Классификация дидактических игр по русскому языку, которые использую в работе.
учебно-методический материал по русскому языку
Данная классификация взята из книги Л.В.Петрановской «Игры на уроках русского языка». Классификация игр строится на методическом подходе — изучении навыков, которые формирует каждый тип игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_didakticheskih_igr_po_russkomu_yazyku.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация дидактических игр по русскому языку, которые использую в работе.
Данная классификация взята из книги Л.В.Петрановской «Игры на уроках русского языка». Классификация игр строится на методическом подходе — изучении навыков, которые формирует каждый тип игры.
- Учебные игры (самые простые на отработку изучаемого материала) вырабатывают навык применения знаний. Любое учебное упражнение может стать игрой, если, например, устроить в классе соревнование на самое быстрое выполнение упражнения из учебника. Тот, кто выполнит его первым без единой ошибки, получает отметку «отлично».
- Комбинаторные игры (ребусы, шарады, анаграммы, кроссворды) активизируют словарный запас.
- Аналитические игры (требующие анализа каких-то сведений, выводов) развивают умение логически мыслить, видеть закономерности.
- Ассоциативные игры интересны, в первую очередь, содержанием, поскольку ассоциации у каждого свои, они уникальны. При этом возникает вопрос — как оценивать результаты, если нет одного правильного ответа? Можно, к примеру, ввести четкие критерии, по которым дети должны предлагать ассоциации. С одной стороны, ассоциативные игры прямо противоположны аналитическим, но с другой — если использовать их вместе (ассоциативные и аналитические), у ребенка формируется творческое начало. Примеры: 1) Создаем метафоры и сравнения Найдите среди знакомых вам предметов такие пары, между которыми можно увидеть сходство. Придумайте на основе этого сходства метафоры и сравнения и составьте с ними рассказ. 2) Игра в рифму Можно играть с мячом. Играющие становятся в круг. Один из игроков бросает мяч любому и произносит слово, например окно. Поймавший мяч должен сказать рифму: волокно, потом бросить мяч еще кому-то с новым словом. Кто не смог ответить в рифму — выбывает из игры. Победитель тот, кто останется в круге до конца.
- Контекстные игры (направлены на работу с текстом), такие игры развивают способность к интерпретации. Обычно, выполняя задания такой игры, нужно из имеющегося создать что-то новое, например, восстановить ткань стихотворения, переформатировать текст. Примеры: 1) Слова первой строфы стихотворения Н. А. Некрасова «Орина, мать солдатская» записаны здесь не в том порядке, в каком они должны стоять. Расставьте их так, чтобы получились стихи. Сделать это вам помогут рифмы (они связывают вторую и четвертую строки) и размер — четырехстопный хорей: В осеннюю ночь, чуть живые, Мы возвращаемся с охоты. До прошлогоднего ночлега, Слава Богу, добираемся. 2) Восстановите стихотворение И. А. Бунина «Октябрьский рассвет». Оно записано без разделения на стихотворные строки, как проза. Записать его как стихи помогут вам рифма, размер: четырехстопный (1, 3 и 4 строки) и трехстопный (2 и 5 строки) дактиль и строфа — пятистишие. Ночь побледнела, и месяц садится за реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, черный камыш отсырел и дымится, ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада льется со степи волнами прохлада... Медленно рдеет заря.
- Творческие задания, проекты, требующие основательной подготовки, развивают фантазию и изобретательность. К таким заданиям относится сочинительство, рифмование. Для того, чтобы тема сочинения оказалась интересной каждому ученику — сделайте ее небанальной, неординарной, неожиданной. Пример: Сочините сказку, в которой оживает какая-либо единица языка: например, твердый знак, гласные и согласные звуки, корень и приставка. Наделите эти явления характерами, расскажите об их взаимоотношениях. У кого сказка получится интереснее?
- Игры по ролям развивают творческие способности, воображение. Такие задания считаются самыми любимыми у школьников, дети любят принимать участие в инсценировках, постановках и спектаклях. Пример: Ролевой диалог. Каждому игроку выдается карточка с обозначением черты характера или состояния человека: гордость, зависть, доброта, лживость, правдолюбие, смирение, испуг, радость, уныние и т.п. Выбирается тема, например — «зима». Игроки по очереди высказывают свое мнение о предмете, исходя из своей роли. Так, гордый скажет, что в его селе или городе зима лучше, чем где бы то ни было, и постарается обосновать свое мнение. Завистливый скажет: вам-то хорошо, у вас зима лучше, чем у нас, и тоже приведет доказательства. Тот, кто не сумел убедительно сыграть свою роль, выбывает из игры.
Правила проведения игр в классе. Памятка !
- Настройте класс на игру
- Научитесь проводить игры (педагог сам должен быть настроен на творчество)
- Ведите игру тактично
- Следите за оптимальным сочетанием занимательности и обучения
- Эмоциональный подъем, возникший в ходе игры, направляйте на решение дидактических задач
- Игра должна быть добровольной, понятной
- Правила игры должны быть простые
- После игры необходимо подвести итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку для индивидуальной работы с учащимися 5 - 6 классов
Предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом....
Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы
Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Карточки по подготовке к ЕГЭ на правописание корней...