"Путешествие в страну родного русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мичурина Валентина Алексеевна

Урок-путешествие. Овладение знаниями в этом путешествии по станциям -это уникальное условие сплачения сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №158» г. Новосибирска

Учебное занятие  по русскому языку «День родного русского языка» для 5 классов

«Путешествие в страну родного русского языка»

Дата проведения: 21.02.2024

Учитель русского языка и литературы: Мичурина Валентина Алексеевна

Цели учебного занятия:

- создать условия для расширения знаний учащихся о родном русском языке, его роли в жизни человека, познакомить с историей Дня родного языка;

- развивать творческое и образное мышление, коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;

- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к родному языку.

Ход учебного занятия.

Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!

Николай Доризо

Слово учителя.

Сегодня 21 февраля – Международный день родного языка!

Он был учреждён в 1999 году Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков.

День родного языка – праздник, который начали отмечать не очень давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его ненужными словами, грамотно ли мы говорим.

А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.

В Международный день родного языка все языки признаются равными. Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они отражают обычаи и менталитет народа, его особенности, его историю. Родной язык мы обретаем в глубоком детстве из уст матери. И начинаем его ПОЗНАВАТЬ.

Если мы хотим сохранить культуру, самобытность и неповторимость нашего народа, необходимо беречь уникальность родного языка. Эта задача на сегодняшний день очень важна, поскольку каждый месяц в мире исчезает два языка.

Известный поэт и писатель Чингиз Айтматов говорил: «Бессмертие народа в его языке».

Нашим родным языком является русский язык, и говорить сегодня мы будем именно о нем.

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в «СТРАНУ РОДНОГО ЯЗЫКА».

Любое путешествие начинается с билетов. В нашем поезде 3 вагона с пассажирами.

Ваш ВХОДНОЙ БИЛЕТ – ответ на вопрос (Назови одним словом).

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь другим, участник беседы (СОБЕСЕДНИК)

2. Тот, кто работает (трудится) с кем-нибудь вместе в одной компании (СОТРУДНИК)

3. Тот, кто идёт с тобой по одному пути (ПОПУТЧИК)

БИЛЕТЫ ПОЛУЧЕНЫ! В ПУТЬ! (Три вагона поезда=три ряда парт=три команды)

СТАНЦИЯ «РУССКАЯ ЗАГАДКА»

1 команда

2 команда

3 команда

Ходит весь век, а с места не сойдёт (часы)

Конь стальной, хвост льняной (иголка + нитка)

Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает (молния)

Меня все топчут, а я все лучше (тропинка)

Оно тебе лишь дано, а люди им пользуются (имя)

Весь мир она одевает, а сама одежды не знает (игла)

Неживое, а на всех языках говорит (эхо)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

В огне не горит, в воде не тонет (лёд)

СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦА»

Задание: собери пословицу (команды получают карточки с «разрезанными» на две части пословицами)

1 команда

2 команда

3 команда

1.        Доброе молчание лучше худого ворчания.

2.        Что написано пером, того не вырубишь топором.

3.        Сперва подумай, а там и нам скажи.

1.        Мал язык, да всем телом владеет.

2.        Лучше скажи мало, но хорошо.

3.        Глупые речи что пыль на ветру.

1.        Языком не торопись, а делом не ленись.

2.        Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

3.        С тобой разговориться, что мёду напиться.

СТАНЦИЯ «ФОНЕТИКА» («ПЛОЩАДЬ АЛФАВИТА» , «ПЕРЕУЛОК УДАРНЫЙ»)

Задание 1: расставь слова по алфавиту (для всех команд одинаковое задание, оценивается скорость и правильность)

Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.

ОТВЕТ: Автомобиль, беседа, дорога, метро, пассажир, путешествие, трамвай, шоссе, шофер, юный

Задание 2: «Замени звук»

1 команда

С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь.

(Ответ: майка – лайка)

2команда

С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю – 
В каждом классе в ряд стою.

(Ответ: карта – парта)

3 команда

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(Ответ: уха – муха)

СТАНЦИЯ «ГРАММАТИКА»

Задание: реши задачку и составь слово (команды получают одинаковое задание, оценивается скорость и правильность ответов)

КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = КОРИДОР

КАР + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА

КВА + РАК – АК + ТИРА = КВАРТИРА

СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА»

Задание: замени иностранные слова русскими синонимами (Устное задание. Для каждой команды даётся два слова)

Аргумент (доказательство), комфорт (удобство), отель (гостиница), фортуна (удача), адвокат (защитник), алфавит (азбука).

На нашей планете есть 4 моря с названиями, в основе которых лежит цвет. Назовите.

СТАНЦИЯ «МОРФОЛОГИЯ» (омоформы)

Задание: подумай, в чем особенности этих слов. (Каждой команде для наблюдения и ответа даётся по два слова)

Попугай, покрывало, клей, знать, печь, стих.

СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Три команды соревновались сегодня за право называться «ЗНАТОКАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА». Но победим мы только в том случае, если каждый день будем заботиться о своём языке, изучать его, беречь, не засорять. И гордиться родным русским языком!

Язык народа – его история, его память, его мечты, его душа. Каждая команда сейчас составит «Букет добрых слов» и поставит его в вазу. (Команды получают лист бумаги с нарисованным цветком). На каждом лепестке своего цветка напишите доброе слово.

Берегите наш родной язык. Ведь вы не просто его носители, вы его хранители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по стране родного языка

Урок в "слабом" 9 классе в рамках подготовки к ГИА...

Путешествие в страну Родная речь

Данная презентация может быть использована в рамках предметной недели по русскому языку и литературе....

Лингвистическая игра "Путешествие в страну Родная Речь"

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний русского языка и чтения»

Данное мероприятие разработано с целью закрепления обучающимися специальной коррекционной школы полученных знаний и умений в занимательной форме.....