Урок развития речи. Художественный очерк
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Урок обучения сочинению в жанре художественного очерка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественный очерк | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе.
Тема: Художественный очерк как жанр литературы.
Цель: ознакомление с жанром художественного очерка, обучение написания сочинения в жанре художественного очерка.
Задачи: показать признаки жанра художественного очерка;
обогатить словарный запас учащихся;
закрепить умения сбора рабочего материала к сочинению;
развитие связной речи.
Ход урока:
1. Вступление.
(Каждому ученику раздаются карточки с текстом, написанном в жанре художественного очерка. Ребятам предлагается проанализировать текст).
Прочитайте внимательно текст, предложенный для изучения.
Святые места
Любовь к родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета к этому священному месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни на лестнице, по которым прошло столько людей. А ведь перед войной появилась идея снести собор и расширить Красную площадь. К счастью, храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел мы обязательно должны помнить свои истоки, ибо наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать.
(По В. Пескову)
(затем идёт серия вопросов, которая подводит учеников к определению темы урока).
1. О чём этот текст?
2. Каким вопросом задаётся рассказчик?
3. Получает ли читатель ответ на этот вопрос?
4. Как автор текста подводит читателя к осмыслению значения слов
«любовь к родине»?
5. Вы заметили, что в тексте нет ни одного абзаца. Как вы думаете, мы
можем разделить текст на микротемы?
6. Сколько микротем мы можем выделить в этом тексте?
7. Можем ли мы сказать, что здесь присутствует сюжетная линия?
8. Какие образы мы видим?
9. Это реальные образы или вымышленные автором?
10. Чувствуем ли мы настроение автора, его эмоции?
11. В каком стиле написан текст? (этот вопрос вызывает затруднения
у ребят, поэтому задаётся наводящий вопрос).
12. Этот текст написан в художественном стиле или в публицистическом?
(мнения учащихся разделились).
13. Тогда нам с вами нужно вспомнить основные признаки этих двух стилей.
Составляем таблицу, используя справочник по русскому языку, в котором
на предыдущих уроках были составлены таблицы с признаками
публицистического стиля.
Публицистический стиль | Художественный стиль | |
Назначение | Сообщение фактов, формирование общественного мнения, активное воздействие на разум и чувства человека. | Словесно-художественное изображение, воздействие на читателя, |
Стилистические особенности | Логичность, образность, эмоциональность, ярко выраженная авторская позиция, достоверность, общественная доступность, призывность. | Образность, выразительность, эмоциональность, эстетичность. |
Языковые средства | Сочетание книжной и разговорной лексики, восклицательные предложения, сравнения, метафоры, эпитеты, риторические вопросы и др. | Использование всего богатства лексики языка, различных синтаксических конструкций, сочетание разных стилей для усиления выразительности |
Учащиеся делают вывод, что в тексте можно обнаружить многие признаки публицистического стиля, кроме призывности и сюжетности, а также отмечают похожесть текста на рассказ. У них возникает вопрос: бывает ли такой текст, который соединяет в себе признаки художественного и публицистического стиля?
Сообщение цели урока.
Есть такой жанр литературы, и он называется художественным очерком.
Существует несколько видов очерка:
1. Проблемный
2. Портретный
3. Путевой
4. Социологический
5. Публицистический
6. Художественный
Со всеми этими видами очерка мы будем знакомиться постепенно, переходя из класса в класс, совершенствуя свою устную и письменную речь, но сегодня наша задача узнать всё о художественном очерке и научиться создавать тексты в этом жанре. А зачем нам это нужно? Умение рассказать о социальной проблеме, опираясь на образность и изобразительно-выразительные средства художественного стиля, поможет взглянуть на социальную проблему свежим взглядом, поделиться с другими людьми интересными фактами и необычными мыслями.
Мы проанализировали очерк «Святые места» Василия Михайловича Пескова.
Теперь мы сами должны научиться писать художественные очерки, а для этого нам нужно составить таблицу, в которой мы отразим все особенности жанра.
Художественный очерк | |
Особенности | Признаки |
1. Художественно- публицистический жанр | Точность публицистики переплетается с художественным стилем, последний помогает передать впечатления, волнующие воображение читателя. |
2. Объём | Малый эпический жанр |
3. Назначение | Информирование, образование, создание общественного мнения и воспитание, наличие социальной проблемы. |
4. Языковые средства | Использование всего богатства лексики языка, различных синтаксических конструкций, сочетание разных стилей для усиления выразительности |
5. Сюжет и композиция | Несколько не связанных между собой событий. Объединяет все эти события рассказчик, передающий свои наблюдения, впечатления. |
6. Роль автора | Рассказчик всегда высказывает авторскую позицию. Автор является творцом сюжета. Он показывает то, что видел, |
7. Художественные элементы очерка, помогающие автору передать своё настроение | Пейзажные зарисовки помогают описать обстановку, в которой происходит действие, проиллюстрировать эмоционально- психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. |
Таблица составлена. Ещё раз вспомним о цели нашего урока.
Учитывая особенности создания художественного очерка, опираясь на информацию, добытую в процессе проблемного поиска при осмысленном чтении очерка В.М. Пескова напишите своё сочинение в этом жанре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...
урок развития речи в 9 классе "Портретный очерк"
Учащиеся изучают особенности жанра портретного очерка, знакомятся с биографией Ю.А.Гагарина, художественным произведением о жизни космонавта "Маленькие рассказы о большой судьбе"...
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Русский язык. Урок развития речи "Портретный очерк" 8 класс
Конспекта урока «Портретный очерк»Учитель Бабашева Т.А.Предмет Русский язык ( развитие речи)Класс 8Цель : создание условия для личной самореализации каждого обучающегося в проц...