Симонова С.И. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка Симоновой С.И., учителя русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 г. Тосно",   "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных отвечает тербованиям к современному уроку. Он информативен, занимателен, направлен на формирование не тлько познавательных, но и коммуникативных и регулятивных УУД. Материал соответствует возрастным особенностям пятиклассников: часть материала - в стихотворной форме, часть материала - текст о лесных жителях; материал урока заставляет думать, отвечать на вопросы, проводить сравнение. В урок включена небольшая самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5_klass_simonova_s.i.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА В  5 КЛАССЕ

                           

Автор – Симонова С.И., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 г. Тосно".

Тема урока: Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных.

Цель - знакомство учащихся с новой орфограммой "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных", систематизация знаний по данной теме.

 Задачи  урока:

образовательные: сформировать у учащихся  умение делать выбор гласной после шипящих и Ц в окончагиях прилагательных, закрепить знания обучающихся об имени прилагательном и его роли в языке;

развивающие: продолжить формирование общеучебных знаний и умений планировать ответы, сравнивать и обобщать, делать выводы,  закрепить навыки различных видов оценивания, развивать интерес к учению, развивать интеллектуальные способности (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления), развивать речь учащихся;

воспитательные:содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции; воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности и сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

Формирование УУД:

коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль и оценка своих знаний, знаний партнера;

личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция;

познавательные УУД: развитие  общеучебных, логических действий, а также умения выявлять и решать проблему, выделять и формулировать цели, .извлекать необходимую информацию, строить рассуждения, делать выводы.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран

                                                                                    ХОД УРОКА:

ЭТАП

РАБОТА УЧИТЕЛЯ

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

 

1

Организационный

 

 

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку

СЛАЙД 1

Отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Я украшаю вашу речь,

Они со мной весьма приметны,

Меня вам надо знать, беречь!

- Продолжаем изучать морфологию и говорить об имени прилагательном.

Ответ:

Имя  прилагательное

Комментированная запись числа

2

Актуализация знаний

-Что знаем об этой части речи?

СЛАЙД 2

ИМЯ   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Это ….

2. Обозначает ….

3. Отвечает на вопросы….

4. Бывает...

5. Изменяется…

6. В предложении является…

-Прилагательные делают нашу речь красивой, образной, более понятной и точной. Убедимся в этом еще раз.

Работа с текстом (СЛАЙД 3):

Поспорили как-то л..сные жители, чей хвост лучше. «Мой, конечно!» улыбнулась хозяйка больш…го рыж..го хв…ста Л..са. «Нет, мой!» – пропищ..ла о св…ем  к..люч…м  хвостик... Мышка. А Зайка прош...птал  любим…му  куц…му  хвостику: «Все равно ты самый лучший!»  

А вы, р…бята, как думаете?

-О чем текст? (тема)

-Какова главная мысль текста?

-Как озаглавим текст?

-Запишем слова (кроме подчеркнутых), вставим пропущенные буквы и прокомментируем орфограммы.

Ответы  

Чтение текста

Работа со словарем (куцый)

Определение темы,

основной мысли текста,

 побор заголовка

Запись слов, комментирование орфограмм

          3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-А теперь выпишем словосочетания с подчеркнутыми словами. (работа со словарем)

-Чем являются подчеркнутые слова? Докажите свою точку зрения.

-В какой морфеме орфограмма?

Были ли трудности в определении буквы, которую нужно вставить? Почему?

-Мы еще вернемся к словосочетаниям, а сейчас попробуйте сами сформулировать, что же мы должны уточнить. Как будет звучать тема урока?

Запись словосочетаний,

Ответы на вопросы

Определение проблемы

Формулировка цели и темы урока, запись

 4

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с новым материалом: сопоставление прилагательных с именами существительными с орфограммами после шипящих и Ц в окончаниях.

-Кто помнит правило написания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?

СЛАЙД 4

лучОм-чужОй

плюшЕм-свежЕго

-Что влияет на выбор гласной в окончаниях существительных?

-Теперь поставим ударение в окончаниях прилагательных.

