Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Степени сравнения имен прилагательных»
(ФГОС)
6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gotov.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа им. Е.Х. Ехануровой
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Степени сравнения имен прилагательных»
(ФГОС)
6 класс
(«Русский язык. 6 класс» (авторы: М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; - 5-е изд - М. : Просвещение, 2015г).
Составитель: Товарова Мария Михайловна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ Хатар-Хадайская СОШ
Дата: 08.02.24
Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных (§ 57 стр.10-15)
Цель урока: дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
2. Развивающие:
- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
3.Воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знание содержания понятий: степени сравнения имён прилагательных, разряды имён прилагательных, способы образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных;
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение (версию)
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
Коммуникативные УУД
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре
Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: Открытие новых знаний
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Приемы: «Продолжи фразу…», неполное предложение, орфографическая разминка, лови ошибку.
Оборудование: презентация, маршрутный лист, сигнальные карточки
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент | Включение учащихся в учебную деятельность | (Слайд 1)- Добрый день, ребята. Меня зовут Мария Михайловна. Сегодня я проведу урок русского языка. Я надеюсь на ваше взаимопонимание, активную и плодотворную работу. | Подготовка класса к работе. |
II | Мотивация учебной деятельности учащихся. 0,5 мин | Создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, психологический настрой на урок. | - Ребята, вы слышали фразу «Самый лучший день»? - Вы знаете, что в ней допущена ошибка? - Чтобы исправить ошибку, вы должны быть внимательны сегодня на уроке. | Отвечают на вопросы. Нет |
III | Актуализация знаний и умений 7,5 мин | Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Ребята, давайте вспомним определение имени прилагательного. Я начинаю, вы продолжаете по одному слову: «Имя прилагательное – это…» (самостоятельная, часть, речи, которая, обозначает, признак, предмета, и отвечает, на вопросы, какой, чей, в предложении, бывает, определением, и сказуемым). _____________, теперь скажи определение полностью. (Слайд 2). -У вас на столах лежат маршрутные листы. Подпишите их. После каждого выполненного задания ставите баллы в колонку справа. Все понятно? Задание 1 - На доске (Слайд 3) записаны предложения, в которых пропущены буквы. Подставьте их и объясните. Кто желает? (Вызываю к доске) Остальные работают в маршрутных листах. 1. Наступила _______ ноч.. . 2. В кустах м.лькнул ______ хвост. 3. Лишь _______ мелодия доносилась из ра..крытого окна. - Каких частей речи не хватает в них? - Давайте попробуем вставить имена прилагательные в эти предложения и прочитать их. 3 ученика читают. - Ребята, а для чего нужны нам имена прилагательные? Спасибо, ребята, теперь в маршрутных листах проставьте баллы. -Посмотрите на эти рисунки, что вы можете сказать. (Слайды 4-7) - Посмотрите на эту ёлочку, какая она? - А вот эта? - Таким образом, какие действия вы произвели? - Какие части речи мы сравнили? -Так для чего ещё нужны имена прилагательные? - Значит, о чём будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. - Запишем тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных» (пишу на доске). | Дополняют друг друга, формулируют правило. Изучают маршрутные листы Один ученик работает у доски, остальные работают в маршрутных листах. Имен прилагательных Вставляют прилагательные, читают (чтобы описать предметы, чтобы красиво и выразительно говорить, чтобы наша речь была эмоциональной, богатой и т.д.) Проставляют баллы в маршрутных листах. Смотрят рисунки, сравнивают предметы. (Самая большая). (Самая маленькая)? Сравнили Имена прилагательные Для сравнения Сравнение имен прилагательных Записывают тему урока |
IV | Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. 1 мин | - Ребята, попробуйте образовать степени сравнения (степень – мера сравнения) слова добрый. - Знаем ли мы, какие степени сравнения бывают у прилагательного? - Значит, что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Какую цель поставим перед собой? (конкретно) | Стараются образовать. - Нет, ещё не изучили. Узнать, как образуются степени сравнения прилагательных, какие формы существуют, какими членами предложения являются. | |
V | Открытие новых знаний. 3 мин +5 мин | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | - Молодцы! - А сейчас, ребята, вы поработаете в группах. (Задание 2) Разделитесь на 5 групп. - Я вам раздаю пустые таблицы. Что вы должны сделать? - Где вы возьмёте информацию? - Откройте параграф 57 на стр. 10 - Самостоятельно изучая правила в учебнике, заполните колонки таблицы. (Слайд 8) показываю на слайде указкой 1 группа работает с простой формой сравнительной степени. Стр.10-11 2 группа – с составной формой сравнительной степени. Стр. 12. 3 группа с простой формой превосходной степени. Стр. 14. 4 группа – с составной формой превосходной степени . Стр.14. 5 группа – выявляете значение сравнительной и превосходной степени, стр. 10. - От каждой группы будет выступать 1 человек. Время на выполнение – 3 минуты. Выключаю проектор. - Время истекло. Во время ответов групп остальные слушают. (Включаю проектор через 3 минуты) Послушаем ответ 1 группы. Расскажите о простой форме сравнительной степени прилагательных. (Слайд 9.по щелчку выходят колонки каждой группы) Проверьте, правильно ли вы всё заполнили. 2 группа, расскажите о составной форме сравнительной степени прилагательных. 3 группа, расскажите о простой форме превосходной степени прилагательных. 4 группа, расскажите о составной форме превосходной степени прилагательных. 5 группа, расскажите о значении прилагательных. - Вот такая таблица у нас получилась. НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ для учеников - Ребята, обратите внимание: составная форма сравнительной степени образуется ещё с прибавлением слова МЕНЕЕ. (щелчок) Составная форма превосходной степени образуется с прибавлением слова НАИМЕНЕЕ. (Щелчок) Допишите в свои таблицы. Нельзя смешивать формы простой и составной сравнительной степени, формы простой и составной превосходной степени. - А теперь давайте сделаем общий вывод: Что показывают СРАВНИТЕЛЬНАЯ и ПРЕВОСХОДНАЯ степени при сравнении двух предметов? (Щелчок) Выключаю проектор. | Заполнить В учебнике Открывают учебники Читают учебник, обсуждают, заполняют таблицу. Слушают выступления друг друга. Заносят ответы других групп в таблицу. Смотрят на экран Осуществляют самопроверку. . Дописывают новую информацию. |
VI | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 10 мин | проговаривание и закрепление нового знания | - А сейчас на основе таблицы выполним задание в маршрутных листах (таблицы готовые раздаю). - Определите степень сравнения прилагательных в предложениях и синтаксическую роль. Пишем под диктовку (один ученик от группы выходит к доске).
