка к ГИА по русскому языку.

Задачами данного урока являются  обучение анализу текста и  написанию сочинения на лингвистическую тему, а также  совершенствование практических умений учащихся при решении задани...

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Презентация к циклу уроков по подготовке к ЕГЭ. Элективный курс по русскому языку в 10 классе. Часть А-1.

Можно использовать на уроке, но создана презентация для элективного курса по русскому языку в 10 классе (вводные уроки)....

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Презентация для он-лайн урока для подготовка к егэ по русскому языку

Данная презентация помогает обратить внимание на трудности заданий по орфографии...