Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе при изучении темы "Сложные слова" с использованием технологии Педагогическая мастерская. Задачи, которые ставились на урок углубить представление о сложных словах; развить умение находить сложные слова и уметь определять способ их образования были реализованы. Результатом практикоориентированного урока стал мультфильм "Сложные слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slozhnye_slova_5_klass.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложные слова.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: построение знаний.
Форма урока: мастерская построения знаний.
Технология: педагогическая мастерская.
Возрастная группа: 5 класс.
Цель урока: формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя выразительные возможности предложений со сложными словами.
Задачи:
обучающие:
─ углубить представление о сложных словах;
─ развить умение находить сложные слова и уметь определять способ их образования.
развивающие:
─ развивать культуру речи учащихся, умение пользоваться своими знаниями;
─ содействовать развитию самостоятельности и творческой активности;
─ продолжать формировать навыки самоконтроля.
воспитывающие:
─ формировать трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Ход урока.
Первый этап.
I. Индуктор.
1. Беседа по вопросам.
─ Назовите единицы языка, из которых состоит наша речь.
─ Назовите наименьшую единицу.
─ Какие вы знаете образовательные модели слов? (Из каких морфем могут состоять слова?)
─ Что вам известно об образовании новых слов?
2. Слово учителя.
─ Я предлагаю вам сегодня узнать еще одну модель образования новых слов. Но прежде чем мы с вами будем о ней говорить, закройте глаза и представьте, что мы с вами летим на космическом корабле. (Включается презентация с видами звездного неба и звездопада. Звучит музыка группы «Спейс» «Волшебный полет»)
А теперь откройте глаза и представьте, что мы смотрим в иллюминатор.
─ Что вы видите?
3. Слово учителя.
Звездное небо всегда притягивало к себе взгляды людей. Тайна, которая скрыта в звездном небе завораживала. но больше всего притягивал к себе взгляд вид неба с летящими по нему звездами. люди считали, что увидеть падающую звезду и загадать желание - это удача.
─ Как называется явление, когда мы видим падающие звезды?
4. Запись в тетрадях.
Дата. Классная работа. Через строчку записываем слово ЗВЕЗДОПАД.
Деконструкция.
─ Разберите слово звездопад по составу.
─ Что необычного вы заметили в структуре этого слова?
─ Из каких слов взяты эти корни?
─ Как называется буква, находящаяся между корнями?
─ А еще ее называют интерфикс и обозначают как суффикс. Но в основу слова этот суффикс не входит.
─Как называются слова, состоящие из двух корней?
Учащиеся формулируют тему урока "Сложные слова" и записывают ее в тетради.
─Я предлагаю вам небольшую творческую работу. Объединитесь в группы по 4 человека и запишите ассоциации, которые вызывает у вас слово звездопад.
- Работа в группах с ассоциациями.
- Социализация.
Учащиеся представляют результат работы в группах. Оценивают идеи, соотносят результаты.
- Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.
─Какие ассоциации стали для вас неожиданными?
─Что осталось непонятным?
Среди ассоциаций много было сложных слов?
─Как вы думаете, почему?
Второй этап .
- Разрыв.
─А как вы думаете, вообще в нашей речи много сложных слов?
─Для чего люди используют эти слова в речи?
- Групповая творческая работа
Давайте объединимся в группы по 6 человек. В каждую группу кроме вас войдут еще учащиеся 8 и 9 классов. Вместе с вами они будут работать над созданием обучающего мультфильма. Каждая группа должна посоветоваться и выбрать для себя слово, с которым будет работать. У этого слова должно быть выдержано одно условие, Какое?
Вы должны при помощи цветной бумаги, ножниц и своей фантазии показать нам, как образуется сложное слово, которое вы для себя выбрали.
Наша помощница из 9 класса будет снимать на фотоаппарат вашу работу, а затем, в конце урока мы с вами посмотрим мультфильм, созданный с вашей помощью.
Реконструкция.
- Работа в парах.
По окончании групповой работы мы благодарим старшеклассников за помощь.
- Обращение к новой информации и ее обработка.
Индивидуальная работа. Пока монтируется мультфильм, давайте напишем мини-текст о том слове, с которым вы работали. Текст должен быть выполнен в художественном стиле.
- Афиширование.
Чтение учащимися своих творческих работ. Оцениваем результаты. Отмечаем интересные находки.
4. Просмотр мультфильма - результат групповой творческой работы.
5. Общая рефлексия.
Как мы можем оценить себя и свою работу на уроке?
Продолжите устно предложение
Сегодня на уроке мы были молодцами, потому что...
6. Домашняя работа творческого характера.
ЛИТЕРАТУРА
- Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990.
- Бассис А. Узнавать новое, значит порывать со старыми знаниями /Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l./Под ред. Н.И.Беловой, Ф.В.Заряновой; СПГУПМ, СПб, 2005.
- Белова Н.И. Мастерская: возможности саморазвития человека // Развивающее обучение: Материалы научно-методической конференции 18 - 19 февраля 1998 г. Вопросы методологии и технологии. Выпуск III -СПб: "Сударыня", 1998.
- Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская СПб: 2013.
- Педагогические мастерские по литературе /Под ред. А.Н.Сиваковой. Спб.: Изд-во "Корифей", 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Тема «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы»
«Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы»...
Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
Данный урок целесообразно проводить при повторении раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...
Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"
Презентация к уроку русского языка "Слова категории состояния"...
презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида
в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....