"Путешествие в страну родного русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок-путешествие. Овладение знаниями в этом путешествии по станциям -это уникальное условие сплачения сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие в страну родного русского языка" | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №158» г. Новосибирска
Учебное занятие по русскому языку «День родного русского языка» для 5 классов
«Путешествие в страну родного русского языка»
Дата проведения: 21.02.2024
Учитель русского языка и литературы: Мичурина Валентина Алексеевна
Цели учебного занятия:
- создать условия для расширения знаний учащихся о родном русском языке, его роли в жизни человека, познакомить с историей Дня родного языка;
- развивать творческое и образное мышление, коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к родному языку.
Ход учебного занятия.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Николай Доризо
Слово учителя.
Сегодня 21 февраля – Международный день родного языка!
Он был учреждён в 1999 году Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков.
День родного языка – праздник, который начали отмечать не очень давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его ненужными словами, грамотно ли мы говорим.
А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир.
В Международный день родного языка все языки признаются равными. Уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. Все языки по-своему самобытны. Они отражают обычаи и менталитет народа, его особенности, его историю. Родной язык мы обретаем в глубоком детстве из уст матери. И начинаем его ПОЗНАВАТЬ.
Если мы хотим сохранить культуру, самобытность и неповторимость нашего народа, необходимо беречь уникальность родного языка. Эта задача на сегодняшний день очень важна, поскольку каждый месяц в мире исчезает два языка.
Известный поэт и писатель Чингиз Айтматов говорил: «Бессмертие народа в его языке».
Нашим родным языком является русский язык, и говорить сегодня мы будем именно о нем.
Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в «СТРАНУ РОДНОГО ЯЗЫКА».
Любое путешествие начинается с билетов. В нашем поезде 3 вагона с пассажирами.
Ваш ВХОДНОЙ БИЛЕТ – ответ на вопрос (Назови одним словом).
1. Тот, кто беседует с кем-нибудь другим, участник беседы (СОБЕСЕДНИК)
2. Тот, кто работает (трудится) с кем-нибудь вместе в одной компании (СОТРУДНИК)
3. Тот, кто идёт с тобой по одному пути (ПОПУТЧИК)
БИЛЕТЫ ПОЛУЧЕНЫ! В ПУТЬ! (Три вагона поезда=три ряда парт=три команды)
СТАНЦИЯ «РУССКАЯ ЗАГАДКА»
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Ходит весь век, а с места не сойдёт (часы) | Конь стальной, хвост льняной (иголка + нитка) | Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает (молния) |
Меня все топчут, а я все лучше (тропинка) | Оно тебе лишь дано, а люди им пользуются (имя) | Весь мир она одевает, а сама одежды не знает (игла) |
Неживое, а на всех языках говорит (эхо) | Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз) | В огне не горит, в воде не тонет (лёд) |
СТАНЦИЯ «ПОСЛОВИЦА»
Задание: собери пословицу (команды получают карточки с «разрезанными» на две части пословицами)
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1. Доброе молчание лучше худого ворчания. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Сперва подумай, а там и нам скажи. | 1. Мал язык, да всем телом владеет. 2. Лучше скажи мало, но хорошо. 3. Глупые речи что пыль на ветру. | 1. Языком не торопись, а делом не ленись. 2. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 3. С тобой разговориться, что мёду напиться. |
СТАНЦИЯ «ФОНЕТИКА» («ПЛОЩАДЬ АЛФАВИТА» , «ПЕРЕУЛОК УДАРНЫЙ»)
Задание 1: расставь слова по алфавиту (для всех команд одинаковое задание, оценивается скорость и правильность)
Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.
ОТВЕТ: Автомобиль, беседа, дорога, метро, пассажир, путешествие, трамвай, шоссе, шофер, юный
Задание 2: «Замени звук»
1 команда
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь.
(Ответ: майка – лайка)
2команда
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.
(Ответ: карта – парта)
3 команда
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Ответ: уха – муха)
СТАНЦИЯ «ГРАММАТИКА»
Задание: реши задачку и составь слово (команды получают одинаковое задание, оценивается скорость и правильность ответов)
КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = КОРИДОР
КАР + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
КВА + РАК – АК + ТИРА = КВАРТИРА
СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА»
Задание: замени иностранные слова русскими синонимами (Устное задание. Для каждой команды даётся два слова)
Аргумент (доказательство), комфорт (удобство), отель (гостиница), фортуна (удача), адвокат (защитник), алфавит (азбука).
На нашей планете есть 4 моря с названиями, в основе которых лежит цвет. Назовите.
СТАНЦИЯ «МОРФОЛОГИЯ» (омоформы)
Задание: подумай, в чем особенности этих слов. (Каждой команде для наблюдения и ответа даётся по два слова)
Попугай, покрывало, клей, знать, печь, стих.
СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Три команды соревновались сегодня за право называться «ЗНАТОКАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА». Но победим мы только в том случае, если каждый день будем заботиться о своём языке, изучать его, беречь, не засорять. И гордиться родным русским языком!
Язык народа – его история, его память, его мечты, его душа. Каждая команда сейчас составит «Букет добрых слов» и поставит его в вазу. (Команды получают лист бумаги с нарисованным цветком). На каждом лепестке своего цветка напишите доброе слово.
Берегите наш родной язык. Ведь вы не просто его носители, вы его хранители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по стране родного языка
Урок в "слабом" 9 классе в рамках подготовки к ГИА...
Путешествие в страну Родная речь
Данная презентация может быть использована в рамках предметной недели по русскому языку и литературе....
Лингвистическая игра "Путешествие в страну Родная Речь"
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку...
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний русского языка и чтения»
Данное мероприятие разработано с целью закрепления обучающимися специальной коррекционной школы полученных знаний и умений в занимательной форме.....