Способы цитирования
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Миронова Елена Сергеевна

Конспект урока по русскому языку: "Способы цитирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_tsitirovanie.docx35.84 КБ
Файл tsitaty.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения «05» апреля 2024 г.

ФИО преподавателя:

Миронова Елена Сергеевна

Группа:

4-219 гр

Специальность:

54.01.20 Графический дизайнер

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

ОДБ.01         Русский язык

Раздел, тема программы:

Раздел 3. Синтаксис
Тема 3.3 Сложное предложение

Номер занятия в соответствии с КТП:

№17

Тема занятия по КТП:

Способы цитирования

Тип занятия:

Усвоение нового материала

Цель и задачи занятия

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

учебная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

           Форма урока: комбинированный.

           Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):

ОК 05. Сформированность представлений о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; сформированность ценностного отношения к русскому языку;

ОК10. Совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое).

Средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация,

Основные: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М., 2017.

Дополнительные:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.

Власенков А.И., Рыбченкова JI.M. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2014.

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).

Дидактические единицы:

Основные понятия: цитата, цитирование.

Основные вопросы:

Способы цитирования,

Знаки препинания при цитировании.

Формы и методы контроля:

Фронтальный контроль – устный опрос, выяснение готовности группы к изучению нового материала

Индивидуальный контроль – опрос конкретных студентов по теме занятия

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):

  1. Организационная часть (3 мин)
  2. Актуализация знаний (3 мин)
  3. Изложение нового материала (15 мин)
  4.  Изучение нового материала (17 мин)
  5. Рефлексия (4 мин)
  6. Подведение итогов (3 мин)

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

3 мин.

Получение мотивации на работу во время урока

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку

Приветствуют преподавателя, формулируют тему и цель урока

записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы

Актуализация знаний

3 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала

Словесный метод: беседа,

Мотивирует на работу,

задает наводящие вопросы,
Предлагает вопросы к обсуждению

Отвечают на вопросы

Изложение нового материала

15 мин.

Указание новых понятий, подлежащих изучению

Словесный метод: объяснение, конспект

Иллюстративно-наглядный метод: презентация

Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию

Слушают преподавателя, ведут конспект

Изучение нового материала

17 мин.

Систематизация полученного нового материала

Словесный метод: чтение стихотворений.

Наглядный метод: поиск ответов в тексте произведений

Поясняет материал, задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, записывают цитаты

Рефлексия

4 мин.

Закрепление полученных знаний

Словесный метод: объяснение

Задает вопросы, дает необходимые пояснения

Отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы

Подведение итогов

3 мин.

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов

Конспект урока на тему: «Способы цитирования»

I. Вступительная часть

1.1.Организационный момент

Приветствие обучающихся, фиксация присутствующих, настрой на работу.

1.2. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос):

Преподаватель: Что такое цитата?        

Студенты: Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

Преподаватель: Для чего нужны цитаты?        

Студенты: В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

Преподаватель: Надо знать основные правила цитирования.

1 слайд.

В индивидуальном конспекте обучающиеся записывают: тему занятия

2 слайд.

Преподаватель: Немного об истории слова “цитата”. Оно произошло от латинского слова citatum “приводить, провозглашать” В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году.  

II. Основная часть

2.1. Орфографическая работа со словом “цитата”, подготовка к экзамену

(Буквы ы-и в слове после ц).

Вспомним словарный  диктант по принципу “Третье лишнее” (выписать 1слово, подчиняющееся другому правилу, чем 2 слова).

3 слайд.

жильцы, цикорий, циркуляр

очевидцы, нарцисс, круглолицый

дикция, сигнализация, тигрицын

цыгане, цилиндр, циркуль

ровесницы, иллюстрация, перцы

Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.

4 слайд

жильцы, нарцисс, тигрицын, цыгане, иллюстрация.

2.2. Изложение нового материала

5 -6 слайды

Как прямая речь. А: «Ц».

 

 

«Ц», – а.        

В.И. Даль писал: «Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка».

«Онегин, добрый мой приятель», - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.

7 слайд

Как косвенная речь

[ ],что («ц»).        Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

8 слайд

 Цитата – несколько слов  [..«ц».. ].        

В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

9 -10 слайды

Стихотворная цитата        

Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы.        

А:

Ц,

Ц

Ц

            Ц.

Ф. И. Тютчев писал:

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

11 слайд

Эпиграф.

Ц.

                                                                 А

Я в этот мир пришёл,

чтоб видеть Солнце.

Анаксагор

12-14 слайды

Знаки препинания при цитатах.

А: «...ц».

А: «...ц...»

«...Ц», – а.

Саша Соколов на одной из лекций сказал: «Лишние писатели России – это те, что выбирают свободу… и уходят в прекрасное далёко…»

Ц ( а).

 Они часто делают карьеру, и врагов у них нет (из рассказа Н.Теффи «Дураки»).

2.3. Изучение нового материала

Ответьте на вопросы литературной викторины. Вспомните литературного героя по иллюстрации и подсказке, назовите автора, процитируйте, правильно запишите цитату.

Слайды 15-28

1.Как он звал «голосового» помощника?

И.А. Гончаров «Обломов». Илья Ильич позвал: «Захар!»

2. Какие 2 слова говорил начальник?

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

«Не потерплю! Разорю!» - грозил Органчик.