-Что заметили? Какой вывод можем сделать?

Проверка по учебнику (с. 35), чтение правил,  анализ примеров.

-Мы сделали правильный вывод?

Сопоставительная работа, наблюдение

Поиск аналогии с существительными

Вывод: формулировка правила

Самоанализ

        5

Первичная проверка понимания

-Теперь вернемся к нашим словосочетаниям и проверим, правильно ли мы написали буквы в окончаниях прилагательных.

- Для того, чтобы быстрее запомнить правило, обратимся к стихотворению Е.А. Ереминой.

 СЛАЙД 5

 "В городе большом" - пишу -ОМ,

"В городе чужом" - пишу тоже ОМ,

А "в лесу дремучем" - ЕМ.

Почему же? В чем секрет?

Ты шипящий отыщи,

Ударение найди!

Без него никак нельзя -

вы отныне с ним друзья!

На окончание упадет -

Букву О найдет,

Безударное оно -

Буква Е спешит давно!

Проверка написания словосочетаний,

коррекция с применением правила

Чтение и  запоминание правила

      6

Первичное закрепление.

-Выполним задание по вариантам. Помните правило! Вставьте изучаемую орфограмму, выделите морфему.

1 вариант

Из больш.... тучи,

чуж...  славой,

пригож..... человеку,

у лежач.... камня,

в стояч.... воде,

от хорош.... дерева,

в больш.... деле

2 вариант

В чуж... стране,

не бьют лежач.... ,

от хорош... слова,

больш… города ,

в дремуч.... бору,

по свеж.... снегу,

у старш.... брата

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своих товарищей. А поможет вам слайд с правильными ответами.(0 ошибок -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3)

Запись по вариантам,

самопроверка

Работа в парах: взаимопроверка, оценивание работы товарища

Релаксация

-А теперь отдохнем: напишем письмо нашим незнакомым друзьям. Текст я подготовила, а вот чтобы он получился красивым и интересным, добавим в него прилагательные! Называйте их!

Здравствуйте, наши незнакомые _________ друзья! Пишут вам ______ ученики 5 класса_________школы №3  ___________города Тосно. Мы очень любим нашу ______школу и _______учителей. В нашем классе много _____ девочек и _____мальчиков. А еще мы очень любим добывать ____ знанияи делать _____ открытия! Желаем вам ____здоровья и ______настроения! Ваш ______5 класс.

Называют любые прилагательные

- Отдохнули - и вновь за работу! Предлагаю желающим поучаствовать в "Лингвистической дуэли". Запишем словосочетания с изучаемой нами орфограммой!

На свежем воздухе, к старшему брату, в большом лесу, по горячему следу, у могучего дуба, в колючем кустарнике, в чужом доме, рыжего щенка, колючего снега, к дремучему кустарнику, хорошее дело, пригожему молодцу, чужой славой, из большой тучи, в стоячей воде.

Работа с орфограммой,

закрепление знаний

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Достигли ли мы с вами своей цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

-Домашнее задание: с. 35 учебника, выучить правило, упр. 333. Есть ли вопросы по выполнению задания?

Самоанализ, выводы

Уточнение вида работы

8

Рефлексия

 (подведение итогов занятия)

Выполним буквенный  диктант "О или Е?" на цветных стикерах. Нужно записать только букву!

1. Горячей кашей . 2. Большой машиной. 3. О рыжем коте. 4.Свежее сено. 5. Чужой дом. 6. Настоящее мороженое. 7. Горячей водой. 8. Хорошее настроение.

(1.Е, 2О, 3Е, 4Е, 5О, 6Е, 7Е, 8Е)

-Надеюсь, у вас у всех хорошее настроение! А теперь подведем итог урока. Прочитайте три фразы, оцените свою работу на уроке и приклейте стикеры  с ответами под той фразой, которая вам подходит.

Всем спасибо за урок!

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2. Я был слепцом и вдруг прозрел, все стало ясно и понятно!

3. Я в теме плавал(а), как рыба в воде, мне все понятно и комфортно!

Запись букв на подписанных стикерах

Итоговая самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   7 класс....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...