Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc999.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока   русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

 Цели урока:

 Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

Средства обучения: ПК; презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.  

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Ход урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята!

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Вместо тетради сегодня мы воспользуемся рабочими листами, подпишите ихВ рабочих листах вы будете делать необходимые записи, выполнять задания. В конце урока сами выставите себе  оценки.

На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.

- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

Беседа с классом:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)

- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

- Что такое обращение?

2. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

(Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. )

- Запишите тему сегодняшнего урока в свои рабочие листы. «Обращение и знаки препинания при нём». 

3. Актуализация ранее изученных знаний.

-Что мы с вами уже знаем об обращении?

Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом)

4. Изучение нового материала.

Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.

- Работа над теоретическим материалом. (п.32, стр. 180-181)

             

Практическая работа по теме урока.

1. Запишите предложения под диктовку в свои рабочие листы. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,

Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

Вывод.

- В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

- А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

- Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом  предложении  -  интонация звательная.

Обращение   грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.

2. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

3. Работа с аудиофайлами.

Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.

Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства).

- Какова роль обращений в  тексте Чехова? (отношение друг к другу)

 4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

- Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?

упражнение 356 автор Бархударов русский язык 8 класс

5. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименовние по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного

Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

Домашнее задание: п.32, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)

Спасибо за урок! До свидания, друзья!

Рабочая карта урока русского языка

ФИ __________________________________  класс____  

Дата:                                                     Десятое марта.

Тема: _______________________________________________________________________

2. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

4. Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов.   Выпишите обращения, которые использует Чехов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.

(_________________ ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(_______________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(_______________) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

6. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименование по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

Оценка за работу на уроке

                                                 Оценивает ученик:________

                                                 Оценивает учитель:____________

МБОУ «Дивеевская СОШ»

Методическая разработка

урока русского языка

в 8 классе

на тему:

«Обращение и знаки

препинания при нём».

Подготовила:

Агафонова Е.Ю.,

учитель русского языка

и литературы

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".

Открытый урок русского языка в 8 классе....

Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нём".

Это первый урок по теме "Обращение", урок сообщения новых знаний. Цели урока:ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами выражения обращения,...