Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 Фан-Ди Оксана Викторовна

Урок в 5 классе при изучении темы "Сложные слова" с использованием технологии Педагогическая мастерская. Задачи, которые ставились на урок углубить представление о сложных словах; развить умение находить сложные слова и уметь определять способ их образования были реализованы. Результатом практикоориентированного урока стал мультфильм "Сложные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slozhnye_slova_5_klass.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные слова.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: построение знаний.

Форма урока: мастерская построения знаний.

Технология: педагогическая мастерская.

Возрастная группа: 5 класс.

Цель урока: формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя выразительные возможности предложений со сложными словами.

Задачи:

обучающие:

─ углубить представление о сложных словах;

─ развить умение находить сложные слова и уметь определять способ их образования.

развивающие:

─ развивать культуру речи учащихся, умение пользоваться своими знаниями;

─ содействовать развитию самостоятельности и творческой активности;

─ продолжать формировать навыки самоконтроля.

воспитывающие:

─ формировать трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Ход урока.

Первый этап.

I. Индуктор.

1. Беседа по вопросам.

─ Назовите единицы языка, из которых состоит наша речь.

─ Назовите наименьшую единицу.

─ Какие вы знаете образовательные модели слов? (Из каких морфем могут состоять слова?)

─ Что вам известно об образовании новых слов?

2. Слово учителя.

─ Я предлагаю вам сегодня узнать еще одну модель образования новых слов. Но прежде чем мы с вами будем о ней говорить, закройте глаза и представьте, что мы с вами летим на космическом корабле. (Включается презентация с видами звездного неба и звездопада.  Звучит музыка группы «Спейс» «Волшебный полет»)

А теперь откройте глаза и представьте, что мы смотрим в иллюминатор.

─ Что вы видите?

3. Слово учителя.

Звездное небо всегда притягивало к себе взгляды людей. Тайна, которая скрыта в звездном небе завораживала. но больше всего притягивал к себе взгляд вид неба с летящими по нему звездами. люди считали, что увидеть падающую звезду и загадать желание - это удача.

─ Как называется явление, когда мы видим падающие звезды?

4. Запись в тетрадях.

Дата. Классная работа. Через строчку записываем слово ЗВЕЗДОПАД.

Деконструкция.

─ Разберите слово звездопад по составу.

─ Что необычного вы заметили в структуре этого слова?

─ Из каких слов взяты эти корни?

─ Как называется буква, находящаяся между корнями?

─ А еще ее называют интерфикс и обозначают как суффикс. Но в основу слова этот суффикс не входит.

─Как называются слова, состоящие из двух корней?

Учащиеся формулируют тему урока "Сложные слова" и записывают ее в тетради.

─Я предлагаю вам небольшую творческую работу. Объединитесь в группы по 4 человека и запишите ассоциации, которые вызывает у вас слово звездопад.

  1. Работа в группах с ассоциациями.
  2. Социализация.

Учащиеся представляют результат работы в группах. Оценивают идеи, соотносят результаты.

  1. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.

─Какие ассоциации стали для вас неожиданными?

─Что осталось непонятным?

Среди ассоциаций много было сложных слов?

─Как вы думаете, почему?

Второй этап .

  1. Разрыв.

─А как вы думаете, вообще в нашей речи много сложных слов?

─Для чего люди используют эти слова в речи?

  1. Групповая творческая работа

Давайте объединимся в группы по 6 человек. В каждую группу кроме вас войдут еще учащиеся 8 и 9 классов. Вместе с вами они будут работать над созданием обучающего мультфильма. Каждая группа должна посоветоваться и выбрать для себя слово, с которым будет работать. У этого слова должно быть выдержано одно условие, Какое?

Вы должны при помощи цветной бумаги, ножниц и своей фантазии показать нам, как образуется сложное слово, которое вы для себя выбрали.

Наша помощница из 9 класса будет снимать на фотоаппарат вашу работу, а затем, в конце урока мы с вами посмотрим мультфильм, созданный с вашей помощью.

Реконструкция.

  1. Работа в парах.

По окончании групповой работы мы благодарим старшеклассников за помощь.

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.

Индивидуальная работа. Пока монтируется мультфильм, давайте напишем мини-текст о том слове, с которым вы работали. Текст должен быть выполнен в художественном стиле.

  1.  Афиширование.

Чтение учащимися своих творческих работ. Оцениваем результаты. Отмечаем интересные находки.

    4. Просмотр мультфильма - результат групповой творческой работы.

   

    5.  Общая рефлексия.

Как мы можем оценить себя и свою работу на уроке?

Продолжите устно предложение

Сегодня на уроке мы были молодцами, потому что...

6.  Домашняя работа творческого характера.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990.                                        
  2. Бассис А. Узнавать новое, значит порывать со старыми знаниями /Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l./Под ред. Н.И.Беловой, Ф.В.Заряновой; СПГУПМ, СПб, 2005.
  3. Белова Н.И. Мастерская: возможности саморазвития человека // Развивающее обучение: Материалы научно-методической конференции 18 - 19 февраля 1998 г. Вопросы методологии и технологии. Выпуск III -СПб: "Сударыня", 1998.
  4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская СПб: 2013.
  5. Педагогические мастерские по литературе /Под ред. А.Н.Сиваковой. Спб.: Изд-во "Корифей", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Тема «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы»

«Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы»...

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"

Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"...

презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....