Морфологический разбор имени числительного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Морфологический разбор имени числительного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_chislitelnyh_urok_6_klass.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 6 класса по русскому языку
Тема урока: Морфологический разбор числительных.
Цель урока: Дать учащимся понятие о морфологическом разборе числительных.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
- Личностные: воспитание культуры речи, дисциплины, интереса к окружающему миру, развитие коммуникативных навыков
- Метапредметные: умение правильно оценивать свои действия, умение критически мыслить, обогащение словарного запаса
- Предметные: освоение информации о морфологическом разборе имени числительного, формирование навыков морфологического разбора имени числительного
Задачи: освоить новый учебный материал, проверить знания, усвоенные ранее, научить воспринимать и анализировать информацию
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Повторение – 10 мин.
- Объяснение нового материала – 15 мин.
- Работа над новым материалом – 15 мин.
- Закрепление – 3 мин.
Оборудование урока: учебник Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1., тетрадь, распечатанные упражнения, схема морфологического разбора имени числительного.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Подготовить доску к работе. Число. Тема: морфологический разбор числительного. | Готовность к уроку. |
Повторение | Упражнение: расставьте собирательные числительные оба и обе в нужных формах: 1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес. 2) Малышка крепко держала куклу______ руками. 3) ______ братьев приняли в спортивную школу. 4) Склоны______оврагов размыты дождями. 5) В_______случаях ответ был неверным. 1 карат равен 1/5 грамма. На английском языке говорят свыше 250 млн человек. Расмус Кристиан Раек говорил на 230 языках. Глубина Байкала 1637 метров. Карликовая белозубка не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,8 грамма. Косуля − небольшой изящный олень от 22 до 40 килограммов, длиной от 1,08 до 1,36 метра. Вес взрослой ондатры может достигать 1,8 килограмма, длина тела – 36 сантиметров, хвоста − 28 сантиметров. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу на оценку. |
Объяснение нового материала | Какие морфологические признаки вообще вы знаете? Какие из них могут подходить для имени числительного? (падеж; род – для порядковых и один, два, оба; число – для порядковых). Какие особенные морфологические признаки имеет имя числительное? (разряд: количественные – целые и дробные, порядковые, собирательные; простое, составное, сложное). Запишем схему морфологического разбора имени числительного: 1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение. 2. Начальная форма. 3. Постоянные признаки: разряд, состав. 4. Непостоянные признаки: падеж; род, число – если есть. 5. Синтаксическая роль. Один изменяется по числам, по родам. Во множественном числе один употребляется с существительными, которые имеют только форму множественного числа, и с существительными, которые обозначают одну пару предметов: один (ед.ч.) взгляд, одни (мн.ч.) носки, одни (мн.ч.) сутки. Если один используется с существительными во мн.числе, но которые имеют форму ед.ч., то один уже не является числительным и выступает как частица только!! Числительные один, два, оба, полтора изменяются по родам: один (м.р.) огурец, одно (ср.р.) яблоко, одна (ж.р.) дыня; два (м.р.) огурца, два (ср.р.) яблока, две (ж.р.) дыни. Начальная форма: один — И.п., ед.ч., м.р.; два — И.п., м.р. | Учащиеся перечисляют морфологические признаки. Учащиеся вместе выводят схему морфологического разбора. |
Работа над новым материалом | Давайте сделаем морфологический разбор имени числительного. Запишите фразу: Двадцать человек тащили это бревно. Двадцать человек 1. Имя числительное (сколько?). 2. Н. ф. двадцать. 3. Количественный разряд, целое, простое. 4. Именительный падеж, рода и числа нет 5. Синтаксическая роль – подлежащее. Возьмем другую фразу: На сто первом кругу должно получиться. На сто первом кругу 1. Имя числительное ( на каком?) 2. Н.ф. сто первый. 3. Порядковый разряд, целое, составное. 4. Предложный падеж, мужской род, единственное число. 5. Синтаксическая роль – определение. Запишем небольшой диктант: Сегодня в мире говорят на пяти тысячах диалектов. Только в Индии их насчитывается восемьсот сорок пять. Первое место по числу говорящих занимает мандаринский диалект китайского языка. По данным тысяча девятьсот восемьдесят девятого года, им пользуется шестьдесят восемь процентов населения Китая, что составляет примерно семьсот сорок восемь миллионов человек. Сделаем упражнение: "На третий день после ссоры князь Облонский в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся в своём кабинете’’- Л. Толстой "Война и мир" "Карета и два извозчика стояли у крыльца" - Л. Толстой "Война и мир" «Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт* и три указа». (Из произведения "Двенадцать месяцев") * Рескри́пт (лат. rescriptum) — в Российской империи с начала XVIII века — правовой акт (личное письмо императора), в частности, данный на имя высокопоставленного лица (обычно члена императорской фамилии, министра, митрополита и тому подобное) с выражением ему благодарности. Записываем предложения и делаем морфологический разбор числительных. | Учащиеся вместе делают морфологический разбор по схеме в тетрадях, один из учащихся работает у доски. |
Д/з. | Упр. "Нас было девять человек детей." – морфологический разбор числительного. | Учащиеся записывают Д/з. |
Закрепление | Какие морфологические признаки вы знаете? Какие из них могут подходить для имени числительного? (род; если есть; падеж; число – для порядковых). Какие особенные морфологические признаки имеет имя числительное? (разряд: количественные – целые и дробные, порядковые, собирательные; простое, составное, сложное). | Учащиеся повторяют пройденный за урок материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"
Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...
Тема урока: " Морфологический разбор имени числительного"
Цели урока:Образовательные:- познакомить с морфологическими признаками и порядком морфологического разбора имени числительного;- закрепить умение правильно писать и употреблять падеж...
"Морфологический разбор имени числительного"
Конспект урока русского языка в 6 классе....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других...
Урок русского языка «Морфологический разбор имени числительного» ( 6 класс)
quot;Морфологический разбор имени числительного"...