Открытый урок-игра "Язык - душа народа"
план-конспект урока по русскому языку
ммКонспект открытого урока по русскому языку
Урок – игра «Язык – душа народа» (по разделу «Лексика», 5 класс)
Учитель: Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна
Школа: МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок - игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарём.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.м
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_yazyk_-_dusha_naroda.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
Урок – игра «Язык – душа народа» (по разделу «Лексика», 5 класс)
Учитель: Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна
Школа: МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок - игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. Переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Формирование умения использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употребление синонимов, антонимов. Воспитание потребности пользоваться словарём.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
- работа с толковыми словарями разных авторов.
Метапредметные:
- формирование ценностного отношения к русскому языку,
- формирование нравственных ценностей.
Личностные:
- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Закрепление опорных знаний
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Слайд 1. Приветствие | Приветственное слово учителя . - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Сегодня у нас открытый урок «Язык – душа народа». Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня много узнаем, покажем свои знания и навыки. | Приветствие учащихся. Знакомство. Приветствие гостей. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1минута) 4. Закрепление опорных знаний (10минут) | Слайд 2. Рисунок: стога сена с английскими, русскими и якутскими словами. «Словарный запас языка»
Слайд 3. Цель урока Слайд 4. Вопросы Слайд 5. Высказывания о слове Слайд 6. Лексика изучает Слайд 7. Лексический диктант | Задание 1. Урок начнем с задачи. Что вы видите на слайде? Как понимаете этот рисунок и объясните что нарисовано. А теперь, ребята, ответим на вопросы: 1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав? На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика». - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. - А как произошло слово «лексика»? - Что такое «слово»? - Для чего служат слова? - А какие высказывания о слове, о языке вы знаете? - Что такое «Лексическое значение слова»? - Где мы можем узнать значение незнакомого слова? - Какие бывают слова? - Что еще изучаем в разделе «Лексика»? - Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остаётся неизменным, постоянным? - С чем это связано? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. - Следующее задание выполняется письменно: Лексический диктант ( по толкованию, т.е. лексическому значению, определить нужно понятие и записать одним словом) А) Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника Б) Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей В) В иголках бугорок мышку поволок Г) Запас слов и выражений человека | Предполагаемый ответ: «словарный состав английского языка», «словарный состав русского языка», «Лексика». Запись учащимися числа, темы урока. - Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика». Лексика от греческого лексис - слово, выражение, оборот. Слово – это строительный материал языка. Называют предметы, действия, признаки предметов и действий. ТО, что обозначает слово, есть его лекс значение. Лекс значения слов разъясняются в толковых словарях. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы… Словарный запас языка изменяется, т.к. появляются новые понятия, новые слова. Написать в тетради: Лексический диктант А) айсберг Б) пылесос В) ежик Г) лексикон | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Слайд 8. Закончите предложения. | Закончите предложения: 1. Словарный состав языка называется …. 2. Лексическое значение слова объясняют …. 3. Однозначные слова- это слова, имеющие одно … …. 4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…. 5. Слова в переносном значении в литературном тексте мы называем …… 6. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются …. 7. … - это слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. 8. … - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. | Устные ответы учащихся: 1. лексика 2. толковые словари 3. лексическое значение 4. многозначными 5. метафорой 6. омонимами 7. синонимы 8. антонимы | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | |
5.Физминутка (3 минуты) 6.Закрепление знаний. (15 минут) 7.Рефлексия деятельности ( 5 минут) Домашнее задание (2 минуты) | Слайд 9. Физкультминутка. Слайд 10. Слова в прямом и переносном значении слов Слайд 11. Однозначные и многозначные слова Слайд 12. Омонимы Слайд 13. Антонимы. Слайд 14. Словари Слайд 15. Метафора Слайд 16. Сколько слов в русском языке? Слайд 17. Возвращение к эпиграфу Слайд 18. Рефлексия Слайд 19. Домашнее задание Слайд 20. Завершение урока | Лексика Омонимы Синонимы Антонимы Определить, какое словосочетание дано - в прямом значении или в переносном? Золотой человек – золотое украшение Свежая новость – свежий хлеб Тихое пение – тихая радость Высокий мальчик – высокий голос Теплое море – море радости Луч надежды – луч солнца Выпишите в две колонки однозначные и многозначные слова: Карандаш, земля, велосипед, бегут, суффикс, идет, голос. Объясните, покажите несколько значений слов: Лук Клуб Коса Ключ Наряд Мир овсянка свет Антонимы - это слова…(закончи предложение) Грязный -… Широкий - … .. Искусственный - … Твердый - … .. Трусливый - … Старый - … .. Мягкий - … Скучный - … .. Грубый - … Бесполезный - … .. Замкнутый - … Неряшливый - … .. Слабый - … . Светлый - … . +ь Подберите к данным выше словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать, составят еще два добрых слова. 1. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» – более 200 000 сл. 2. Д. Н. Ушаков. «Толковый словарь русского языка» - свыше 85 000 слов 3. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – 80 000 слов. 4. М.С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка» – Что такое метафора? Составить текст из 5-6 предложений, используя метафоры. Сколько слов в русском языке? В современном русском языке около 200 000 слов. Подведение итогов – Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». Что узнали, что понравилось? – Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К. Паустовского? Для чего нужно словарное богатство? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился… Своей работой на уроке я … Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … Мне показалось важным … Написать сочинение-миниатюру «Скоро весна», используя лексические возможности языка. На этом урок заканчивается. Спасибо за урок! Удачи! | Физкультминутка-игра Устно:
Письменно: Карандаш земля Велосипед бегут Суффикс идет голос Устно: Ученики получают карточку и показывают классу несколько значений многозначных слов мимикой и жестами. Письменно: Чистый Узкий Естественный мягкий Смелый новый Твердый интересный Нежный ценный Открытый аккуратный Сильный Темный Получится – честность Умница Обратимся к словарю: Честность – это … Метафора – это слова в переносном значении в литературном тексте. Р/р. Предположения детей Ответы детей Чтение хором (Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.) Ответы учащихся Учащиеся записывают в дневник задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Душа народа - в народных праздниках"
В нашей школе на протяжении многих лет существуют свои традиции. К ним относятся и фольклорно-спортивные праздники. Такие праздники являются комплексными, так как наряду с развитием физических качеств...
"Песня- душа народа"
Внеклассное мероприятие посвящённое русской народной песне....
Сценарий мероприятия " В песне-душа народа"
Мероприятие "В песне - душа народа" предназначено для учащихся 8х классов. В этом мероприятии могут принимать участие одаренные школьники, занимающиеся в танцевальных коллективах, а также вокалом, хор...
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
Урок музыки "Песня - душа народа"
Цели урока: · Приобщать к культуре русского народа.· Изучать истоки народной песни и ее дальнейшее разви...
"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе
- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...
Круглый стол "Душа народа-душа России"
Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа....