Классификация дидактических игр по русскому языку, которые использую в работе.
учебно-методический материал по русскому языку

Буртыль Елена Владимировна

Данная классификация взята из книги Л.В.Петрановской «Игры на уроках русского языка». Классификация игр строится на методическом подходе — изучении навыков, которые формирует каждый тип игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_didakticheskih_igr_po_russkomu_yazyku.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация дидактических игр по русскому языку, которые использую в работе.

Данная классификация взята из книги Л.В.Петрановской «Игры на уроках русского языка». Классификация игр строится на методическом подходе — изучении навыков, которые формирует каждый тип игры.

  1. Учебные игры (самые простые на отработку изучаемого материала) вырабатывают навык применения знаний. Любое учебное упражнение может стать игрой, если, например, устроить в классе соревнование на самое быстрое выполнение упражнения из учебника. Тот, кто выполнит его первым без единой ошибки, получает отметку «отлично».
  2.  Комбинаторные игры (ребусы, шарады, анаграммы, кроссворды) активизируют словарный запас.
  3. Аналитические игры (требующие анализа каких-то сведений, выводов) развивают умение логически мыслить, видеть закономерности.
  4. Ассоциативные игры интересны, в первую очередь, содержанием, поскольку ассоциации у каждого свои, они уникальны. При этом возникает вопрос — как оценивать результаты, если нет одного правильного ответа? Можно, к примеру, ввести четкие критерии, по которым дети должны предлагать ассоциации. С одной стороны, ассоциативные игры прямо противоположны аналитическим, но с другой — если использовать их вместе (ассоциативные и аналитические), у ребенка формируется творческое начало. Примеры: 1) Создаем метафоры и сравнения Найдите среди знакомых вам предметов такие пары, между которыми можно увидеть сходство. Придумайте на основе это­го сходства метафоры и сравнения и составьте с ними рассказ. 2) Игра в рифму Можно играть с мячом. Играющие становятся в круг. Один из игроков бросает мяч любому и произносит слово, например окно. Поймавший мяч должен сказать рифму: волокно, потом бро­сить мяч еще кому-то с новым словом. Кто не смог ответить в рифму — выбывает из игры. Победитель тот, кто останется в круге до конца.
  5.  Контекстные игры (направлены на работу с текстом), такие игры развивают способность к интерпретации. Обычно, выполняя задания такой игры, нужно из имеющегося создать что-то новое, например, восстановить ткань стихотворения, переформатировать текст. Примеры: 1) Слова первой строфы стихотворения Н. А. Некрасова «Орина, мать солдатская» записаны здесь не в том порядке, в каком они должны стоять. Расставьте их так, чтобы полу­чились стихи. Сделать это вам помогут рифмы (они связыва­ют вторую и четвертую строки) и размер — четырехстопный хорей: В осеннюю ночь, чуть живые, Мы возвращаемся с охоты. До прошлогоднего ночлега, Слава Богу, добираемся. 2) Восстановите стихотворение И. А. Бунина «Октябрьский рассвет». Оно записано без разделения на стихотворные стро­ки, как проза. Записать его как стихи помогут вам рифма, размер: четырехстопный (1, 3 и 4 строки) и трехстопный (2 и 5 строки) дактиль и строфа — пятистишие. Ночь побледнела, и месяц садится за реку красным серпом. Сонный туман на лугах сереб­рится, черный камыш отсырел и дымится, ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада меркнет, устало горя. В трепетный сум­рак озябшего сада льется со степи волнами про­хлада... Медленно рдеет заря.
  6. Творческие задания, проекты, требующие основательной подготовки, развивают фантазию и изобретательность. К таким заданиям относится сочинительство, рифмование. Для того, чтобы тема сочинения оказалась интересной каждому ученику — сделайте ее небанальной, неординарной, неожиданной. Пример: Сочините сказку, в которой оживает какая-либо единица языка: например, твердый знак, гласные и согласные звуки, корень и приставка. Наделите эти явления характерами, расскажите об их взаимоотношениях. У кого сказка получится интереснее?
  7. Игры по ролям развивают творческие способности, воображение. Такие задания считаются самыми любимыми у школьников, дети любят принимать участие в инсценировках, постановках и спектаклях. Пример: Ролевой диалог. Каждому игроку выдается карточка с обозначением черты характера или состояния человека: гордость, зависть, доброта, лживость, правдолюбие, смирение, испуг, радость, уныние и т.п. Выбирается тема, например — «зима». Игроки по очереди высказывают свое мнение о предмете, исходя из своей роли. Так, гордый скажет, что в его селе или городе зима лучше, чем где бы то ни было, и постарается обосновать свое мнение. Завистливый скажет: вам-то хорошо, у вас зима лучше, чем у нас, и тоже приведет доказательства. Тот, кто не сумел убедительно сыграть свою роль, выбывает из игры.

Правила проведения игр в классе. Памятка !

  • Настройте класс на игру
  •  Научитесь проводить игры (педагог сам должен быть настроен на творчество)
  • Ведите игру тактично
  • Следите за оптимальным сочетанием занимательности и обучения
  • Эмоциональный подъем, возникший в ходе игры, направляйте на решение дидактических задач
  •  Игра должна быть добровольной, понятной
  • Правила игры должны быть простые
  • После игры необходимо подвести итоги




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...

Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку для индивидуальной работы с учащимися 5 - 6 классов

Предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом....

Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы

Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Карточки по подготовке к ЕГЭ на правописание корней...