Конспект внеклассного занятия по русскому языку для детей-инофонов. 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Магомедова Патимат Устархановна

Конспект занятия по русскому языку составлен для детей, имеющих языковой барьер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по русскому языку для детей-инофонов.

Предмет: русский язык

Тема: Род имён существительных

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма: урок-путешествие

Класс: 5

Продолжительность урока (внеурочного занятия): 30 минут

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, таблицы, предметные картинки, карточки для индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Цель: закрепить умение учащихся-инофонов различать мужской, женский и средний род имён существительных.

Задачи:

- повторить и закрепить материал о роде существительных, выявить основные способы определения рода существительных, научиться правильно определять род существительных;

- способствовать развитию речи детей мигрантов, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания;

- воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутье.

Ход урока


              I Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле. Наденем морские атрибуты. 

А чтобы попасть на корабль, нам необходимо выполнить задание.

II Подведение учащихся к теме урока

 Прочитайте слова:

МОРЕ, ЧАЙКА, БЕРЕГ, ТЕПЛЫЙ

- Какое слово «лишнее»? Почему?   (тёплый –т. к. это прилагательное,   а остальные слова- существительные).

- На какой вопрос отвечают имена существительные? (Кто? Что?)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные сущ.)

Назовите одушевленные сущ. - чайка, а неодушевленные сущ. - берег, море.

А сможем ли мы разделить их на 3 группы? (по какому признаку?) По родам

-Что нам поможет правильно определить род существительных?

Окончание и специальные слова:

 м.р. (он, мой); ж.р.(она, моя); ср.р.(оно, моё)

Определите род этих существительных: м.р. - БЕРЕГ, ж.р. - ЧАЙКА, ср.р. - МОРЕ

Молодцы! Итак, отправляемся в путешествие по морю к необитаемому острову. - В пути нам встретятся морские обитатели, которые приготовили для нас задания.  А для их выполнения нам понадобятся знания по теме: Род имен существительных.

III  Актуализация и систематизация знаний учащихся

Итак, держим курс на остров! А кто знает, что обозначает слово ОСТРОВ?

1. Знакомство с новым словарным словом

        ОСТРОВ

 Работа над лексическим значением слова.

Остров- это участок суши, со всех сторон окружённый водой. (Толковый словарь)

2. Подбор родственных слов

ОСТРОВ

   ОСТРОВОК

   ОСТРОВИТЯНИН

           ОСТРОВНОЙ (пейзаж)

                   3. Подберите прилагательные к слову остров. Остров какой? маленький, большой, зеленый, необитаемый (где никто не обитает, не живет) Молодцы!

               А вот первый морской обитатель. ДЕЛЬФИН принес нам задание.

ВОДА, ПЛАВАНИЕ, ОСТРОВ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ВОЛНА, КОРАБЛЬ

- Слова какой части речи нам даны?  (существительные).

- Разделите их на 3 группы : м.р. ж.р. ср.р.                      

- Подберите к ним красивые прилагательные, чтобы получились словосочетания. (Теплая вода, морское плавание, зеленый остров, веселое путешествие, красивая волна, большой корабль).

Предлагаю вам немного отдохнуть.  Объявляю физкультминутку.

Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх - если это сущ. м.р., разводите руки в стороны - если ж.р., ставьте на пояс - если сущ. ср.р. (озеро, дядя, дочь, кино, туман, поле, обувь, окно, сестра.)

Садитесь, мы плывем дальше.

И нас встречает золотая рыбка.

Задание: Восстановите деформированное предложение.

Летучий, рыбка, выскочить, из, вода, и, парить, в, воздух.

- Какого рода слово РЫБКА? (ж.р.) - РЫБКА какая? ЛЕТУЧАЯ. Хорошо.

- В каком роде употребили глаголы? (в ж.р.)

Летучая рыбка выскочила из воды и парила в воздухе.

-Что значит ПАРИТЬ? (держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях)

                 Ребята, вы любите загадки? Отгадайте загадку:

                Живёт спокойно, не спешит,

            На всякий случай носит щит,

            Под ним, не зная страха,

            Гуляет  …  (черепаха)

                Морская Черепаха приготовила нам задание.

- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,

соберите слова и запишите их в три столбика по родам.

запад                           граница                      болото

космос                      библиотека                  железо

горизонт                   география

- Молодцы, ребята! Мы доплыли до нашего необитаемого острова.

Давайте порадуем всех обитателей моря знанием словарных слов.

- Наше путешествие подошло к концу.

    IV Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке (занятии)?

- Какие слова помогали определить род существительных?

- Какое задание понравилось больше всего?

Магомедова Патимат Устархановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

конспект внеклассного занятия по немецкому языку для 8-х классов "Мы такие разные и мы друзья"

Занятие направлено на формирование межкультурной и страноведческой компетенции учащихся, воспитание толерантного восприятия культурных проявлений 9поведения) представителей других культур....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Русский язык для детей-инофонов

В настоящее время в связи с миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растет количество детей-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет изучать материал в полном объеме. У...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».

Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии  АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования   частично-поисков...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Антонимы"

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"...