Симонова С.И. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка Симоновой С.И., учителя русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 г. Тосно", "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных отвечает тербованиям к современному уроку. Он информативен, занимателен, направлен на формирование не тлько познавательных, но и коммуникативных и регулятивных УУД. Материал соответствует возрастным особенностям пятиклассников: часть материала - в стихотворной форме, часть материала - текст о лесных жителях; материал урока заставляет думать, отвечать на вопросы, проводить сравнение. В урок включена небольшая самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass_simonova_s.i.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Автор – Симонова С.И., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 г. Тосно".
Тема урока: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных.
Цель - знакомство учащихся с новой орфограммой "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных", систематизация знаний по данной теме.
Задачи урока:
образовательные: сформировать у учащихся умение делать выбор гласной после шипящих и Ц в окончагиях прилагательных, закрепить знания обучающихся об имени прилагательном и его роли в языке;
развивающие: продолжить формирование общеучебных знаний и умений планировать ответы, сравнивать и обобщать, делать выводы, закрепить навыки различных видов оценивания, развивать интерес к учению, развивать интеллектуальные способности (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления), развивать речь учащихся;
воспитательные:содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции; воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности и сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).
Формирование УУД:
коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль и оценка своих знаний, знаний партнера;
личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция;
познавательные УУД: развитие общеучебных, логических действий, а также умения выявлять и решать проблему, выделять и формулировать цели, .извлекать необходимую информацию, строить рассуждения, делать выводы.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран
ХОД УРОКА:
ЭТАП | РАБОТА УЧИТЕЛЯ | РАБОТА УЧАЩИХСЯ |
1 Организационный
| Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку СЛАЙД 1 Отгадайте загадку: Определяю я предметы, Я украшаю вашу речь, Они со мной весьма приметны, Меня вам надо знать, беречь! - Продолжаем изучать морфологию и говорить об имени прилагательном. | Ответ: Имя прилагательное Комментированная запись числа |
2 Актуализация знаний | -Что знаем об этой части речи? СЛАЙД 2 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Это …. 2. Обозначает …. 3. Отвечает на вопросы…. 4. Бывает... 5. Изменяется… 6. В предложении является… -Прилагательные делают нашу речь красивой, образной, более понятной и точной. Убедимся в этом еще раз. Работа с текстом (СЛАЙД 3): Поспорили как-то л..сные жители, чей хвост лучше. «Мой, конечно!» улыбнулась хозяйка больш…го рыж..го хв…ста Л..са. «Нет, мой!» – пропищ..ла о св…ем к..люч…м хвостик... Мышка. А Зайка прош...птал любим…му куц…му хвостику: «Все равно ты самый лучший!» А вы, р…бята, как думаете? -О чем текст? (тема) -Какова главная мысль текста? -Как озаглавим текст? -Запишем слова (кроме подчеркнутых), вставим пропущенные буквы и прокомментируем орфограммы. | Ответы Чтение текста Работа со словарем (куцый) Определение темы, основной мысли текста, побор заголовка Запись слов, комментирование орфограмм |
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | -А теперь выпишем словосочетания с подчеркнутыми словами. (работа со словарем) -Чем являются подчеркнутые слова? Докажите свою точку зрения. -В какой морфеме орфограмма? Были ли трудности в определении буквы, которую нужно вставить? Почему? -Мы еще вернемся к словосочетаниям, а сейчас попробуйте сами сформулировать, что же мы должны уточнить. Как будет звучать тема урока? | Запись словосочетаний, Ответы на вопросы Определение проблемы Формулировка цели и темы урока, запись |
