Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_z_i_s_na_kontse_pristavok.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

5

Тема урока

Буквы з и с на конце приставок

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Цели урока

а) образовательная: ознакомление с правилом правописания з и с на конце приставок; формирование умения применять данное правило на практике

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему

в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи

Основные термины и понятия

Приставка, звонкие, глухие согласные

Образовательные ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2023. - 176 с.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Расширение теоретических знаний о правописании приставок на з и с;
  • Совершенствование умения анализировать слово по составу;
  • Овладение орфографическими нормами русского литературного языка;
  • Развитие устной и письменной речи.

Личностные результаты

  • Воспитание любви и уважения к родному языку,
  • Воспитание любви к родине, ее прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели и учебные задачи;
  • Умение находить пути решения задач и умение оценивать правильность их выполнения;
  • Умение открывать новые знания и применять их на практике.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

-Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на слайд. Прочитайте стихотворение.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, низ-,

чрез-, раз-, и без-

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это непоседы!

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте сформулируем цели урока.

-Хорошо, дети, а теперь определите учебные задачи данного урока

Слайд со стихом

Беседа

-Буквы з и с на конце приставок.

- Вывести правило и научиться применять его на практике

- Узнать как пишутся приставки на з и с;

Уметь определять от чего зависит написание з или с;

Уметь применять знания на практике.

П: умение аргументировано отвечать на вопросы.

Р: умение формулировать цель и задачи.

Этап 2. Открытие нового (10-12 син)

Расширение и систематизация знаний о правописании согласных на конце приставок;

Овладение орфографическими нормами.

- Давайте запишем слова в две колонки.

- В первую колонку запишем слова: разрезать, безводный, вздрогнуть, возгордиться; во вторую колонку растолкать, бесчисленный, всходить, воспротивиться.

- В чем сходство данных слов?

- Обозначьте эти приставки во всех словах.

- А в чем различие этих слов?

- Подчеркните одной чертой эти буквы.

- Почему в схожих приставках на конце пишутся разные согласные?

- Обратите внимание на согласную, находящуюся за приставкой.

- Подчеркните эту согласную двумя чертами.

- Сделаем вывод: перед звонким согласным в приставке пишется буква з, перед глухим согласным в приставке пишется буква с.

- Попробуйте сформулировать правило.

-А теперь обратимся к учебнику, чтобы удостовериться в правильности формулировки, уточнить формулировку, обратить внимание на графическое оформление языкового явления.

Учебник, слайд со словами

Беседа

- Схожие приставки.

- В словах первого столбика на конце приставки –з, а в словах второго столбика на конце приставки –с.

- После приставки на –з пишется звонкая согласная, а после приставки на –с – глухая.

- В приставках на  -з/ -с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.

П: осуществить анализ языкового материала, выделение в нем существенных признаков;

устанавливать аналогии и строить рассуждения.

Р: планировать действие в соответствии с целью и задачами.

Л: формирование уважительного отношения к языку.

К: умение строить диалоги.

Этап 3. Закрепление изученного (17-20 мин)

Формирование умения и навыков в применении правила на практике;

Развитие устной и письменной речи.

Упражнение 437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Упражнение 438. Запишите слова на –з/ -с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

Упражнение 442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

Учебник

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

437. Ученики по очереди выходят к доске и записывают слова, обозначая условия написания той или иной буквы.

Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть (подвиг), взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться (с высоты), изгибаться, испортить.

438. Ученики работают самостоятельно.

 

Бесшумный, бесчисленный, сдавать, расчертить, расщедриться, сжимать, расщелина.

Разжимать, безжизненный, безвкусный.

442. Ученики работают в парах.

 

Разбивать, разбитый, раздать, разгруженный, разжечь, разгрести,  разделанный.

Сбитый, распущенный, спустить, сдавать, распилить, спилить, сгрузить, сжечь, сгрести, сделать, расчистить, счистить.

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий;

оценивать правильность выполнения задания.

П: искать различные способы выполнения заданий.

К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Этап 4. Задание на дом (3 мин)

Формирование умений в применении правил на практике.

Упражнение 440. Запишите слова в две колонки: 1) с з на конце приставки; 2) с с на конце приставки.

Упражнение 441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

Учебник

Индиви-дуальная работа

Записывают домашнее задание.

441. В понедельник по расписанию русский язык третьим уроком. Учительница попросила раздать тетради для контрольной работы. Бутон моего любимого цветка, наконец, раскрылся. У нас установилось правило в конце урока стирать с доски. Пришла пора исправлять свои ошибки. Диктант следует писать разборчиво и аккуратно. Мне нужно вспомнить и рассказать параграф, который мы разбирали на прошлом уроке. В начале урока нам предложили рассмотреть таблицу и постараться объяснить порядок распределения слов. Чтобы правильно выполнить данное упражнение, нужно воспользоваться правилом.

Этап 5. Итоги. Рефлексия (5 мин)

- Итак, ребята, подведем итоги проведенного урока.

-Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

-Что на сегодняшнем уроке у вас получилось?

-Какие моменты вызвали затруднение?

-Вам понравился этот урок?

Беседа

Р: осуществление самооценки, самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...