Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Повторение и систематизация изученного по теме: «Служебные части речи»
Автор: учитель русского языка и литературы
Воробьева Ирина Сергеевна
МБОУ «Гимназия №3» г.Иваново Ивановской области
- Орг.момент (приветствие, слово об уроке)
- Работа с текстом (чтение по цепочке вслух по 1 предложению)
Текст для чтения
Мир примет бесконечно разнообразен. Настоящими приметами считаются те, что определяют погоду и время. Самая простая примета — это дым костра. Иногда он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив. Но, бывает, стелется туманом по траве или мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.
Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце подымется в глубокой тишине, в синих и прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает также вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. Если обильная роса, значит, и завтрашний день будет жарким. Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта словно не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестает ловиться рыба. Реки и озера мертвеют, будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли. Задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди. (19 предложений)
Задания:
- Озаглавить текст.
- Придумать и записать в паре 3 вопроса по содержанию текста.
- Приготовиться отвечать на вопросы одноклассников по содержанию текста.
- Каково лексическое значение слова обложные (дожди) в последнем предложении текста ?
- Сделать словообразовательный и морфемный разбор прилагательного обложные (дожди). (у доски 1 человек)
- Вопросы учителя (с использованием сигнальных карточек):
А) Это текст –повествование
Б) Это рассуждение и описание
В) Текст написан в разговорном стиле
Г) Стиль текста – художественный
Д) Основная мысль текста выражена в 1-ом предложении (зачитать)
Е) К пушистому пеплу, в прохладных туманах, в багровой и зловещей мгле: в этих словосочетаниях используются эпитеты.
Ж) В этом тексте нет ни одной частицы.
- Ребята, работа с текстом закончена, поставьте себе за неё + или ++, если считаете, что поработали с текстом результативно.
- И вот последний вопрос про частицу направляет нас к теме нашего сегодняшнего урока, прослушайте загадку:
- Тема и цели урока:
Загадка о частях речи:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
- Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Какие части речи мы изучали на протяжении многих уроков? Как они называются?(Ответы детей) (Правильно, служебные).
- Завтра у нас будет контрольная работа по этим частям речи. Значит, темой сегодняшнего урока будет «Служебные части речи: повторение и систематизация» (запись на листах)
- Каковы же цели сегодняшнего урока? Я начинаю, вы продолжаете. (Повторить тему, систематизировать знания, уметь различать союз, предлог, частицу, правильно писать служебные части речи, совершенствовать навык морфологического разбора).
- Слово учителя, лингвистический эксперимент:
Ребята, лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в языке. Чаще мы употребляем имена существительные, реже всех – причастия.
А знаете ли вы о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным. Но установлено, что на 3 самостоятельных частей речи приходится 1 служебная, или примерно 30% занимают служебные части речи в нашем языке.
-А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент. Давайте в вашем тексте, а именно во 2 абзаце подчеркнём и подсчитаем все служебные части речи, поработайте в паре.
- Сколько же их получилось?(16) Кто готов назвать? (Дополнить недостающие) А всего слов сколько?(61)
- Как вычислить %? (Делим количество служебных частей речи на количество всех слов и умножаем на 100). Сколько получилось? (26%)
- Какой вывод? Доказали мы утверждение? (Да)
- Попробуйте прочитать 2 абзац без служебных частей речи. Что нарушается? (Связность и точность текста). Значит, роль служебных частей речи велика.
5) Задание на различение предлогов, союзов, частиц.
- Следующее задание будет связано с проблемой: как отличить друг от друга союзы, предлоги и частицы? Давайте вспомним их приметы. Я говорю описание служебной части речи, а вы записываете её название, работаем самостоятельно, это задание №4 у вас на листах:
А) Я главная и самая важная служебная часть речи, ведь это я всеми повелеваю: объединяю, разделяю, противопоставляю и подчиняю. Мы с товарищами связываем и члены предложения, и простые предложения в составе сложного.
Б) Я самая важная и нужная часть речи, ведь я нахожусь на государственной службе, я связываю слова в словосочетании и предложении и вместе с окончаниями самостоятельных слов выражаю различные смысловые значения.
В) Могу оттенки придавать значеньям
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
( Ответы зачитать, поставить себе +, если всё верно)
- Следующее задание будет по уровням, который вы сами себе выберете. 1 уровень – самый лёгкий, один +; 2 – посложнее, два +; 3 – самый сложный, но за него больше плюсов, целых 3. Задание по тексту у вас на листах. Это самостоятельная работа рассчитана на 10 минут. Её результаты я вам скажу на следующем уроке.
Уровень 1: выписать из текста все слова одной из служебных частей речи (или все предлоги, или все союзы, или все частицы), сделать морфологический разбор одного из них.
Уровень 2: выписать из текста все слова двух служебных частей речи (например, предлоги и частицы), сделать морфологический разбор любой служебной части речи.
Уровень 3: выписать из текста все слова разных служебных частей речи (предлоги, союзы и частицы), сделать морфологический разбор любой служебной части речи.
