Дидактический материал по русскому языку для индивидуальной работы с учащимися 5 - 6 классов
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ларкина Т.Н., учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Чирикеевская ОШ»
Майнского района
Ульяновской области
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ 5 – 6 КЛАССОВ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.
Сделать, сбор, столб, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, здесь, здание, сбрасывать, просьба.
Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
- Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Море, разъезд, лень, белье, ружье, юбка, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, мячик, пиявка, поёт, уют, люк, отлёт.
Определите род выделенного слова.
- Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.
Картина, килограмм, алфавит, в..рота, м…ря, т..рты, д..суг, м..л..дежь, центр, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.
Расставьте ударения.
- На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите слова в зависимости от орфограммы.
Фу…бол, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, в…дичка, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, ф..олетовый, с..лют.
- Вставить пропущенные буквы
Е,И,Я? св_тильник, вр_дитель, об_жать, л_сточек, м_ровая, л_нивая, вр_мена, изв_нять, дов_рять, оп_рение, кл_вать, др_мать, сл_зать, т_мнота, ож_вать.
Ж,Ш? ча_ка, ло_ка, пло_ка, сторо_ка, стару_ка, сапо_ки, избу_ка, бедня_ка, корму_ка, пичу_ка, пта_ка, подру_ка, зиму_ка, сне_ки, Серё_ка, лягу_ка.
Т,Д? яс_ный, прелес_ный, прекрас_ный, грус_ный, поз_ний, опас_ный, влас_ный, чудес_ный, звёз_ный, ужас_ный, горес_ный, вкус_ный, трос_ник, вес_ник.
А,О? С ст_ловая, к_мок, тр_пинка, тр_винка, тр_стинка, л_скать, с_ринка,ст_рожка, ст_рушка, хв_инки, д_ждинка, пл_тина, оч_рование,пок_зался.
З,С? гры_ть, ры_ь, слё_ки, ска_ка, сала_ки, изморо_ь, пово_ка, прока_ник,коло_, па_тбище, ми_ка, исче_, пол_ти, не_ти, сколь_кий, у_кий, но_ки, свя_ка, до_ки.
Д,Т? ужас_ный, мес_ный, полез_ный, горес_ный, капус_ный, вкус_ный, звёз_ный, трос_ник, час_ный, счас_ливый, лес_ный, небес_ный, поз_но.
Ь,Ъ? с_ёжился, раз_ярённый, об_едение, вороб_и, жил_ё,с_язвил, вз_ерошенный, об_явление, сер_ёзный, грозд_я, варен_е, из_ян, под_ехал, с_ёмка, здоров_е, об_ём, ненаст_е, в_езжать, об_ятия, пред_явить.
Св_рнулся к_льцом, в_лил хлоп_ями, уг_щались м_рко_кой, зам_длять ша_, по_вился сн_гирь, затр_щал моро_, гл_деть на звёз_ное небо, нар_жать с_сну, ст_клянные игру_ки п_ют м_тели, св_стят в_юги, теле_ка для дро_, лё_кая п_зёмка, на _кне изморо_ь, пичу_ки осм_лели, д_лёкое пас_бище.
Нар_дили ёлку, зав_ли х_рово , к_дать сн__ки, ск_льзить по д_ро_ке, избу_ка на кур_их но_ках, т_жёлые ве_ки, ранняя пта_ка, в_сят гирлянды, встр_чать Новый го_, др_жат пичу_ки, ск_вало льдом, бл_стят сн_жинки.
Л_сная т_шина, зан_сло д_ро_ки, г_лодное зв_рьё, т_нулся сле_, лё_кие сапо_ки, зале_ на в_ршину, стр_хнуть сне_, др_жит пт_нец, вз_ерошенный к_тёнок, с_дая б_р_да, сла_кий г_л_сок, ск_льзить на с_нях, св_рнул с пути.