3. Что персонаж говорит ей перед выстрелом?

А.Н. Островский. «Бесприданница».

Так не доставайся же ты никому! (Карандышев Ларисе)

4. Что нигилист говорил о природе?

И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров говорил, что «природа не храм, а человек в ней работник».

5. Как поэт относился к атмосферным явлениям?

Ф.И. Тютчев восклицал:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

            Грохочет в небе голубом.

6.Какой вопрос задавал себе бывший студент?

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Раскольников задавался вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

7.Как поэт описал вечер, ночь и рассвет без глаголов?

А.А. Фет писал:

            Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

9. Какие слова повторял учитель греческого языка?

А.П. Чехов. «Человек в футляре».

Беликов любил повторять: «Как бы чего не вышло».

10. Что поэт видел из окна?

Самые известные слова А.Блока:

                Ночь, улица, фонарь, аптека,

                Бессмысленный и тусклый свет.

                Живи еще хоть четверть века -

               Все будет так. Исхода нет.

11. Продолжите строку:
я одинок как…
у…

В. Маяковский писал о себе: «Я одинок, как последний глаз  у идущего к слепым человека!»

12. Подберите цитату фотографии.

Сюжетом для создания статуи В.Д. Свешников послужили строки из первой главы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

                           С кувшином охтенка спешит,

                            Под ней снег утренний хрустит.

13. Подберите цитату к изображению.

За год до своей смерти А.С. Пушкин писал:

                       Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                       К нему не зарастет народная тропа,

                       Вознесся выше он главою непокорной

                       Александрийского столпа.

14. Процитируйте любимого писателя.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — эти слова из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», сказанные доктором Астровым, стали крылатыми.

III. Заключительный этап

3.1. Рефлексия

Подводя итоги урока, ответьте на вопросы.

Преподаватель: Произведения каких писателей мы сегодня вспомнили?

Студенты: Пушкина, Достоевского, Гончарова, Фета, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Блока, Маяковского.

Преподаватель: где и для чего нам пригодятся эти цитаты?

Студенты: быть интересным собеседником, в сочинении.

Преподаватель: какие способы цитирования вы узнали?

Студенты: как прямая речь,

как косвенная речь,

 как отдельные слова,

как стихотворение,

как эпиграф.

 Преподаватель: Дома вам необходимо выписать понравившиеся цитаты из произведений поэтов-шестидесятников для подготовки к семинару по литературе.

3.2. Подведение итогов

Преподаватель благодарит студентов за активную работу, выставляет оценки за ответы на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы цитирования

Слайд 2

«цитата » Слово произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году

Слайд 3

Третий лишний Жильц ?, ц?корий , ц?ркуляр . Очевидц ?, нарц?сс , круглолиц?й Дикц?я , сигнализац?я , тигриц?н Ц?гане , ц?линдр , ц?ркуль Ровесниц?, иллюстрац?я , перц ?

Слайд 4

проверяем Жильцы , цикорий, циркуляр. Очевидцы , нарцисс , круглолицый. Дикция , сигнализация, тигрицын . Цыгане , цилиндр, циркуль. Ровесницы , иллюстрация , перцы.

Слайд 5

1. Как прямая речь А : «Ц» . «Ц» , – а.

Слайд 6

В.И. Даль писал: « Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка». «Онегин, добрый мой приятель» , - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.

Слайд 7

2 Как косвенная речь [ ] , что (« ц »). Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Слайд 8

3 Цитата – несколько слов [..« ц ».. ]. В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

Слайд 9

4 Стихотворная цитата А: Ц, Ц Ц Ц.

Слайд 10

Ф. И. Тютчев писал : Любовь , любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье , сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

Слайд 11

5 эпиграф Ц. А Я в этот мир пришёл, ч тоб видеть Солнце. Анаксагор

Слайд 12

многоточие А : « ... ц » . А: « ... ц ... » « ... Ц » , – а.

Слайд 13

Саша Соколов на одной из лекций сказал: «Лишние писатели России – это те, что выбирают свободу … и уходят в прекрасное далёко …»

Слайд 14

точка Ц ( а ). Они часто делают карьеру, и врагов у них нет (из рассказа Н.Теффи « Дураки »).

Слайд 15

1. Как он звал голосового помощника? Ни Штольц , ни Ильинская не смогли спасти его от лени.

Слайд 16

2. Какие 2 слова говорил начальник? Сатира на русскую и сторию ( о смене г радоначальников)

Слайд 17

3. Что п ерсонаж говорит ей перед выстрелом? Х/ф «Жестокий романс» по пьесе 1870г.

Слайд 18

4. Что нигилист говорил о природе?

Слайд 19

5. Как поэт относился к атмосферным явлениям?

Слайд 20

6. Какой вопрос задавал себе бывший студент?

Слайд 21

7. Как поэт описал вечер, ночь и рассвет без глаголов?

Слайд 22

9. Какие слова повторял учитель?

Слайд 23

10. Что поэт видел из окна?

Слайд 24

11. Продолжите строку я одинок как… у…

Слайд 25

12 Подберите цитату

Слайд 26

13 подберите цитату

Слайд 27

14 подберите цитату

Слайд 28

15 процитируйте любимого писателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

Цитаты и способы цитирования.

Конспект урока на тему: "Цитаты и способы цитирования"....

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)

Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа - основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о...

Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование"....