Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
учебно-методический материал по русскому языку
В современной методике преподавания русского языка приоритетным является текстоориентированный подход, поэтому особое место на уроках отвожу работе с текстом. Именно он составляет основу коммуникативной деятельности ученика. В ходе такой работы реализуются внутрипредметные и межпредметные связи. Все это способствует достижению и образовательных, и воспитательных целей, одной из которых является воспитание любви и интереса к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_kak_sredstvo_formirovaniya_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
В современной методике преподавания русского языка приоритетным является текстоориентированный подход, поэтому особое место на уроках отвожу работе с текстом. Именно он составляет основу коммуникативной деятельности ученика. В ходе такой работы реализуются внутрипредметные и межпредметные связи. Все это способствует достижению и образовательных, и воспитательных целей, одной из которых является воспитание любви и интереса к русскому языку.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, реконструкция текста, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами.
1 Комплексный анализ текста
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п.
Вот примерный план анализа текста любого типа речи:
Выразительное чтение текста.
Словарная работа. Тема текста.
Идея текста.
Тип текста. Стиль текста.
Выразительные средства речи и их роль
Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе):
«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад усиливаются аккорды. Услышав раз, никогда не забудешь их. Смягчают душу оживляют сердце вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:
— Действительно ли это текст? Докажите.
— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
— Какие слова помогают описать красоту природы?
Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения.
Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?»
В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения. Данную работу они выполняют под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. К тому же это органичный элемент интеграции живописи, музыки и слова.
Комплексный анализ может быть одним из этапов подготовки к изложению. Приведу пример подготовки к написанию сжатого изложения по тексту Паустовского «Обыкновенная земля» в 7 классе.
Этапы работы:
Чтение текста.
- Понравился ли вам текст? Чем? Что именно показалось интересным?
- Докажите, что это текст.
- Определите тему, о чем текст?
- Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? С помощью чего он этого достигает?
- На сколько смысловых частей можно разбить текст?
- Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста?
- Определите стиль текста, тип речи? Докажите.
- Какие художественные средства использует автор, с какой целью?
Далее составляем план текста, формулируем микротему каждого абзаца, используем приемы сжатия текста и пересказываем сжато. Обобщив всё сказанное, заполняем самостоятельно маршрутные листы по группам.
Маршрутный лист распечатан для каждого ученика. Класс делится на три группы по рядам: 1- оформляет вступление; второй - основную часть; 3- заключение. Общее задание для всех – подумать над заголовком изложения. Обсудив маршрутные листы, записываем сжатый текст.
Домашнее задание этого урока - составить устный рассказ на тему: «Необычное в обычном».
2 Реконструкция текста
На этапе проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала иногда использую реконструкцию текста или «Письмо с дырками».
При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.
Форма реконструкции текста может быть как устной, так и письменной. Пример письменной формы: восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.
А на уроке «Морфологический разбор имени существительного» даю задание составить устный рассказ о существительном по опорным словам. Эта работа замечательно выполняется в парах.
3 Притча как особый вид текста
Особое внимание я бы хотела уделить жанру притчи. Притча как текст малого объема позволяет решить множество задач: рассмотреть языковые явления, проиллюстрировать эстетическую функцию языка, в то же время притча информативна, коммуникативно ориентирована. Притча может стать фрагментом урока со своими особенными информационным, лингвистическим и эстетическим содержанием.
Для вводных уроков в 7-9 классах о значении языка в жизни человека использую следующую причту:
Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, его хромоногий раб Эзоп приготовил блюдо из языков. Он объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, что на свете может быть языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. Благодаря языку, люди могут объясниться друг с другом, просить, приветствовать. Мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Следовательно, нужно думать, что нет ничего лучше языка».
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Как же все удивились, когда на столе опять увидели языки! Эзоп объяснил это так: «______________________
На этапе актуализации предлагаю ребятам словарную работу со словом язык, определяем многозначность слова. Далее читаем 1 часть текста (2 часть скрыта) Прошу записать предложение, в котором раскрывается роль языка, при этом ведем орфографическую работу. Читаем 2 часть, прошу ребят закончить мысль Эзопа в 2-3 предложениях (обращаем внимание на знаки препинания при прямой речи). Заслушав несколько получившихся вариантов, предлагаю для сравнения авторский вариант: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами; он может вызвать войну; он приказывает разрушить города и даже целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Притча может оказать помощь при подготовке учащихся к написанию изложений. Одно из достоинств притчи – маленький объем: можно не беспокоиться о том, что ученики не успеют справиться с работой. Небольшие изложения можно использовать как часть урока. В причте достаточно четко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников 5-6 классов.
На уроках подготовки к сжатому изложению. Ученики тренируют память, учатся сжимать текст. Притча сама по себе лаконична, и исключить из нее можно лишь немногое, зато дети точно понимают, без чего нельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории. Отработка приемов сжатия текста:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Задание: Сжато перескажите данную притчу (1-2 предложения), включив собственный вывод о ее значении.
(Человек попросил Бога слепить ему счастье из глины. Но Бог отдал человеку глину в руки, тем самым показал, что человек только сам может сделать себя счастливым.)
Притча – это не просто текст, на основе которого можно формировать коммуникативную компетенцию учащихся, но и своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику познать мир.
Использование на уроках методов и приемов различных педагогических технологий, а также разнообразная работа с текстом, на мой взгляд, уводит учеников от скуки, вызывает интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, развивает коммуникативные компетенции, что является одной из главных задач образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...