Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Елкина Людмила Афлатуновна

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка" в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»

Интеллектуальная игра

«Знатоки русского языка»

для 8-ых классов

Провела

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Елкина Л.А.

Январь 2024

Ход занятия

Цели  игры:

  • формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;
  • развитие  коммуникативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

 Оборудование:  листы с заданиями  для каждой команды, сигнальные карточки, проектор

 Формы работы:   индивидуальная, групповая

 Форма проведения:  беседа, викторина

  1. Правила проведения игры

 От трёх параллелей класса набирается группа  по 5 человек.   В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого  являются  ученики старших классов (3 человека). После выполнения каждого задания жюри подсчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. У членов жюри есть бланки с правильными ответами. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется  команда-победитель.

  1. Вступительное слово учителя:  

 Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок.  Это урок-игра.    Мы сегодня должны показать  наши знания по основным разделам  русского языка.  Конечно, успех  каждой команды будет зависеть от  знаний конкретного участника и от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

Задания  для команд

Задание №1 ОРФОЭПИЯ

Учитель:   Что изучает  раздел науки о языке «орфоэпия»? (ответы учащихся).  Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения - 3 минуты.

  • Слова для 1 команды: шарфы, мусоропровод, силос, балованный,     черпать, щавель, таможня, обеспечение, начал, дефис; (10 баллов)
  • Слова для 2 команды: красивее, начался, позвонит, занята, квартал, диспансер, банты,  включим, запломбировать, договор; (10 баллов)
  • Слова для 3 команды: эксперт, запломбированный, баловать, исчерпать, жалюзи,  каталог, звонит, торты, столяр,  кухонный. ( 10 баллов)

 (жюри внимательно слушает и считает правильные ответы)

Задание №2  ФОНЕТИКА

 Учитель: Что изучает фонетика? (ответы учащихся).  Сейчас команды будут выполнять   задание, в котором  нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения - 3 минуты. За каждое слово по 1 баллу.

Задание для всех команд:

  • определите, сколько букв и звуков в каждом слове: честность, мягкий, вьюга, съёмка, боец. (честность (9б, 7зв), мягкий (7б, 7зв), вьюга (5б, 5зв), съемка(6б, 6зв),  боец (4б, 5зв).
  • запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [прут],  [лиса],  [сйэст] (прут, пруд; лиса, леса;  съест, съезд).

 (жюри  слушает и считает правильные ответы)

Задание №3 ЛЕКСИКА

 Учитель: Ребята, вам известно, что словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? (ответы учащихся)

Задание командам: попробуйте объяснить значение  устаревших слов и  определите их современное толкование. Время выполнения - 3 минуты. За каждое слово по 1 баллу.

  • Власы (волосы), чело (лоб), ланиты (щёки), вежды (веки),  уста (рот), очи (глаза), рамена (плечи),  выя (шея), десница (правая рука), шуйца (левая рука), перст (палец), длань (ладонь).

 Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Задание №4 ЛЕКСИКА

Учитель: В русском языке очень много иноязычных слов, но богатство  нашего языка проявляется в том, что  многие из заимствованных слов можно заменить  русскими синонимами. Сейчас и попытайтесь это выполнить.  Время на  выполнение - 3 минуты. За каждое слово по 1 баллу.

  • Слова для 1 команды: аргумент (доказательство), афиша (объявление), респект (уважение), финальный (заключительный), шеф (начальник);
  • Слова для 2 команды: антракт (перерыв), дизайн (узор), информативный (познавательный), рейтинг (оценка), шоу (представление)  
  • Слова для 3 командыактуальный (важный), диспут (спор), имидж (образ),   паркинг (стоянка), постер (плакат).

 (жюри   считает правильные ответы)

                                                             

Задание №5  МОРФЕМИКА

Учитель: Как называется  раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования? Часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно  выполнить морфемный анализ.  Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Время на  выполнение - 2 минуты. За каждое слово по 5 баллов.

 Задание для всех команд: Разберите по составу выделенные слова. 

 Пишите разборчивым почерком!  Вы пишете очень красиво.

 (жюри   считает правильные ответы)

Задание №6 ФРАЗЕОЛОГИЯ

Учитель: В языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это устойчивое сочеание слов, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи  является одним  из показателей сформированности  речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить,  как участники команд знают  значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи. Время на  выполнение - 3 минуты. За каждое слово по 2 балла.

 Задание для команд: Найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2 фразеологизмами придумайте предложения.

 Валится из рук, держать в руках, правая рука,  как рукой сняло, обе руки,  рука об руку, поднять руку, попасться под горячую руку, сломанная рука,  рукой подать, золотые руки, на руках носить, руки не доходят, взяться за руки,  руки чешутся.

(Ответы: Валится из рук, держать в руках, как рукой сняло, рука об руку, попасться под горячую руку, рукой подать, золотые руки, на руках носить, руки не доходят, руки чешутся).

 (жюри   считает правильные ответы)

Задание №7  ЛЕКСИКА

Учитель: Русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет  человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать  мысли образно, ярко, эмоционально.   Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда  покажет умение правильно подбирать, находить  как можно больше  эпитетов к слову. (за каждый правильно  подобранный эпитет 1 балл)

 Задание для  команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:

  • Слово для 1 команды:  день;
  • Слово для 2 команды:   настроение;
  • Слово для 3 команды: погода.

 (жюри   считает правильные ответы)

Задание №8

 Учитель:  Правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить   грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях. Время на  выполнение - 3 минуты. За каждое слово по 1 баллу.

  • Предложения  для 1 команды:  

а) Пётр I помиловал Гринёва. (Ф - Екатерина II)

б) Молодёжь в автобусе толкаются и шумят. (Г - толкается и шумит)

в) Он постоянно пополняет свой кругозор. (Р - расширяет)

  • Предложения для 2 команды:  

а) Человечество борются за мир. (Г - борется)

б) Храбрая мысль. (Р - смелая)

в) Автор рассказа «Телеграмма» Б. Васильев описывает последние дни Катерины Петровны. (Ф - К.Г. Паустовский)

  • Предложения для 3 команды:

                 а)  Девочка игралась  с плюшевым медведем. (Г - играла)                 

б) Дешёвые цены. (Р - низкие)                 

в) Михаил Васильевич Лермонтов  написал стихотворение «Бородино». (Ф - Юрьевич)

  (жюри   считает правильные ответы)

            

Задание №9

 Учитель: А теперь давайте устроим турнир для капитанов.  Капитаны вызываются к доске.    

        Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто  первым  правильно отвечает  на вопрос,  и  за каждый  верный ответ получает по 1 баллу.

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  •  Как называются словари, посвященные происхождению слов? (этимологические)
  • Определите значение слова десница (правая рука)
  • Что обозначает слово ВЕЩИЙ в  поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
  • На основе какой азбуки было создано русское письмо? (на основе кириллицы)
  • Какого рода слово КОФЕ? ( мужского)
  • С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (с глаголом)
  • Какие два личных местоимения мешают езде на дорогах? (ямы)
  • Что общего у дня и ночи? (ь)
  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (бежать со всех ног)

  (жюри   считает правильные ответы)

Задание №10

 Учитель: Последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3   аргумента в пользу того, почему важно изучать и  хорошо знать русский язык.

(выступление представителя от каждой команды)

  1. Итог занятия. Подсчет  жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....