Мастер-класс "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Карькаева Людмила Николаевна

«Технология»  в переводе с греческого обозначает  понятие об искусстве, ремесле, науке. Словарь иностранных слов даёт такое определение: «Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов» [Пчёлкина 2005:  495] Существует множество  современных  образовательных технологий: традиционная, логико – смысловая, развивающего  обучения, творческого развития, информационно-коммуникативная и многие другие.  Остановимся  на кейс- технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Использование кейс-технологий  на уроке русского языка»

                                               Имя прилагательное как часть речи.

                                                         7 класс

    Автор: Карькаева Людмила Николаевна,

                                                                                                               учитель русского языка и литературы

                                                                                                                МОУ СОШ № 12 г.Балашова

       

                                                                         Балашов 2023г.

 «Технология»  в переводе с греческого обозначает  понятие об искусстве, ремесле, науке. Словарь иностранных слов даёт такое определение: «Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов» [Пчёлкина 2005:  495] Существует множество  современных  образовательных технологий: традиционная, логико – смысловая, развивающего  обучения, творческого развития, информационно-коммуникативная и многие другие.  Остановимся  на кейс- технологии.

   Появилась  она  в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. После издания сборника кейсов  вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейсы  нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, образовании.  В образовании существует три вида кейса  : кейс – технология (применяется при дистанционном обучении); кейс – стади ( метод погружения, применяется  при блочном обучении); кейс – метод ( применяется при ситуационном анализе).  Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.  Далее речь пойдёт о полевых кейсах.

      На мой взгляд, эту технологию легче использовать на уроках литературы, так как  при изучении любого художественного произведения необходимо:

  1. Анализировать конкретную ситуацию, отражающую  какую-то проблему.
  2. Актуализировать  определённый комплекс знаний.  

       Например, при изучении повести А.Пушкина «Барышня – крестьянка»  учащимся может быть задан кейс – вопрос: «Должна ли была Лиза переодеваться в платье служанки?» (ответы могут быть неоднозначными). При знакомстве с рассказом Л.Толстого «После бала» возникает масса кейс - вопросов: « Полковник – добрый отец или жестокий палач?», «Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке с того утра пошла на убыль?» и т.п.

     При этом поставленная проблема может не имеет однозначного решения. Именно неоднозначность ответов и составляет суть  кейс-метода.

  На семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Развитие учительского потенциала как важный фактор повышения качества образования» я решила  попробовать  технологию кейса не на уроке литературы, а на уроке русского языка в 6 классе. Учитывая, что не все завучи являются учителями русского языка и литературы, задания были  несколько упрощёнными, так  как главной целью было -  показать применение этой технологии  на уроках вообще. Форма проведения – Мастер-класс  (группа  шестиклассников и группа гостей). При использовании кейса важно учесть два момента:

  1. Создать   кейс и вопросы для его анализа.
  2. Организовать  работу в классе так, чтобы учитель оценивал ситуативный анализ, направлял  деятельность учащихся  на самостоятельные выводы.

Эти моменты я постаралась учесть при проведении.

Матер-класс:

  Сегодня мы с вами поговорим об одной части речи, без которой трудно обойтись в русском языке. Вспомним, что изучали об этой части речи.

   Посмотрите на слайд, прочитайте и скажите, о какой же части речи мы будем говорить?

Слайд 1

Определяю я предметы,

               Они со мной весьма приметны,

Я   украшаю вашу речь,

              Меня вам надо знать, беречь.

   У нас есть 2  группы. Для того  чтобы понять, какая группа лучше знает имя прилагательное, всем участникам нужно отвечать на вопросы и выполнять предложенные задания, чтобы получить хорошие оценки.

   Скажите, а зачем нам с вами нужно говорить о прилагательном, для чего  они нужны ?

За окном у нас зима, поэтому предлагаю вам остановиться на «зимних» прилагательных. Итак, задание: дополните правило:

Слайд 2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это…. ,

                                                               которая обозначает ……,

                                                               отвечает на вопросы….,

                                                               в предложении является ….. .

      К каждому правилу мы должны приводить примеры (без примеров правило считается неполным), поэтому по цепочке приведите примеры зимних прилагательных. Желательно, чтоб вы не задерживали других, а быстро и чётко называли слова (называют).

    Нам с вами предстоит выполнить несколько кейс-заданий. Напомню вам, что это такое: это какая-то проблема, которую нам предстоит решить, но решение этой проблемы может быть неоднозначным, то есть мнения наших групп могут не совпадать. Наша задача - обсудить варианты. Итак, посмотрите на слайд и прочитайте ещё раз о кейсе.

СЛАЙД 3

1.В переводе с английского языка «кейс»  обозначает  «случай».

2. Это анализ ситуации, не имеющей однозначного ответа.

3.Выявление, отбор, решение проблемы.

4. Работа с предположениями и заключениями.

5. Принятие решений и разрешение ситуаций в группах.

    Итак, кейс-задача: можно ли в русском языке обойтись без имён прилагательных? Запишите своё мнение в Маршрутном листе (запись №1).Можно в парах обсудить ответы.

 Сейчас на слайде вы увидите  стихотворение и всеми любимую песню, которые написаны без единого прилагательного. Прочитаем  тексты.

СЛАЙД 4

Дом. Работа. Сын. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима.

(звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино»)

Кабы не было зимы, в этом нет секрета, от жары увяли б мы, надоело б лето!

