8 класс. ВПР. Вариант 2
материал по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 2
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я ноч..вал пут..шествуя(3), на свежем воздухе, в экипаже. (Не)могу (н..)сказать (не)сколько бл..годарных слов об этом уд..вительном со..ружении. (Тем)более что оно вероятно в (не)д..лёком будущем совсем отступ..т(2) в обл..сть пр..дания. Представ..те себе экипаж, в к..тором вы мож..те выт..нут..ся во весь рост как на собстве(н,нн)ой кровати. Одним словом целый дом на четырёх к..лёсах пр..способле(н,нн)ый к тысяч..вёрстным пут..шествиям по грунтовым д..рогам. С пров..дением железных д..рог экипаж (мало)помалу и(з/с)чезн..т из жизни.(4) И мне (в)перёд дела..т..ся его жаль, как жаль, когда раз..ряют р..дное гн..здо.
Летн..я ноч.. выд..лась тёплая, что, конеч..но, так редко бывает на Урал.. . Где(то) со(н,нн)о ла..ли дер..венские собаки. Пр..нёсся испуг..(н,нн)ый топот овец. Опять (тихо)тихо. Я быстро заснул, как спит..ся только в дорог.. . Но это блаже(н,нн)ое сост..яние было (не)ожида(н,нн)о наруш..(н,нн)о.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)морской климат; (не)большой, но удобный шкаф; ничуть (не)больно
2) далеко (не)спокойный; (не)ряшливый вид; (не)умытое лицо
3) (не)продуманное решение; (не)встреченный мною поезд; (не)торопливо поднялась
4) (не)дядин дом; (не)знающий усталости; (не)засыпая ни на минуту
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) избалова(н,нн)ая публика, замаскирова(н,нн)ый вход, выгруже(н,нн)а рабочими
2) отправле(н,нн)ое письмо, обоснова(н,нн)ый вывод, гуси(н,нн)ая кожа
3) имущество застрахова(н,нн)о, поджаре(н,нн)ая колбаса, вяза(н,нн)ая шапка
4) приободрё(н,нн)ый вид, дли(н,нн)ая очередь, варё(н,нн)ые в кастрюле сардельки
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, каталог, красивее, цемент.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Урок прошёл согласно плану.
2) Эта история интересна и поучительная.
3) Прочитав сказку, мама закрыла книгу.
4) Мы действовали вопреки логики.
7. Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (2)Не потому, что дальше было хуже. (3)И за следующие годы благодарю судьбу. (4)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, не было ещё чувства долга, не было обязанностей.
(5)Детство безответственно. (6)Это потом стали появляться обязанности по дому. (7)Сходи. (8)Принеси. (9)Помой... (10)Появились школа, уроки, появились часы, время, которое убегало, как вода.
(11)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв. (12)Я лежал в поле, летел среди облаков, бежал неизвестно куда, просто мчался. (13)Я мог быть конём, автомобилем, паровозом. (14)Это было царство свободы. (15)Не только наружной, но, безусловно, и внутренней. (16)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?). (17)Зрелищем, завораживающим меня, была кузница. (18)Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды. (19)Перевернёшься на спину — в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (20)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона.
(21)Детство — это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (22)Куда исчезает еда нашего детства? (23)И почему она обязательно исчезает? (24)Постный сахар, пшённая каша с тыквой... (25)Столько было разного счастливого, весёлого...
(26)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (27)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (28)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (29)Именно жизни. (30)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий. (31)Только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (32)Я жил, не осознавая ещё ценности дружбы или счастья иметь родителей. (33)Всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы...
8. Определите и запишите микротему последнего абзаца текста.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение убегало, как вода из предложения 10. Запишите ответ.
10. В предложениях 19–21 найдите слово с лексическим значением «дорога для автомобильного движения без поперечных наземных переездов». Выпишите это слово.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) начисто забылось
2) постный сахар
3) смотреть с моста
4) город хорошеет
12. Из предложения 30 выпишите грамматическую основу.
13. Определите тип односоставного предложения 3. Запишите ответ.
14. Среди предложений 15−17 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
15. Среди предложений 17−19 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Среди предложений 31−33 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 11−13 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
ОТВЕТЫ 2
2. Отступит(2)
от
ступ
ит
Морфологический разбор слова
Путешествуя(3)
1. Ночевал (что делая?) путешествуя — деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
3. 2. Не дядин (притяжательное прилагательное) дом, не знающий (причастие, есть зависимое слово) усталости, не засыпая (деепричастие с НЕ пишется раздельно) ни на минуту.
4. . Приободрённый (полное страдательное причастие, есть приставка; возможно: причастие сов. вида) вид, длинная (прилагательное, образовано от слова с основой на -Н-) очередь, варённые в кастрюле (полное страдательное причастие, есть зависимое слово) сардельки.
5. кварта́л, катало́г, краси́вее, цеме́нт.
6. Эта история интересна и поучительна. Мы действовали вопреки логике. ИЛИ Эта история интересная и поучительная. Мы действовали вопреки логике.
7. Детство — самая счастливая пора жизни, когда нет груза ответственности, а весь мир устроен только для тебя.
8. Ощущения детства, которые остаются в памяти человека.
9. сравнение.
10. автострада (в тексте: автострад)
11.Начисто забылось (примыкание), постный сахар (согласование), смотреть с моста (управление).
12. Не было.
13. определённо-личное предложение.
14. 1. Безусловно.2. Несомненно, бесспорно, конечно, разумеется, очевидно.
15. Предложение 17.
16. Предложение 32.
Обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который завершает предложение.
17. 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для ГИА по русскому языку в 9 классе (2 варианта)
Задания составлены в 2 вариантах по аналогии КИМ-2011 года, содержат ответы для проверки. Можно использовать при проведении пробного экзамена, а также для самоподготовки учащихся...
переводной экзамен по химии в 8 классе (13 вариантов)
Материалы для проведения переводного экзамена по химии за курс 8 класса по программе Г.Э. Рудзитиса. Билеты ориентированы на проверку усвоения ведущих тем курса химии за 8 класс (первый го...
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта...
Контрольная работа по обществознанию 11 класс (2 вариант)
Контрольная работа по обществознанию раздел Политика...
Тематическое планирование по технологии 5 класс Модифицированный вариант для неделимых классов по учебнику В.Д. Симоненко «Технология 5-8 классы»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного пр...
Зачетная работа по русскому языку 7 класс 1 вариант и 2 варианты, 2 полугодие
Зачетная работа по русскому языку 7 класс 1 вариант и 2 варианты, 2 полугодие...
Итоговая контрольная работа по ОБЖ 10 класс 1 вариант и 2 вариант
Итоговая контрольная работа по ОБЖ 10 класс, два варианта, содержит материал учебника Смирнова А.Т. всего курса....