Способы цитирования
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Конспект урока по русскому языку: "Способы цитирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_tsitirovanie.docx | 35.84 КБ |
tsitaty.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
Дата проведения «05» апреля 2024 г.
ФИО преподавателя: | Миронова Елена Сергеевна |
Группа: | 4-219 гр |
Специальность: | 54.01.20 Графический дизайнер |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | ОДБ.01 Русский язык |
Раздел, тема программы: | Раздел 3. Синтаксис |
Номер занятия в соответствии с КТП: | №17 |
Тема занятия по КТП: | Способы цитирования |
Тип занятия: | Усвоение нового материала |
Цель и задачи занятия
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
учебная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ОК 05. Сформированность представлений о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; сформированность ценностного отношения к русскому языку;
ОК10. Совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).
Средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация,
Основные: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М., 2017.
Дополнительные:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Власенков А.И., Рыбченкова JI.M. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2014.
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Дидактические единицы:
Основные понятия: цитата, цитирование.
Основные вопросы:
Способы цитирования,
Знаки препинания при цитировании.
Формы и методы контроля:
Фронтальный контроль – устный опрос, выяснение готовности группы к изучению нового материала
Индивидуальный контроль – опрос конкретных студентов по теме занятия
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
- Организационная часть (3 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Изложение нового материала (15 мин)
- Изучение нового материала (17 мин)
- Рефлексия (4 мин)
- Подведение итогов (3 мин)
Ход занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 3 мин. | Получение мотивации на работу во время урока | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку | Приветствуют преподавателя, формулируют тему и цель урока записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 3 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала | Словесный метод: беседа, | Мотивирует на работу, задает наводящие вопросы, | Отвечают на вопросы |
Изложение нового материала | 15 мин. | Указание новых понятий, подлежащих изучению | Словесный метод: объяснение, конспект Иллюстративно-наглядный метод: презентация | Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию | Слушают преподавателя, ведут конспект |
Изучение нового материала | 17 мин. | Систематизация полученного нового материала | Словесный метод: чтение стихотворений. Наглядный метод: поиск ответов в тексте произведений | Поясняет материал, задаёт вопросы | Отвечают на вопросы, записывают цитаты |
Рефлексия | 4 мин. | Закрепление полученных знаний | Словесный метод: объяснение | Задает вопросы, дает необходимые пояснения | Отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы |
Подведение итогов | 3 мин. | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов |
Конспект урока на тему: «Способы цитирования»
I. Вступительная часть
1.1.Организационный момент
Приветствие обучающихся, фиксация присутствующих, настрой на работу.
1.2. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос):
Преподаватель: Что такое цитата?
Студенты: Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.
Преподаватель: Для чего нужны цитаты?
Студенты: В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.
Преподаватель: Надо знать основные правила цитирования.
1 слайд.
В индивидуальном конспекте обучающиеся записывают: тему занятия
2 слайд.
Преподаватель: Немного об истории слова “цитата”. Оно произошло от латинского слова citatum “приводить, провозглашать” В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году.
II. Основная часть
2.1. Орфографическая работа со словом “цитата”, подготовка к экзамену
(Буквы ы-и в слове после ц).
Вспомним словарный диктант по принципу “Третье лишнее” (выписать 1слово, подчиняющееся другому правилу, чем 2 слова).
3 слайд.
жильцы, цикорий, циркуляр
очевидцы, нарцисс, круглолицый
дикция, сигнализация, тигрицын
цыгане, цилиндр, циркуль
ровесницы, иллюстрация, перцы
Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.
4 слайд
жильцы, нарцисс, тигрицын, цыгане, иллюстрация.
2.2. Изложение нового материала
5 -6 слайды
Как прямая речь. А: «Ц».
«Ц», – а.
В.И. Даль писал: «Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка».
«Онегин, добрый мой приятель», - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.
7 слайд
Как косвенная речь
[ ],что («ц»). Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
8 слайд
Цитата – несколько слов [..«ц».. ].
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
9 -10 слайды
Стихотворная цитата
Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы.
А:
Ц,
Ц
Ц
Ц.
Ф. И. Тютчев писал:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
11 слайд
Эпиграф.
Ц.
А
Я в этот мир пришёл,
чтоб видеть Солнце.
Анаксагор
12-14 слайды
Знаки препинания при цитатах.
А: «...ц».
А: «...ц...»
«...Ц», – а.
Саша Соколов на одной из лекций сказал: «Лишние писатели России – это те, что выбирают свободу… и уходят в прекрасное далёко…»
Ц ( а).
Они часто делают карьеру, и врагов у них нет (из рассказа Н.Теффи «Дураки»).
2.3. Изучение нового материала
Ответьте на вопросы литературной викторины. Вспомните литературного героя по иллюстрации и подсказке, назовите автора, процитируйте, правильно запишите цитату.