Дополнительно: морфологический разбор ещё одной служебной части речи.
Текст задания:
1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; это казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.
2.Но лишь только Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
3.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
(Предлоги: на, за, в, во, сквозь, с.
Союзы: и, но, как, едва, что.
Частицы: это, лишь, только, не)
6) Графический диктант на правописание частиц
- А сейчас мы выполним графический диктант на правописание частиц: раздельное или дефисное. Ставим только букву: раздельно –Р, дефис –Д. Потом проверим друг у друга и поставим оценку соседу по парте.
Не грусти, пришёл-таки, было бы хорошо, повтори-ка, красиво же, снегу-то, ты ли это, всё-таки весна, не был, ни облачка.
(р-д-р-д-р-д-р-д-р-р)
7) Подведение итогов и рефлексия:
- Достигли ли мы целей урока?
Допишите предложения, которые вы видите у себя на листах заданий:
На уроке мы (что делали?)……
Урок был (каким?)…..
Без служебных частей речи не обойтись (почему?)…..
- Какие типы речи у вас получились?
8) Домашнее задание (на выбор):
Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)
Или
Восстановить и записать текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:
Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить … … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней. Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» … поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать. … много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих … человека слов!
Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и, как, со, к, в, с.
Лист выполнения заданий уч-ка (цы) 7а класса
Ф.И.______________________________________________________
1)Текст №1
Мир примет бесконечно разнообразен. Настоящими приметами считаются те, что определяют погоду и время. Самая простая примета — это дым костра. Иногда он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив. Но, бывает, стелется туманом по траве или мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.
Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце подымется в глубокой тишине, в синих и прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает также вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. Если обильная роса, значит, и завтрашний день будет жарким. Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта словно не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. Иногда в безоблачный день вдруг перестает ловиться рыба. Реки и озера мертвеют, будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли. Задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
2)Задания по тексту:
- Озаглавить текст.____________________________________________
- Придумать и записать в паре 3 вопроса по содержанию текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определить, каково лексическое значение слова обложные (дожди) в последнем предложении текста?
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделать словообразовательный и морфемный разбор прилагательного обложные (дожди).
__________________________________________________________________________________________________________________________
Тема урока: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Расчёт соотношения служебных частей речи во 2- ом абзаце текста:
Количество служебных частей речи:
Всего слов: 61
4) Части речи:
5)Текст №2:
1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; это казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.
2.Но лишь только Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
3.В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Задания к тексту:
Уровень 1: выписать из текста все слова одной из служебных частей речи (или все предлоги, или все союзы, или все частицы), сделать морфологический разбор одного слова.
Уровень 2: выписать из текста все слова двух служебных частей речи (например, предлоги и частицы), сделать морфологический разбор одного слова.
Уровень 3: выписать из текста все слова разных служебных частей речи (предлоги, союзы и частицы), сделать морфологический разбор одного слова.
Предлоги:_________________________________________________________
Союзы:___________________________________________________________
Частицы:_________________________________________________________
Морфологический разбор:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Графический диктант:
__________________________________________________________________
7) Итоги урока:
На уроке мы (что делали? 3 глаг.)……
Урок был (каким?3 прил.)…..
Без служебных частей речи не обойтись (почему?)…..
Домашнее задание (на выбор):
Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)
Или
Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:
Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить … … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней. Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» … поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать. … много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих … человека слов! Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и, как, со, к, в, с.
Домашнее задание (на выбор):
Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)
Или
Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:
Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить … … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней. Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» … поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать. … много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих … человека слов! Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и, как, со, к, в, с.
Домашнее задание (на выбор):
Написать сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?» (с использованием служебных частей речи, в том числе и частиц, не менее 7 предложений)
Или
Восстановить и записать в тетради текст, используя на месте многоточий служебные слова из слов для справок:
Патриотизм русского человека ведом всему миру. Он носит особый характер самой глубокой … горячей любви … родине. Эту любовь можно сравнить … … любовью … матери, … самой нежной заботой … ней. Кажется, … … одном другом языке рядом … словом «родина» … поставлено слово «мать». Мы говорим … просто родина, … родина-мать. … много глубокого смысла … этом сочетании двух самых дорогих … человека слов! Слова для справок: не, с, только, для, с, ни, не, а, к, о, и, как, со, к, в, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Междометие. Повторение."
Конспект урока...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
Повторение по теме «Служебные части речи»
Цель урока: повторить сведения о служебных частях речи; закрепить навыки правописания служебных частей речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.Круг вопросов: омонимичные части речи...
конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».
Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...
Презентация к уроку повторения изученного по теме: "Служебные части речи"
В презентации представлены практические задания для повторения разрядов и употребления производных и непроизводных предлогов, разрядов союзов и частиц. Задания ориентированы на учащихся суворовского у...
Текст для выполнения упражнений к уроку повторения по теме: "Служебные части речи"
Текст "Солдатская дружьба" можно использовать для упражнений на уроке повторения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...