Изб_гать ссоры, кр_чать на сл_на, из б_рёзовой к_ры,скучный пейза_, в х_лодных сапо_ках, с извес_ным поэтом, по гла_кому льду, в д_лёких кр_ях, грус_ный праз_ник, зя_ко пта_кам, чу_ствуешь мес_ность, поз_ний прихо_.
Возле гн_зда, для п_рнатых друзей, у л_сного оз_ра, с извес_ным п_сателем, под т_жёлым взглядом, уд_вились рассказу, поз_ним веч_ром, про мес_ного поэта, горо_ ст_леваров, по мя_кой д_роге , об_ехать окрес_ность.
Тонк__ стеклышко, осенн__ненастье, ранн__ песня, ярк__свет, мышин__ гнездо, ярк_ впечатление, лёгк__ набросок, знойн__ утро, утренн__ кофе, сладк__ какао, весёл_ кенгуру, тонк__ аромат, нежн__ чувство, летн__ прогулка, зимн__ пальто, тёпл__ взгляд, трудн_ правило, весенн__ ярмарка.
Б_рёзов__ роща, с_л_вьин__ трели, осенн__ л_ства, ре_к___ укр_шение, крепк__ нервы, поз_н__ встреча, горяч__сердце, настоящ__ чу_ство, утренн__ п_х_л_дание, полярн___сияние, хру_к__ ст_кло, син__ ю_ка, упрям__ л_ша_ка, м_гуч__ стр_на, узк__ руч_и.__
Укр_шает, п_тлять, скр_пучий, _г_нёк, с_дение, отм_ль, п_лезное, тр_винка, расп_лнеть, м_л_дёжь, под_рили, в_сенняя, прору_ь, р_скует, пр_витель, пот_плеет, _бувной, изморо_ь, к_мпьютер, маст_рит.
Угр_жает сл_ну, скл_вать з_рно, кр_чит на др_зда, по мя_кой тр_ве, с_дит в н_ре, зале_ на в_ршину, упол_ в ду_ло, к_рмить пт_нца, уг_сает зв_зда, уд_вительный д_мишко, з_лёное пас_бище, на окрес_ных п_лях, без извес_ного п_сателя.
Цв_точный наря_, м_р_сит дож_ь, засв_тил луч_, упол_ под к_рягу, зап_х тра_, грус_ный ви_, выгл_нул ландыш_, п_лящ__ солнце, бл_стит на тр_ве, зак_чались хру_кие ст_б_льки, ги_кая б_рё_ка, уд_вительн_ кр_с_та, пот_нулись д_мой, отцвёл трос_ник, ярос_ный вет_р, др_жал от злост_.
Кр_чат п_стухи, п_з_л_нели па_тбища, вз_ерошенные пта_ки, разл_ваются руч_и, похв_лить подру_, утренн__ р_са, на в_ршин_ ёлк_, п_ж_леть пичу_ку, к_люч_ _ежата, жу__ащ__ пч_ла, ранн__ зв_зда, гр_зовые обл_ка, м_л_дые хв_инки, л_сные тр_пинки.
Кр_снеть у д_ски,г_в_рить о друг_, п_верить в успех, уп_лзти под к_рягу, найти сле_, б_жит по з_мле, ждать з_мы, зап_хи ос_ни, др_жит от хол_да, дов_рять подруг_, л_пить из глины, на л_стке берёзк_, по тр_пинк_ леса, под к_рой дуба, на д_ске задача, на восток... показалось, появилось на топол....
Зам_ча_шь рассвет , люб_шь пиро_, выйд_т вперё_, вид_те сле_, вступа_шь в к_мпанию, т_ску_м по дому, н_чу_м в г_стях, раду_т взгля_, чита_шь расска_, терп_м холо_, ужал_т _са, чу_ству_шь зап_х, корм_т пт_нцов, гасн_т све_, дыш_т лё_кими, ветр_м хв_стом, уд_вля_шь ответом.
Всп_рхнули стр_козы, хл_п_тливые мур_вьишки, вып_лзли бука_ки, растр_щались пичу_ки, ранн__ пта_ка, п_хуч__сирень, весенн__ чу_ство, не услыш_шь к_пель, у д_лёкого пас_биша, от б_рё_к_ к акаци_, на ветк_ обл_пих_, на мя_ком к_вре, у д_ревни Ольховк_, от изгород_ к речк_, у пушист___ обл_чка, без син___ пла_ка, к прекрас_н___ ландышу, у прелес_н___ леб_дя , из-за рыхл___ пня, ты уг_ща_шь м_дком, мы выт_щ_м из з_мли, он вык_рм_л зв_рька, ты взл_та_шь ввысь, исче_ пт_нец, озя_ ястре_, продро_ в_лчишко, с_ёжился л_сёнок.
Расставь знаки препинания.
Из-под каменист_ берега б_ёт родник его открыли охотники они вырыли лунку очистили от песка обл_жили камнем р_дничок наполнил лунку и потёк теперь ч_рпают воду из лунки как из колодца я часто бывал на Кавказ_ и вид_л в г_рах р_дники их находят по р_сяной влажност_ на скалах скалу пр_рубают выводят родник наружу из камней у самой тр_пы выкладывают колодец здесь усталый путник мож_т ут_лить жажду а ты пил воду из родника нет ничего прохладнее и чище ключевой воды
П..лярн… сова.
П..лярн… совы ж..вут в тундр.. . В н..чной т..ш..не пр..л..тают они над сн..гами. Корм..м птиц …вляются мыши. Мног… зайцы п...бывали в ко…тях п..лярн... совы. Т…рпелив.. д…журит с…ва на св...ём п…сту. Ч…сами ожидает она св...ей д…быч… . Охотнику редк… уд…ется п…д...йти к птиц... . Зимн... оп...рени… её кажется б…лее снега. П…лярн… с…ва – оч…нь инт...ресн… птица.
Св...тлячки.
Веч…р...м у л…сной тр…пинк... мы увидели св...тл…чков. Мы п...ймали одного. Он ползал по л…дон… и …св…щал на кож… все м. ..рщинки и бугорки. Мы с.. брали в
к…ро...ку неск…лько св…тл…чков и п…с...дили их на лист…я сирен… .Всю ноч… на сирен... п…д наш...ми окнами г…рели п…р…л…вались з…лёные .ог…ньки. В теплы… летн.... дни вдоль тр…пинк... мног... п...вляется св…тл…чков.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложение, в котором пропущена запятая, поставь, докажи схемой.
Рысь.
Под стар…й с…сной грел...сь рысь. На ветку дер…ва сел... с…ница. Ветка тих… з…к...чал…сь. Пр…шуршал… л...сная мышь. Мал…нький рысён...к вес…л… бега…т прыга...т в густой тр...ве. Мать ласков… гл...дит мурлыка...т. Ноч…ю она уходит за д...бычей. Тих... кр…дется рысь под д…рев…ями кустами. Ловит хищница на обе… ро...ких зайц...в т…жёлых глух...рей. Мног... вр…да делает в л…су злая разбойница.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложение, в котором пропущена запятая, поставь, докажи схемой.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложения, в которых пропущена запятая, поставь, докажи схемой
Зимой.
З…ма з…в..лил… г…р...док пуш…ст...м снег…м. Ст…яли мягк… сер... дни. С в…рхушк… стар.... дер…ва с…рв…л…сь птица п…сыпался с..р...бристый ин…й. Он бел...й пыл…ю …сел на куст сирен… . В дом… тр…щ...ли печи. Пахл... дым...м. Групп…й шли
женщ…ны к проруб... за в…дой. Над крутым …брыв…м ст...яла стар... б...се...ка ступен…ки её п…с…дели от инея. Утр…м мы р…счист…ли к б...се…к... д…ро…ку.
Веч...р.
Т…мно было и поз…но.Б…л…шое обл…ко отодвинул…сь. Выгл…нул мес...ц с…всем сказоч.ный. Т…кой р…суют на к…ртинках. Дубы за прудом на б…р…гу бл…стели влажной л…ствой. Вет...р стих. Ни один л…сток (не)ш…в…лился. А в…да всё (не)м…гла усп…коит(?)ся. Тр…п...тал и бл…стел лу(н/нн)ый столбик.
Отс…нели июльские ночи отгр…мели августовские грозы пр…плыла п…утинка баб… лета и з…круж…лись в воздух… жёлтые лист…я. Минул л…ст…па… жёстким гр…бе…ком вет…р доч…сал рощи до полной г…лизны а в наш…м л…су с…хр…нил лишь усталую зел…нь хвойных. Беззащитным стал… л…сное государство и в нём опять п…с…лился страх.
Раздели тексты на предложения. Поставь точки, при перечислениях поставь запятые.
Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Скворцы.
Пришел сентябрь уже облетают листья с деревьев сиротливо чернеет на березке мокрый от дождя скворечник давно не видно его веселых жильцов но вдруг из скворечника высунулся клюв да это скворчиха а скворец сидит рядом на ветке и тихонько поет они попрощались с родным домиком скоро отправятся они со своей стаей за теплые моря ночью лучше лететь видят птицы при яркой осенней луне хорошо.
Раздели тексты на предложения, при перечислениях поставь запятые.
Бумажное гнездо.
Шел я по дороге лежит на дороге камень из-под камня вылетают осы осиное гнездо построено из бумаги для людей бумагу делают машины а оса мастерит из сама с помощью своих челюстей она нагрызет опилок смочит их клейкой слюной и лепит ячейки гнезда в них живут личинки взрослые осы за ними ухаживают они кормят их чистят проветривают ячейки крыльями и охраняют.
Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.
Божья коровка.
Почему этого прелестного жучка с яркими крылышками на спине люди называют божьей коровкой есть ли этому объяснение при любой опасности этот жучок выделяет жгучую жидкость в народе эту жидкость назвали молочком поэтому и прозвали жучков коровками в старину хороших и безобидных людей все называли божьими людьми на вид божья коровка очень добродушный жучок поедает она только тлю на листочках поэтому этого жучка назвали божьей коровкой.
Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.
Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите в кружки, союзы - в прямоугольники.
С добрым утром!
Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.
Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рят с.ребряные росы.
(С. Есенин.)
Спишите текст, указывая в скобках после существительных и прилагательных род, число, после глаголов - вид, время, спряжение.
Осеннее утро
Листик за листиком падают с липы на крышу. День открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птичками.
Стоиш(?) на берегу, ладонь к сердцу приложиш(?) и вместе с птичками и листьями куда-то летиш(?).
Так долго день пробуждает(?)ся, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета.
(По М. М. Пришвину.)
Прочитайте текст, выпишите по пять словосочетаний: «глагол + существительное», «существительное + прилагательное».
Каждому дереву своя цена! Нанесет ветерком, и за версту ус лышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.
В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево гудит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветов гречихи.
(В. Солоухин.)
Прочитайте предложения. Подумайте, являются ли они текстом? Переставьте их так, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. При создании текста следите за тем, чтобы в рядом стоящих предложениях не повторялись одни и те же слова. Обратите внимание и запомните произношение выделенных слов.
Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много разных деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде.
Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания.
На берегу реки
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. Толя сказал Интересно, как это совершаются подвиги Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг. А я об этом даже не думаю... ответил Юра.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли отшвырнул в сторону книги и бросился в воду. Л Толя бегал по берегу и кричал Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
(По В. Осеевой.)
Запишите текст в форме диалога. Расставьте знаки препинания.
Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом Емеля отпусти . меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется На что ты мне пригодишься? Нет, понесу те-бя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять Емеля Емеля опусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
• Найдите в тексте обращения и расскажите о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.
Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)....
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...
Авторский дидактический материал по русскому языку с этнокультурным компонентом для восьмого класса.
Тексты с этнокультурным компонентом....
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов
Дидактический материал предназначен для учащихся 9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...
Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы
Дидактический материал по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Карточки по подготовке к ЕГЭ на правописание корней...