Слайды 15-28
1.Как он звал «голосового» помощника?
И.А. Гончаров «Обломов». Илья Ильич позвал: «Захар!»
2. Какие 2 слова говорил начальник?
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».
«Не потерплю! Разорю!» - грозил Органчик.
3. Что персонаж говорит ей перед выстрелом?
А.Н. Островский. «Бесприданница».
Так не доставайся же ты никому! (Карандышев Ларисе)
4. Что нигилист говорил о природе?
И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
Базаров говорил, что «природа не храм, а человек в ней работник».
5. Как поэт относился к атмосферным явлениям?
Ф.И. Тютчев восклицал:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
6.Какой вопрос задавал себе бывший студент?
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Раскольников задавался вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
7.Как поэт описал вечер, ночь и рассвет без глаголов?
А.А. Фет писал:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
9. Какие слова повторял учитель греческого языка?
А.П. Чехов. «Человек в футляре».
Беликов любил повторять: «Как бы чего не вышло».
10. Что поэт видел из окна?
Самые известные слова А.Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
11. Продолжите строку:
я одинок как…
у…
В. Маяковский писал о себе: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!»
12. Подберите цитату фотографии.
Сюжетом для создания статуи В.Д. Свешников послужили строки из первой главы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
13. Подберите цитату к изображению.
За год до своей смерти А.С. Пушкин писал:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
14. Процитируйте любимого писателя.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — эти слова из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», сказанные доктором Астровым, стали крылатыми.
III. Заключительный этап
3.1. Рефлексия
Подводя итоги урока, ответьте на вопросы.
Преподаватель: Произведения каких писателей мы сегодня вспомнили?
Студенты: Пушкина, Достоевского, Гончарова, Фета, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Блока, Маяковского.
Преподаватель: где и для чего нам пригодятся эти цитаты?
Студенты: быть интересным собеседником, в сочинении.
Преподаватель: какие способы цитирования вы узнали?
Студенты: как прямая речь,
как косвенная речь,
как отдельные слова,
как стихотворение,
как эпиграф.
Преподаватель: Дома вам необходимо выписать понравившиеся цитаты из произведений поэтов-шестидесятников для подготовки к семинару по литературе.
3.2. Подведение итогов
Преподаватель благодарит студентов за активную работу, выставляет оценки за ответы на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«цитата » Слово произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году
Третий лишний Жильц ?, ц?корий , ц?ркуляр . Очевидц ?, нарц?сс , круглолиц?й Дикц?я , сигнализац?я , тигриц?н Ц?гане , ц?линдр , ц?ркуль Ровесниц?, иллюстрац?я , перц ?
проверяем Жильцы , цикорий, циркуляр. Очевидцы , нарцисс , круглолицый. Дикция , сигнализация, тигрицын . Цыгане , цилиндр, циркуль. Ровесницы , иллюстрация , перцы.
1. Как прямая речь А : «Ц» . «Ц» , – а.
В.И. Даль писал: « Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка». «Онегин, добрый мой приятель» , - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.
2 Как косвенная речь [ ] , что (« ц »). Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
3 Цитата – несколько слов [..« ц ».. ]. В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
4 Стихотворная цитата А: Ц, Ц Ц Ц.
Ф. И. Тютчев писал : Любовь , любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье , сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...
5 эпиграф Ц. А Я в этот мир пришёл, ч тоб видеть Солнце. Анаксагор
многоточие А : « ... ц » . А: « ... ц ... » « ... Ц » , – а.
Саша Соколов на одной из лекций сказал: «Лишние писатели России – это те, что выбирают свободу … и уходят в прекрасное далёко …»
точка Ц ( а ). Они часто делают карьеру, и врагов у них нет (из рассказа Н.Теффи « Дураки »).
1. Как он звал голосового помощника? Ни Штольц , ни Ильинская не смогли спасти его от лени.
2. Какие 2 слова говорил начальник? Сатира на русскую и сторию ( о смене г радоначальников)
3. Что п ерсонаж говорит ей перед выстрелом? Х/ф «Жестокий романс» по пьесе 1870г.
4. Что нигилист говорил о природе?
5. Как поэт относился к атмосферным явлениям?
6. Какой вопрос задавал себе бывший студент?
7. Как поэт описал вечер, ночь и рассвет без глаголов?
9. Какие слова повторял учитель?
10. Что поэт видел из окна?
11. Продолжите строку я одинок как… у…
12 Подберите цитату
13 подберите цитату
14 подберите цитату
15 процитируйте любимого писателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"
Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...
Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...
Цитаты и способы цитирования.
Конспект урока на тему: "Цитаты и способы цитирования"....
Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)
Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи...
Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...
Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о...
Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование"....