Алфавит. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок-повторение темы "Алфавит" для 5 класса представляет собой обобщение знаний, полученных в курсе начальной школы. В ходе урока предлагаются задания на закрепление орфографических и пунктуационных навыков, умение соотносить звуковую и буквенную структуру слова, отработку навыков связной устной речи, развитие навыка логического мышления посредством решения анаграмм, расширение индивидуального лексического запаса и кругозора обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit._5_klass.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Алфавит.

Цель урока – обобщение ранее полученных знаний о терминах алфавит, азбука; о роли Кирилла и Мефодия как просветителей и создателей славянской азбуки; о роли Петра I как создателя гражданского шрифта.

Задачи урока:

  1. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки, умение соотносить звуковую и буквенную структуру слова.
  2. Сформировать навыки связной устной речи на основе овладения литературным языком русского народа.
  3. Развить навык логического мышления посредством решения анаграмм.
  4. Повторить тематические поговорки, загадки и фразеологизмы.
  5. Расширить индивидуальный лексический запас и кругозор.

Оформление доски: поговорка и фразеологизм

Оборудование: проектор (портреты Кирилла, Мефодия, Петра I, фото образцов старославянской азбуки, гражданского шрифта в редакции Петра I), карточка с текстом для орфографической минутки, карточки с заданиями.

Тип урока: урок-повторение

Ход урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

- Открываем тетради, записываем число и тему урока. Сегодня на уроке мы повторим, что такое алфавит. Узнаем, чем слова азбука и алфавит отличаются друг от друга. Вспомним, кто такие Кирилл и Мефодий.

2. Орфографическая минутка.

         Сначала повторим орфограммы. На распечатках – текст, в котором допущены серьёзные орфографические и пунктуационные ошибки.

Задание. Исправьте на распечатке ошибки, который допустил ученик.

Как красиф осений лес! Собирём гирбарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

3. Подготовка к повторению изученной темы.

Работа с пословицами, записанными на доске.

Задание. Спишите поговорку и фразеологизм.

Сперва аз да буки, а там и науки. (поговорка)

Начать с азов. (фразеологизм)

Задание. Ответьте на вопросы:

- Какой общий смысл

 имеют фразеологизм и поговорка?

(начать с самого простого, элементарного, с самых основ).

- Что это за слова аз и буки?

(названия букв славянской азбуки)

4. Повторение темы (беседа по вопросам).

- Ребята, вспомним, что такое азбука или алфавит? (Алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё место и название)

- Сколько букв в русском алфавите? (в русском алфавите 33 буквы)

- Сколько из них гласных, а сколько согласных? (10 гласных и 21 согласная)

- Чем отличаются Ь и Ъ от других букв? (ъ и ь звуков не обозначают)

- Совпадают ли названия звуков и букв в русском языке? (отличаются)

- Кого считают создателями славянской азбуки? (Кирилла и Мефодия)

- Когда отмечается День славянской письменности и культуры? Почему именно в этот день? (24 мая, так как именно в этот день в 863 году Кирилл и Мефодий огласили создание славянской азбуки)

- Как вы думаете, чем отличаются слова азбука и алфавит? (это синонимы, а отличаются они своим происхождением, так как возникли в разных языках: алфавит – греческое слово, а азбука – старославянское (эти слова созданы как слияние названий первых букв)

- Давайте порассуждаем, зачем был придуман алфавит? (чтобы передавать звуки на письме и составлять много разных слов)

      Действительно, всего из 33 букв русского алфавита можно составить много разных слов. Можно добавить, что это свойство характерно для каждого из существующих на земле алфавитов.

- Кто из русских правителей стал основателем гражданского шрифта? (Пётр I. Он  упростил и округлил начертание букв)                          

5. Закрепление темы.

Задание 1. Решите анаграмму. Из букв слова достопримечательность составьте и запишите как можно больше новых слов за 1 минуту. (точно, меч, чат, тело, ось, опт, примечать, пот, мель, стол, нос, причал, село и т.д.)

Вывод: при помощи одинаковых букв можно составить разные слова. (можно предоставить обучающимся возможность самостоятельно сформулировать вывод)

Физкультминутка.