Не пришла бы к нам метель на денёк хотя бы, и снегирь не сел на ель, кабы, кабы, кабы.

Не спешил бы Дед Мороз к нам через ухабы, лёд на речке не замёрз, кабы, кабы, кабы!

    Как же вы теперь ответите: можно без прилагательных создавать стихи и песни? Оказывается, можно, но не желательно. Кейс-задачу мы обсудили, но к единому мнению не пришли.

     Скажите, а писатели и поэты в стихах, описаниях природы предпочитают обходиться без имён прилагательных  или всегда мы находим характеристику предметов? Мы недавно учили стихи и прозу о зимушке-зиме, и сейчас Глеб расскажет нам отрывок из замечательного произведения Юрия Нагибина «Лесная сказка».

 Услышали вы прилагательные? Выпишите те, которые вам показались красивыми. Текст перед вами на слайде, запись в Маршрутном листе  №2.

СЛАЙД 5 (отрывок из сказки).

    Зима продолжалась. Когда падали белые звёздочки, воздух становился тих и лёгок, простор казался обновлённым и радостным. Стоило проглянуть солнцу, как белое покрывало земли загоралось яркими блёстками. Они так сияли и блистали, что болели глаза. Стоял трескучий мороз. Ядрёный звенящий воздух был тих и прозрачен.

 Проверяем. Скажите, а как иначе называются имена прилагательные, характеризующие предмет? Когда мы пишем сочинения, то  употребляем  сравнения, метафоры, олицетворения  и….. (эпитеты).

 Кто скажет, что в переводе с греческого обозначает ЭПИТЕТ? (образное определение).

 Мы с вами говорили, что в русском языке прилагательные могут употребляться в прямом и в переносном значении. Например: хрустальная ваза - хрустальная река, серебряные ложки -серебряный иней, холодный день - холодный воздух. Приведите свои примеры.

     А теперь - кейс-вопрос: какие же прилагательные являются эпитетами? Те, которые употреблены в прямом значении, или те, которые в переносном? Запишите ответ в Маршрутный лист (№3).

 Вывод. (Любые прилагательные – эпитеты).

 Недавно мы закончили изучение темы «Имя прилагательное». Давайте вспомним, как пишутся  эти части речи, состоящие из двух слов. Что они обозначают? (Приводим примеры: бело-голубой, серо-фиолетовый и другие).

     Скажите, а какой главный признак зимы? Конечно, это снег. Какого цвета снег? Снег всегда разный, и наблюдательные люди это видят. Задание такое: запишите 5 словосочетаний по схеме сущ.+прилагательное, обозначающее оттенок снега. Следующий слайд вам в этом поможет. Будьте внимательны! Запись в Маршрутном листе №4.

СЛАЙД 6 СНЕГ (фото)

    Проверяем. Как вы написали сложные прилагательные?

 Теперь, когда мы вспомнили простые и сложные прилагательные, самое время перейти к созданию синквейна. Чтобы все вспомнили, что это такое, прочитайте схему синквейна.

СЛАЙД 7 СИНКВЕЙН

                          1 строка - заголовок (имя существительное)

2 строка –два прилагательных

       3                    строка      – три глагола

                                  4 строка – фраза, несущая определённый смысл

                     5 строка – вывод (имя существительное).

Итак, схема –перед вами, попробуйте свои силы в создании синквейна на любую зимнюю тему. Проверяем.

Примеры:

А) Иней.

     Пушистый, серебристый.

     Свисает, замерзает, сверкает.

     В морозный день любуюсь инеем.

     Какая красота!

Б) Мороз.

     Трескучий, сильный.

     Стоит, щиплет, усиливается.

     В России зимние морозы очень лютые.

     Стужа!

     А теперь  - кейс-ситуация: что лучше использовать при описаниях: синквейн или сочинение? Запишите свой ответ (Маршрутный лист, запись №5).Проверяем.

Вывод: любой вид описания хорош по-своему.

     О чём бы мы ни  говорили на уроках русского языка, на первом месте всегда находится орфография, то есть правописание.  Вставьте буквы в слова  и не ошибитесь, когда будете употреблять их в домашнем сочинении «На порог пришла зима». Запишите сова в Маршрутный лист (запись №6).            

Слайд 8

В.ликолепие, сн.гири, серебря.ный, исп.лин, .кварель, оч.ртания, поб.лила, сн.говик.

Проверяем.

Обратите внимание на те кейс-моменты, о которых мы сегодня говорили. Давайте прочитаем.

Слайд 9

     Имя прилагательное играет такую же важную роль в русском языке, как и другие части речи.

Без имени прилагательного предложения будут невыразительными, но можно обойтись и без прилагательных.

Эпитетами являются прилагательные как в прямом, так и в переносном смысле.

Для описаний можно использовать и синквейн, и сочинение – описание.

Итоги. Всем спасибо! Всего доброго!  

СЛАЙД 10 ЗИМА (фото)

Приложения:

Маршрутный лист

  1. Можно ли в русском языке обойтись без имени прилагательного?________________________________
  2. Выпишите из текста понравившиеся прилагательные___________________________________________
  3. Эпитет – это прилагательное в прямом или переносном значении?________________________________
  4. Запишите 5 словосочетаний о снеге___________________________________________________________
  5. Что лучше взять для описания: синквейн или сочинение?_________________________________________
  6. Вставьте буквы в слова:__________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...