4 Первичное усвоение новых знаний. | Работа с новым материалом: сопоставление прилагательных с именами существительными с орфограммами после шипящих и Ц в окончаниях. -Кто помнит правило написания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц? СЛАЙД 4 лучОм-чужОй плюшЕм-свежЕго -Что влияет на выбор гласной в окончаниях существительных? -Теперь поставим ударение в окончаниях прилагательных. -Что заметили? Какой вывод можем сделать? Проверка по учебнику (с. 35), чтение правил, анализ примеров. -Мы сделали правильный вывод? | Сопоставительная работа, наблюдение Поиск аналогии с существительными Вывод: формулировка правила Самоанализ |
5 Первичная проверка понимания | -Теперь вернемся к нашим словосочетаниям и проверим, правильно ли мы написали буквы в окончаниях прилагательных. - Для того, чтобы быстрее запомнить правило, обратимся к стихотворению Е.А. Ереминой. СЛАЙД 5 "В городе большом" - пишу -ОМ, "В городе чужом" - пишу тоже ОМ, А "в лесу дремучем" - ЕМ. Почему же? В чем секрет? Ты шипящий отыщи, Ударение найди! Без него никак нельзя - вы отныне с ним друзья! На окончание упадет - Букву О найдет, Безударное оно - Буква Е спешит давно! | Проверка написания словосочетаний, коррекция с применением правила Чтение и запоминание правила |
6 Первичное закрепление. | -Выполним задание по вариантам. Помните правило! Вставьте изучаемую орфограмму, выделите морфему. 1 вариант Из больш.... тучи, чуж... славой, пригож..... человеку, у лежач.... камня, в стояч.... воде, от хорош.... дерева, в больш.... деле 2 вариант В чуж... стране, не бьют лежач.... , от хорош... слова, больш… города , в дремуч.... бору, по свеж.... снегу, у старш.... брата -А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своих товарищей. А поможет вам слайд с правильными ответами.(0 ошибок -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3) | Запись по вариантам, самопроверка Работа в парах: взаимопроверка, оценивание работы товарища |
Релаксация | -А теперь отдохнем: напишем письмо нашим незнакомым друзьям. Текст я подготовила, а вот чтобы он получился красивым и интересным, добавим в него прилагательные! Называйте их! Здравствуйте, наши незнакомые _________ друзья! Пишут вам ______ ученики 5 класса_________школы №3 ___________города Тосно. Мы очень любим нашу ______школу и _______учителей. В нашем классе много _____ девочек и _____мальчиков. А еще мы очень любим добывать ____ знанияи делать _____ открытия! Желаем вам ____здоровья и ______настроения! Ваш ______5 класс. | Называют любые прилагательные |
- Отдохнули - и вновь за работу! Предлагаю желающим поучаствовать в "Лингвистической дуэли". Запишем словосочетания с изучаемой нами орфограммой! На свежем воздухе, к старшему брату, в большом лесу, по горячему следу, у могучего дуба, в колючем кустарнике, в чужом доме, рыжего щенка, колючего снега, к дремучему кустарнику, хорошее дело, пригожему молодцу, чужой славой, из большой тучи, в стоячей воде. | Работа с орфограммой, закрепление знаний | |
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -Достигли ли мы с вами своей цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились? -Домашнее задание: с. 35 учебника, выучить правило, упр. 333. Есть ли вопросы по выполнению задания? | Самоанализ, выводы Уточнение вида работы |
8 Рефлексия (подведение итогов занятия) | Выполним буквенный диктант "О или Е?" на цветных стикерах. Нужно записать только букву! 1. Горячей кашей . 2. Большой машиной. 3. О рыжем коте. 4.Свежее сено. 5. Чужой дом. 6. Настоящее мороженое. 7. Горячей водой. 8. Хорошее настроение. (1.Е, 2О, 3Е, 4Е, 5О, 6Е, 7Е, 8Е) -Надеюсь, у вас у всех хорошее настроение! А теперь подведем итог урока. Прочитайте три фразы, оцените свою работу на уроке и приклейте стикеры с ответами под той фразой, которая вам подходит. Всем спасибо за урок! 1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы. 2. Я был слепцом и вдруг прозрел, все стало ясно и понятно! 3. Я в теме плавал(а), как рыба в воде, мне все понятно и комфортно! | Запись букв на подписанных стикерах Итоговая самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс
Настоящая рабочая программа предназначена для организации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образовательных учреждениях с углублённым изучением французского языка на баз...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 ...
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...