- Физминутка: - Устали? Давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь! -Я буду называть имена прилагательные в разной форме. Если назову прилагательное в начальной форме, то вы просто стоите; если в сравнительной степени, то вы садитесь на корточки, руки вперед; если превосходной степени, то прыгаете и делаете хлопок над головой. Начали! Свободный (стоим на месте) Самый выносливый (прыжок и хлопок) Более сильный (присесть и вытянуть руки) Верный (стоим на месте) Добрее (присесть и вытянуть руки) Величайший (прыжок и хлопок) - Молодцы! Занимайте свои места. Задание 3. Парная работа: (карточки с таблицей) От данных прилагательных образуйте простую и составную формы сравнительной и превосходной степени (работа по таблице в маршрутных листах). Время на выполнение- 2 минуты. Время вышло. Включаю проектор. Проверяем по образцу на слайде (Слайд 10). Выключаю проектор. - Проставьте баллы. | Пишут в листах, определяют степени сравнения прилагательных, указывают способ образования, синтаксическую роль, род, число, падеж. Выполняют движения. Работа по таблице на карточках. Образуют степени сравнения. Проставляют баллы Проверка по слайду. |
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | Индивидуальная работа Задание 4. Петя Ошибкин неверно записал предложения. Помогите исправить их. Прочитайте предложения и исправьте их.
- Хорошо. Оцените себя. - Ребята, выполним следующее задание 5 на маршрутном листе. Время на выполнение– 1 мин Цифровой диктант. Запишите номера прилагательных, от которых нельзя образовать степени сравнения. (1) Стеклянный, (2) заячий, (3) холодный, (4) резкий, (5) деревянный, (6) красивый, (7) мамин (8) мелкий, (9) чугунный. - Время истекло. Проверьте себя. Ключ: 1,2,5,7,9 (записываю на доске) - Проставьте баллы в маршрутном листе. Вывод: -Почему нельзя образовать от них степени сравнения? - Так какой разряд имен прилагательных имеет степени сравнения? -Итак, какой общий вывод из урока мы можем сделать с вами? Вернитесь к составленной таблице. - Вспомните начало урока. Давайте исправим ошибку во фразе «самый лучший день». - Достигли мы сегодня цели? (опрос каждого) Включаю проектор | Сравнительная степень прилагательного «молодой» – не «молодее», а «моложе». Перед суффиксом Е буквы Г, Д и З заменяем на букву Ж: молоДой Читают предложения, исправляют ошибки. Делают вывод: нельзя допускать ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имен прилагательных, допуская речевые и грамматические ошибки. Проверяют себя Проставляют баллы. Это относительные и притяжательные имена прилагательные. Качественные Делают вывод. Отвечают на вопросы. Дети исправляют ошибку. Да, достигли. |
VIII | Домашнее задание 1 мин. | Слайд 11 Д/з на маршрутном листе.
3*. Выписать из художественной литературы 4 предложения с прилагательными в сравнительной и превосходной степени. | Записывают домашнее задание | |
IX | Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности. 2 мин. | самооценка результатов деятельности | Подсчитав баллы в своих маршрутных листах, поднимите соответствующие карточки. - Оценки за урок. Слайд 12 - Ребята, прочитайте предложения, подставляя слова по смыслу. Вот и подошел к концу _________урок. На уроке я узнал много _____________. Своей работой на уроке я __________. И сейчас у меня _____________ настроение. - Спасибо за урок. Вы молодцы! Мне было приятно с вами работать. | Осуществляют самооценку. Расставляют баллы в листах. Читают предложения. |
Степени сравнения имён прилагательных | ||||
Сравнительная степень | Превосходная степень | |||
Значение | ||||
Простая | Составная | Простая | Составная | |
Образование | ||||
Примеры красивый, тонкий, мягкий | ||||
Изменение | ||||
Синтаксическая роль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....