Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку

Жулёва Ирина Евгеньевна

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Формирование успешности каждого ученика неразрывно связано с формированием функциональной грамотности. Функциональная грамотность - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.  В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования функциональная грамотность – важнейший показатель способности использовать полученные знания и навыки на практике, в жизни.

Достичь этого результата современный учитель может только в условиях постоянного поиска новых технологий, методов, приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuleva_i.e.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС

1 слайд (видеофайл)

Выступление мне хочется начать с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

2 слайд

« Не для школы учимся, а для жизни», - говорил римский философ Луций Сенека.

И притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

3 слайд

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

4 слайд

Формирование успешности каждого ученика неразрывно связано с формированием функциональной грамотности. Функциональная грамотность - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.  В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования функциональная грамотность – важнейший показатель способности использовать полученные знания и навыки на практике, в жизни.

Достичь этого результата современный учитель может только в условиях постоянного поиска новых технологий, методов, приемов.

5 слайд

Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.

6 слайд

Этим и обусловлена тема моего выступления «Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС».

7 слайд

 «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

  1. Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
  2.  Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
  3. Способностью строить социальные отношения.
  4. Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

8 слайд  

Именно поэтому, с самого начала обучения, детей вовлекают в мир профессий на урочной и внеурочной деятельности. В настоящее время с развитием технологий разнообразие специальностей и сфер деятельности значительно увеличилось. Важно показать, как можно функционировать в новых условиях, которые постоянно меняются. Для меня наиболее продуктивным средством формирования функциональной грамотности как для учителя-предметника является развитие читательской грамотности, глобальных компетенций, критического и креативного мышления. О формировании читательской грамотности я уже делилась опытом работы. Сегодня расскажу о некоторых современных способах визуализации информации, способствующих формированию функциональной грамотности, и формах работы с ними.

9 слайд

 «Шедеврум» — нейросеть для генерации изображений по текстовым запросам. Её создали в «Яндексе». Бета-версию нейросети выпустили в общий доступ в апреле 2023 года. «Шедеврум» работает в мобильных приложениях на Android и iOS. Скачать их можно в Google Play и App Store. Браузерной онлайн-версии у нейросети пока нет. Особенность нейросети в том, что все созданные в ней изображения попадают в общую ленту. Очень интересно использовать такие картинки при изучении темы «Фразеологизмы» (русский язык), «Пословицы и поговорки» (литература).

10-15 слайды

Совсем недавно в 6 классе мы прошли тему «Фразеологизмы». На уроке закрепления  для самостоятельной работы я раздавала детям карточки с картинками фразеологизмов. Дети должны были узнать фразеологизм и объяснить его значение.

16 слайд

Иногда провожу небольшую викторину по знанию фразеологизмов и их значению, используя презентацию. Так как в заданиях ОГЭ, ЕГЭ есть задание по лексике, эта работа важна не только в рамках одного урока. Можно использовать  как нестандартное домашнее задание и попросить ребят проиллюстрировать самостоятельно выбранный фразеологизм.

17-19 слайды

Эту же нейросеть я использую на уроках литературы при изучении биографии писателей. Здесь представлены поэты и писатели в стиле стимпанк (направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое технологиями и фантастикой XIX века). Можно в запросе генерации указать свою текстовую информацию, можно использовать готовые портреты и иллюстрации. Попросить детей узнать поэта, писателя, найти несоответствия в одежде, которые свойственны эпохе. Таким образом, поддерживается интерес, включается анализ и синтез.

20 слайд

Прием «Интегрировать и интерпретировать» предполагает извлечение из текста главной информации. Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице или объяснить назначение рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.

21 слайд

Данный приём на уроке носит название «Создание web - страницы».

Задание звучит так: на основе прочитанного текста создайте главную страницу сайта. Придумайте название. Помните, что название сайта отражает заглавие текста или его основную мысль. Для этого на листах А4 заполните окошечки-вкладки, которыми обозначите основное содержание - подзаголовки. Продумайте, какая информация самая важная. Дорисуйте окошки-вкладки для дополнительной информации, которой нет в тексте, но на ваш взгляд была бы интересна пользователю сайта. Работая в группах, определитесь, кто будет редактором, оформителем… На эту работу отводится не более 8 минут. При защите web - страницы выберите докладчика. Группа помогает, дополняет.

22 слайд

Готовая веб-страница может выглядеть так. Если позволяет техническое оснащение, то такую страничку можно создать в редакторе Word в заранее созданном шаблоне.

23 слайд

Следующий способ визуализации и представления информации, средней школе создание официальных документов при  изучении темы «Стили речи» на уроках русского языка, начиная с 5 класса и заканчивая 9 классом.  Создание официальных документов неразрывно связано с жизнью человека после школы. Эти навыки пригодятся при устройстве на работу, посещении любого казённого учреждения, подачи заявления в Госуслугах. На уроке литературы после изучения произведения прошу ребят  составить документ от лица литературного героя. Таким образом, дети обретают навыки функциональной грамотности.

24 слайд

Настольные игры можно адаптировать под любой предмет.

Игра «Бинго» даёт возможность видеть и исправлять ошибки. В данном случае представлены фразеологические обороты с реальными ошибками учеников. Можно включить в поля слова по орфографии, орфоэпии. Здесь может быть любая информация, в том числе и по другим предметам. Для самостоятельной работы готовлю раздаточный материал.

25 слайд

«Лото» можно модернизировать. Вариации использования различны: рассказать биографию, опираясь на даты из лото, провести хронологический диктант. Можно сделать терминологическое лото: тогда вместо дат будут термины. Особенно эффективно проводить в конце изучения темы, раздела. В поля лото можно включить названия произведений, ключевые символы.

26 слайд

Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. И все  представленные приёмы работы с информацией способствуют формированию метапредметных навыков: поиску необходимой информации в тексте; интегрированию и интерпретации разнообразных сведений из текста; формулировке простых непосредственных выводов; установке взаимосвязей между событиями и фактами, установление коммуникации, использование разных источников информации, владение компьютерными технологиями, творческой инициативе, решению жизненных задач, оцениванию своей деятельности.

27 слайд

И когда выпускник получает аттестат о получении среднего образования, в его голове должен сложиться  вот такой пазл. Это компоненты функциональной грамотности, основы которой мы должны закладывать уже в начальной школе.

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Компьютерная грамотность

Юридическая грамотность

Экономическая грамотность

Экологическая грамотность

Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в вопросах семейной жизни

28 слайд

 «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо  поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам», - говорил М.А.Булгаков. А британский  бизнесмен и политик  Колин Тернер  сказал: «Добиться успеха не  означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

                                                             

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими  дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

В данной  презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...