Отдохнуть пришла минутка:

Мы устали не на шутку.

Сейчас немного разомнёмся

И к работе вновь вернёмся.

Встали, дружно потянулись

И друг другу улыбнулись.

Голову направо, влево,

Помахали мне, соседу.

Задание 2. В первый столбик запишите слова, в которых совпадает количество букв и звуков. Во второй – слова, в которых не совпадает.

Поёт, мелочь, окрестность, прочитать, ёлочка, хрупкий, редкость, красивее, лестница, проезд, прелестный, июньский, честность, сильнее, несчастный, льёт, яблочное, книжечка, ветка.

хрупкий, июньский, сильнее, льёт, книжечка, ветка

поёт, мелочь, окрестность, прочитать, ёлочка, редкость, красивее, лестница, проезд, прелестный, честность, несчастный, яблочное

Вывод: в русском языке не совпадает количество букв и звуков (можно предоставить обучающимся возможность самостоятельно сформулировать вывод)

Задание 3. Запишите словарные слова по алфавиту, то есть в правильном алфавитном порядке.

Компьютер, гамбургер, бассейн, акробатика, рюкзак, здоровье, спортсмен, почерк.

(Акробатика, бассейн, гамбургер, здоровье, компьютер, почерк, рюкзак, спортсмен)

6. Домашнее задание. Оценивание.

Домашнее задание. 1) записать фамилии своих 10 друзей, знакомых, родственников в алфавитном порядке; 2) составить как можно больше новых слов из слова  скороговорка; 3) найти и выписать  3 про разные буквы алфавита.

7. Рефлексия.

- Какие факты из истории создания славянской азбуки вы запомнили?

- Какие задания вам больше понравились и почему?

- Что было для вас непонятным, сложным?


       

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

     

 Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.

Как красиф осений лес! Собирём гербарий из жолтых красных, и аранжевых листочьков. Получиться чюдестный букет. Он будет нас радовать халодной зимой, и напоминать о разноцветной осене.


Задания к уроку.

Задание 1. Решите анаграмму. Из букв слова достопримечательность составьте и запишите как можно больше новых слов за 1 минуту.

Задание 2. В первый столбик запишите слова, в которых совпадает количество букв и звуков. Во второй – слова, в которых не совпадает.

Поёт, мелочь, окрестность, прочитать, ёлочка, хрупкий, редкость, красивее, лестница, проезд, прелестный, июньский, честность, сильнее, несчастный, льёт, яблочное, книжечка, ветка.

Задание 3. Запишите словарные слова по алфавиту, то есть в правильном алфавитном порядке.

Компьютер, гамбургер, бассейн, акробатика, рюкзак, здоровье, спортсмен, почерк.

Задания к уроку.

Задание 1. Решите анаграмму. Из букв слова достопримечательность составьте и запишите как можно больше новых слов за 1 минуту.

Задание 2. В первый столбик запишите слова, в которых совпадает количество букв и звуков. Во второй – слова, в которых не совпадает.

Поёт, мелочь, окрестность, прочитать, ёлочка, хрупкий, редкость, красивее, лестница, проезд, прелестный, июньский, честность, сильнее, несчастный, льёт, яблочное, книжечка, ветка.

Задание 3. Запишите словарные слова по алфавиту, то есть в правильном алфавитном порядке.

Компьютер, гамбургер, бассейн, акробатика, рюкзак, здоровье, спортсмен, почерк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка в 5 классе "Алфавит".

Этот урок я составила и провела,когда мои ученики были в 5 классе.Урок прошёл живо и интересно.Советую воспользоваться материалом, надеюсь,что он будет полезен моим коллегам....

Презентация для 7 класса "Зоологический алфавит"

Вам предлагается презентация для 7 класса, которая может использоваться  на повторительно-обобщающем уроке по теме «Классы позвоночных животных", на одном из этапов урока, для активизации з...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы" и Урок "Кодирование информации", 6 класс

Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы", 9 классУрок "Кодирование информации", 6 класс...

Урок русского языка в 5 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Алфавит" по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Цели:- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении...