Буквы и-ы после ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i-y_posle_ts.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5-й

Тема урока

Буквы и-ы после ц

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

1) обучающие:

  • знакомство учащихся с  условиями  выбора  и-ы  в  корнях  после  ц,  в суффиксах и окончаниях;
  • различение звука и написания соответствующей буквы в слове;
  • формирование орфографических навыков грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений.

2) развивающие:

  • совершенствование орфографических умений и навыков учащихся;
  • развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

3) воспитывающие:

  • развитие интереса к русскому языку, родному слову;
  • формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении задач.

Основные термины и понятия

Фонетика, звук, буква, морфемика, морфема, корень, суффикс, окончание, слово-исключение.

Образовательные ресурсы

  • Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2023. – 176 с.  
  • Презентация Power Point.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • формирование представления о том, как пишутся слова с буквами и-ы после ц;

  • навык сопоставления и анализа звукового и буквенного состава слова;
  • умение находить орфограмму в морфемах;

  • умение самостоятельно подбирать слова
    на изученное правило;
  • применение знаний и умений по данной теме в практике правописания;

  • формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета.

Личностные результаты

  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение
    к русскому языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

Развитие

  • познавательных способностей учащихся - П;

  • их логического мышления (навыки анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения) - П;

  • умения связно и грамотно излагать свои мысли - К;

  • умения самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её - Р;

  • коммуникативных навыков - К.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности –  10 мин.

Умение создавать устные монологические и диалогические высказывания
в соответствии
с коммуникационной задачей, соблюдая нормы современного русского литературного языка и

речевого этикета.

Презентация.

Организует направленное внимание учащихся на начало урока, создаёт положительный настрой учащихся на познавательную деятельность, приветствует их.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке, представляя учащимся слова для сравнения (циркуль, станция, гостиницы, Лисицына). Предлагает ребятам порассуждать, чему будет посвящён урок. Стимулирует познавательный интерес учеников. Сообщает тему урока.

Фронталь-ная и индиви-дуальная.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность, приветствуют учителя.

Выдвигают предположения, ставят перед собой учебные задачи, намечают пути их решения.

  • формирование эмоционального настроя на урок (Р);

  • следование
    в поведении моральным этическим требованиям (Л);

  • умение самостоятельно определять цели, учебные и познавательные задачи (П);

  • умение организовывать собственную деятельность (Р);

  • умение анализировать, понимать проблему (П).

Этап 2. Изучение нового материала  – 15-20 мин.

Умение

  • сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова;
  • характеризовать морфемный

состав слова;

  • опираться
    на морфемно-словообразователь-ный анализ при выборе правильного написания слова.

Презентация, учебник.

Актуализирует прежние знания учащихся о фонетике и морфемике, звуках, буквах и частях слова. Обращает внимание на специфику звука [ц].

Демонстрирует слова на слайде:

Цитата, ящерицын (хвост), бацилла, пациент, птицы, Курицын, цинга, цирк, пословицы, куницын (мех), границы, нарцисс, Голицын, устрицы, панцирь, столицы, синицыно (перо), дисциплина.

Предлагает распределить их по трём столбикам, понять принцип группировки и сформулировать правило. Организует работу учащихся по группам, направляет деятельность рабочих групп.

Выслушивает результаты работы групп.

Организует самопроверку
с помощью учебника. Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения).

Предлагает проговорить правило в парах.

Фронталь-ная, групповая.

Вспоминают, что изучает фонетика, морфемика. Обращают внимание на специфику звука [ц].

Наблюдают, выполняют задание в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу.

I ст. В корне: цитата, цинга, цирк, бацилла, нарцисс, пациент, дисциплина, панцирь.

II ст. В суффиксе: ящерицын, куницын, синицыно, Курицын, Голицын.

III ст. В окончании: устрицы, столицы, границы, птицы, пословицы.

Лидер каждой группы представляет результат работы.

Открывают учебник на странице 39, читают правило. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах.

  • умение работать
    в группах (К);

  • умение оформлять информацию
    в виде таблицы (П);

  • желание к проявлению познавательной самостоятельности и активности (Л);

  • понимание ответственности за общее дело (Л);

  • умение выступать перед классом (Л).

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия.  – 15 мин.

Учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами и-ы после ц (формирование навыка правописания).

Презентация

Дополнительно акцентирует внимание учащихся на словах-исключениях. Предлагает «запоминалку»:
Цыган на цыпочках к цыпленку подошёл и цыкнул: "Цыц!"

Организует индивидуальную работу учеников «по цепочке», предлагая нескольким ребятам выбрать и устно объяснить написание и-ы после ц в словах, представленных на слайде:

Ц..линдр, лекц..я, (у) цариц.., ц..ган, (для) падчериц.., иллюминац..я, ц..плёнок, куц..й, акац..я, ц..ркуль, информац..я, молодц.., овц.., ц..кнуть.

Предлагает учащимся выполнить самооценку. Ведёт учебный диалог и подводит учащихся
к осознанию итога занятия.

Фронталь-ная и индиви-дуальная.

Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда.

Обобщая полученную на уроке информацию, выполняют задание учителя. Применяют новое правило на практике.

Цилиндр, лекция, (у) царицы, цыган, (для) падчерицы, иллюминация, цыплёнок, куцый, акация, циркуль, информация, молодцы, овцы, цыкнуть.

Выполняют самооценку уровня усвоения знаний.

  • умение применять новые знания на практике (Л);

  • умение проводить самооценку уровня усвоения знаний (Л).

Этап 5. Задание на дом – 2 мин.

-

Учебник.

Предлагает учащимся домашнее задание (упр. 463), объясняет требования к  его выполнению.

Фронтальная.

Записывают домашнее задание. Слушают инструктаж учителя.

  • формирование внимания учащихся (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...