Предметные результаты | Деятельность учителя. Методы и приемы учения | Образова-тельные ресурсы | ФОУД | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Этап 1.Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин). |
|
|
|
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
| Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа. | Слайд 2
|
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.
М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность |
Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(4 мин.) |
|
|
|
|
- Ребята! Какое время года недавно ушло? - А какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Молодцы! И в память об ушедшем времени года давайте посмотрим какие слова нам принес снеговик: Лыжи, снег, коньки, снежинки, ёлка, мороз, лёд, хоккей, хлопоты, санки, каникулы, именины. - Скажите, что общего у всех этих слов?
-Ребята, попробуйте в своих тетрадочках распределить эти слова на две группы. -Молодцы, ребята. Скажите, а какая колонка со словами больше? Слова во множественном числе или в единственном?
- Давайте попробуем подвести итог. С какой частью речи мы будем работать? А конкретнее? Молодцы. Это будет нашей темой урока. Запишите ее.
- Что вы уже знаете об имени существительном?
|
Слайд 3
Слайд 4 |
| Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.
- Зима
- это все имена существительные
Ед. ч | Мн. ч | Снег Елка Мороз Лед Хоккей
| Лыжи Коньки Снежинки Хлопоты Санки Каникулы Именины
|
-С именем существительным Ребята формулируют тему урока: "Имена существительные во множественном числе"
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имеет род, число падеж. | П: умение аргументированно отвечать на вопросы
К: умение строить диалоги
М: развитие словарного запаса, устной монологической речи. |
Этап 3. Этап формулирования целей урока (2 мин.) |
|
|
|
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности | Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать? Гриб - , стул - , окно - , цветок - А договор? договора или договоры?
Вот видите, проблема. Какое же окончание правильное? Какое правило нам нужно сегодня узнать?
Проблема: как определить окончания у имен существительных множественного числа?
Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?
Молодцы. Это и будет целью урока.
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 | Беседа | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
- Правило правописания окончаний у имен существительных множественного числа
- Мы должны научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе
| Р: умение формулировать цель и задачи
Л: самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию
|
Этап 4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.) |
|
|
|
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных | Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Посмотрите в них. Посовещайтесь в парах, расставьте окончание, какое на ваш взгляд будет правильным. Болото – болот.., войско – войск.., век – век.. шелк – шелк..., инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете) - тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…
Затрудняетесь?
Решение проблемы. Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? - Можно ли как–то сгруппировать слова? Правильно, по роду. Запишите себе в тетрадочки.
Давайте попробуем вывести правило.
Вы заметили, что встречаются и простые и более сложные примеры. Выпишем сначала слова мужского рода, затем женского и среднего рода. Давайте посмотрим на окончания, запишите их. 1. мужской род - а (- я); - ы (- и) 2. женский род - и ( - ы) 3. средний род - а ( - я)
- Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 74.
Вот такая у нас с вами получилась схема - окончания имен существительных во множественном числе именительного падежа. Давайте теперь проверим вашу работу - правильно ли вы выделили окончания.
А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем)
Вывод: учащиеся познакомились с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных. | Раздаточный материал
Слайд 8
Учебник | Беседа | Учащиеся выполняют задание. Изучение нового материала через проблемную ситуацию.
- Спросить у учителя, найти в словаре
- 1. мужской род 2. женский род 3. средний род
- 1. мужской род: века, инженеры 2. женский род: мысли, буквы 3. средний род: болота
Сверяют свою проделанную работу
| Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания |
Этап 5.Динамическая пауза. (2 мин.) |
|
|
|
Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физическую. | - А теперь немного отдохнём. Выполним физкультминутку
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
|
| Выполняют упражнения. |
|
Этап 6. Закрепление изученного материала. (15 мин.)
|
|
|
|
Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу.
| Откроем учебник на странице 74 упражнение 550. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа. Обозначьте ударение.
Давайте поработаем по цепочке.
Молодцы.
А теперь 552 упражнение. Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой листья; под какой – зубы, под какой- зубья; под какой –корни, под какой -коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.
Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!» А как правильно? Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? Правило: Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма. Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:
Дрож(?), брош(?), богач(?), нож(?), молодеж(?)
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Упражнение 553. С ь или без ь? Обозначьте условия выбора этих букв.
Резервное упражнение 554.
| Учебник | Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Работа в парах
Индивидуальная работа | Выполняют задания все вместе
Упражнение 550. адрес-адреса директор -директора доктор - доктора мастер - мастера профессор- профессора шёлк- шелка договор-договоры инженер - инженеры офицер - офицеры тренер- тренеры шофер- шоферы месяц - месяцы торт - торты подпись- подписи плоскость - плоскости очередь- очереди госпиталь- госпитали почерк - почерки герб-гербы маляр -маляры столяр- столяры приз- призы Разбор по составу: подпись Состав слова: под — приставка, пись — корень, нулевое окончание, подпись — основа слова.
Фонетический разбор слова: приз Транскрипция слова: [пр’ис]-1 слог п — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный) и — [и] — гласный, ударный з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) 4 буквы, 4 звука
Упражнение 552
Листы бумаги, Листья деревьев, зубы волка, зубья пилы, корни растений, суп с кореньями
-Форму Р.п
Выполнение упражнения: Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь
Упражнение 553 С крыш (Р.п, мн.ч), около дач(Р.п,мн.ч), много задач(Р.п, мн.ч), нет передач(Р.п ,мн.ч), из училищ(Р.п, мн.ч), длинная речь(И.п,ж.р, 3 скл), из-за туч(Р.п, мн.ч), густая рожь(И.п,ж.р,3 скл), наша молодёжь(И.п,мн.ч,3 скл).
| Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания
П: искать различные способы выполнения заданий
К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности |
Этап 7.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.) |
|
|
|
Цели: организовать подведение итогов урока. | Учитель подводит итоги урока - Ребята, а давайте вспомним нашу цель урока?
Скажите, мы ее достигли? Научились определять окончание существительных во множественном числе? Значит наш урок удался. Хорошо.
А теперь обратите внимание, у каждого на столе лежит снежинка и солнышко - это ваши оценки. Солнышко символизирует вашу удачу на сегодняшнем уроке, что вы все успели, поняли, ваше хорошее настроение. А снежинка - символ вашего смятения, может кто-нибудь не проснулся еще, не успел что -то выполнить или не до конца успел раскрыть себя. На счет три поднимите вверх вашу оценку. Молодцы, спасибо! Ребята, вижу что солнышек очень много сегодня в классе. Это хорошо, это значит что у вас хорошее настроение и вам все понравилось. И в память о сегодняшнем уроке я хочу подарить каждому из вас вкусный памятный подарок. |
| Беседа | -Мы должны были научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе
| Р: осуществление самооценки, самоконтроль |
Этап 8. Домашнее задание(1 мин.) | Беседа | Записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы по ДЗ. Прощаются с учителем. |
|
| Параграф 98, Упражнение 555 Спасибо за урок, ребята! можете быть свободны.
Благодарит за работу на уроке. |
|
|
|
|