Материал для практических занятий на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Забровская Оксана Анатольевна

Материал для проведения практической или контрольной работы по теме "Лексика" для учащихся 6 класса. Два варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika._praktikum._6_kl.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа. Тема «Лексика».                          6 класс

Вариант 1.

Закончите предложения.

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется …
  2. То, что обозначает слово, является его …

3. Слова, которые имеют сходное лексическое значение, называются ….

4. Слова с противоположным лексическим значением – это …

5. Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ....

6. Неологизмы – это …

7. Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются …

8. Пользуясь толковым словарём, приведите пример такого слова.

9. В каком словосочетании есть слово, употребленное в переносном значении?

     A. краснеть за сына
    Б. краснеть от жары

     B. краснеть на заре (о небе)

10. Составьте и запишите 2 словосочетания так, чтобы в одном слово ХРУСТАЛЬНЫЙ  было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

11. Пользуясь толковым словарём, приведите пример слова, употребляемого в переносном значении.

12. Какое слово является диалектным (диалектизмом)?

       А. рушник            Б. башмак           В. астероид       Г. аэроплан

13. Пользуясь толковым словарём, приведите пример диалектного слова.

14. Соотнесите заимствованные слова и исконно русские.

1. антракт

2. алоэ

3. вульгарный

4. армия

5. анализ

6. чемпион

7. оригинальный

8. персональный

9. абсурд

А. полный

Б. победитель

В. войско

Г. грубый

Д. нелепость

Е. личный

Ж. своеобразный

З. столетник

И. образцовый

К. перерыв

Л. себялюбие

М. рукоплескание

Н. разумный

О. разбор

П. пренебрегать

15. Пользуясь толковым словарём, приведите пример заимствованного слова.

16. Пользуясь толковым словарём, приведите пример эмоционально окрашенного слова.

17. Пользуясь толковым словарём, приведите пример профессионализма.

18. Установите соответствия между словами

      А. Архаизмы                                                    1. Смартфон            4. Гусар              7. Дружество

      Б. Историзмы                                                  2. Треуголка            5. Чело               8. Витязь

      В. Неологизмы                                                3. Очи                       6. Абсурд           9. Бакалавр

19. Выпишите общеупотребительные слова

Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, общага, шорох, пиит, универ, подъехать, кулига.

20.    Выпишите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов.

Внимательный, вдумчивый, вежливый, вникающий.

21.     Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени                                                               а. диалектизмы       г. буквы

2. намеченный путь следования                                                б. вообразить           д. громадный

3. мысленно представить себе что-нибудь                             в. лиловый                е. маршрут

22. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;  

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник.

Практическая работа. Тема «Лексика».                               6 класс

Вариант 2.

Закончите предложения.

  1. Все слова языка, составляющие словарный запас языка, - это ….
  2. Слова с противоположным лексическим значением – это …
  3. То, что обозначает слово, является его …
  4. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются …
  5. Слова смелый, храбрый, мужественный являются …
  6. Диалектизмы – это …
  7. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
  8. Пользуясь толковым словарём, приведите пример такого слова.
  9. В каком словосочетании слово корабль, употреблено в прямом значении?

A. военный корабль

Б. корабль пустыни (о верблюде)

B. степной корабль (о комбайне)

10. Составьте и запишите 2 словосочетания так, чтобы в одном слово ТЯЖЁЛЫЙ было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

11. Пользуясь толковым словарём, приведите пример слова, употребляемого в переносном значении.

12. Какое слово является неологизмом?

      А. терем                   Б. коттедж               В. дом               Г. изба

13. Пользуясь толковым словарём, приведите пример устаревшего слова.

14. Соотнесите заимствованные слова и исконно русские.

1. оригинальный

2. абсурд

3. игнорировать

4. абсолютный

5. идеальный

6. аплодисменты

7. рациональный

8. эгоизм

9. алоэ

А. полный

Б. победитель

В. войско

Г. грубый

Д. нелепость

Е. личный

Ж. своеобразный

З. столетник

И. образцовый

К. перерыв

Л. себялюбие

М.рукоплескание

Н. разумный

О. разбор

П. пренебрегать

15. Пользуясь толковым словарём, приведите пример профессионализма.

16. Пользуясь толковым словарём, приведите пример заимствованного слова.

17. Пользуясь толковым словарём, приведите пример эмоционально окрашенного слова.

18. Установите соответствия между словами

      А. Архаизмы                                                    1.  Кольчуга          4. Бурлак              7. Перст

      Б. Историзмы                                                  2. Бизнес               5. Ведать              8. Брифинг

      В. Неологизмы                                                3. Рыбарь              6. Опричник        9. Волонтёр

19. Выпишите общеупотребительные слова

Небо, палитра, форте, мешанина, солнце, вьюга, домашка, шёпот, ланиты, студак, идти, няша.

20. Выпишите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов.

       Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

21. Установите соответствие:                            

      1. очень большой                                                                          а. диалектизмы            г. буквы

      2. слова, употребляемые жителями одной местности       б. вообразить              д. громадный

      3. знаки для обозначения звуков                                              в. лиловый                  е. маршрут

22. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) курень, полуночник, шелоник;

Б) кардиолог, гастроли, дефолт;

В) опосля, прислухаться, не серчай.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия к уроку иностранного языка Тема: «Кости скелета. Глагол to be в будущем времени.»

Данная методическая разработка поможет провести урок английского языка в медицинских колледжах и училищах....

Практическая часть к уроку русского языка в 9 классе по теме "Связи слов в словосочетании"

Практическая работа по русскому языку в 9 классе - подготовка к ОГЭ.  Задание 7. Словосочетание....

Практические задания к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Практические задания  к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" включают в себя упражнения и тест....

Практическая работа на уроках русского языка

Для классов с полиэтническим составом...

Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...

Инфографика. Материал для практических занятий на уроках литературы.

Инфографика — это графический способ подачи информации. Если ещё проще — это информация в виде картинок. В инфографику могут входить и другие элементы (т...