Отработка задания 13
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Просторечные и разговорные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostorechnye_razgovornye_slova.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЭ 2024 Задание 13
Просторечные и разговорные слова
Просторечные слова | - это слова, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. | башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании) |
Разговорные слова | - это слова, употребляемые в повседневной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | газировка (газированная вода) белобрысый (человек с очень светлыми волосами) жвачка (жевательная резинка) |
Совет 1 Выписывайте устаревшие/разговорные слова в той форме, в какой они употреблены в предложении.
8 вариантов задания 13 из ОБЗ ФИПИ
1
Лексический анализ.
В предложениях 33–37 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.
(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
2
Лексический анализ.
В предложениях 1–5 найдите просторечное слово с лексическим значением «донять». Выпишите это слово.
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
– Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия!
(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
– А кого она не достала!
(5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
3
Лексический анализ.
В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.
(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.
4
Лексический анализ.
В предложениях 46–52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.
(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?
(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала!
5
Лексический анализ.
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг.
6
Лексический анализ.
В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.
– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
(10)Девочка улыбалась.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие.
7
Лексический анализ.
В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.
(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.
(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.
8
Лексический анализ.
В предложениях 18–23 найдите разговорное слово с лексическим значением «уклониться от чего-либо». Выпишите это слово.
‒ (18)Позови из класса кого хочешь и из двора, ‒ предложила она.
‒ (19)Я никого не хочу. (20)Не надо, мама, ‒ попросил Геня.
‒ (21)Надо, ‒ коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
(22)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра.
(23)Геня сидел у подоконника спиной к столу и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги…
Ответы.
1 (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
2
(3)Меня уже достала эта химия!
3
(22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
4
– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать.
5
(24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
6
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
7
(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило.
8
‒ (21)Надо, ‒ коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".
Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...
Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»
Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...
Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий
ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...
Задание 3. Монологическое высказывание и диалог по фотографии. Отработка заданий
Данная презентация позволит на уроке отработать монологическое высказывние по фото с диалогом....
Отработка задания ЕГЭ по стереометрии по теме: "Конус" (Задание №8)
Данный учебный материал содержит самостоятельную работу для учащихся 10-11 классов в трех вариантах по теме "Конус".Работа может быть использована учителями математики на уроках при изучении...
гвэ в 300 домашнее задание отработка(задания взяты с ФИПИ ГВЭ)
Домшнее задания для учащихся сдающих ГВЭ в 300 (8 класс)...
Приёмы работы при отработке заданий на решение геометрических задач. (задания 15 – 19 КИМОВ ОГЭ)
Подготовка к выпускным экзаменам - это ответственный процесс. Математика для многих учащихся вызывает затруднения при сдачи экзамена. Особенно трудно дается геометрия. Поэтому при подготовке к ОГЭ осо...