конспект урока русского языка в 9 классе на тему"Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Баембитова Лидия Вафиевна

конспект урока русского языка в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_otkrytyy_urok.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные  предложения  

 с придаточными  обстоятельственными

Цели:

Обучающие: 

Закрепить знания о видах  сложноподчиненных  предложений с придаточными обстоятельственными , средствах связи  в них,  научить  грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: 

Учить определять  виды  придаточных  обстоятельственных  в СПП, обогащать речь обучающихся ,развивать языковое чутье, внимание , память, логическое мышление.

Воспитывающие: 

Воспитывать  любовь    к  природе  родного  края, бережное отношение к    родному языку и творчеству .

Оборудование:

1.Компьютер, проектор.                                          

 2.Презентация  “Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными

3.Раздаточный материал

Предварительная  подготовка:

1.Создание  презентации  к  уроку  в  программе  Power Point.

Тип урока:  обобщение и систематизация  знаний.

 

 ХОД УРОКА

                                                                 Чтоб злодеев побеждать,

                                                                    Мало просто много знать.

                                                             Надо быть активным

                                                                                 Смелым, добрым, сильным.

                                                      А еще желательно

                                                                  Делать все внимательно.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите на соседа и улыбнитесь ему.

2. Мотивация

-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вспомните, что такое эпиграф и каково его назначение. ( Эпиграф - изречение, цитата,  предпосланная произведению, характеризующая основную идею. С.И.Ожегов)  

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

 - Какая  идея содержится  в этих простых, незамысловатых строчках? (В   жизни нужны  и важны не только знания, но и душевные человеческие  качества)

- Из каких предложений состоит текст  эпиграфа? (СПП с придаточным цели, ПП)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Какую учебную задачу поставим на этот  урок?

- Правильно, сегодня   мы систематизируем и обобщим  знания на  тему “Сложноподчиненные  предложения  с  придаточными обстоятель-ственными”, закрепим умение различать виды придаточных, определять средства  связи в предложениях  этого  типа.  Но прежде повторим изученное.

- Итак, запишите число и УЗ. (Запись в тетрадях) 

II.  Постановка УЗ:  Сложноподчиненные  предложения  

 с придаточными  обстоятельственными 

III.  Решение УЗ:

1. - Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП с придаточным обстоятельственным)                                                                                 

 -  Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные? (Слайды 2-3)

               

(Слайд 4)

- Кратко охарактеризуйте каждый вид, аргументируя примером.

-Какой вывод можно сделать? ( придаточные  обстоятельственные можно различать по вопросам, союзам и союзным словам)

- Молодцы, теорию вы знаете неплохо.

2. Анализ предложений. (Слайд 5-6)

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный  материал и умеете ли находить  и классифицировать придаточные части.   Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске,  выходя поочередно,  и в тетрадях.

  1. Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются.(условия) 
  2. Писать  безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. (Придаточное определительное)
  3. К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают (Придаточное изъяснительное)
  4. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  5. Нет  города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  6. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.(сравнит)
  7. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.(причины)
  8. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (времени)
  9. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.(цели) 
  10. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. (уступки)
  11. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.(следствия) 
  12.  Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт (места).
  13.  Родину нужно любить так сильно, что даже мысли б не возникло ее  предать.(образа действия)

-  Молодцы! Почти все справились на  «отлично».

  - Как  мы  будем  различать  придаточные обстоятельственные? ( По вопросам,  союзам  и союзным  словам) (Слайд 7-8)

IV. Рефлексия.

1.- Проверим,  как  вы  поняли тему  при  помощи распределительно – цифрового  диктанта.

1.Взаимопроверка . Распределительно - цифровой  диктант.

Задание:  прослушать  предложения  и  записать  в  2 столбика  номера  предложений:

в 1-й столбик СПП с придаточными  обстоятельственными,

во 2-й – другие виды предложений.

  1. Если  жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.                                                                 (С придаточным условным)
  2. Дети чувствуют, кто их любит ( с придаточным изъяснительным)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предложение.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.  (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предложение.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)                                                                              

Ключ:   (Слайд 9) 

СПП с придаточным                                Другие виды предложений.

 обстоятельственным              

                1, 3, 5, 7, 9                                               2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера других видов предложений.

-Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы! Теперь поднимите руки те, кто сделал 1-2 ошибки. Вам предстоит восполнить пробелы в знаниях. Я рада за вас и надеюсь, что вы так же хорошо справитесь с заданиями ОГЭ

- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

2. (Слайд 10) Физкультминутка   - А сейчас посмотрите  в окно. Какое настроение вызывает у вас эта погода? Не хотите попасть в лето? Исполняю ваше желание, смотрим на экран, голову не поворачиваем, двигаются только глаза.

3. Работа с текстом Ф. Ахмеровой   (Слайд 11)

Ода «Вольность» А.С.Пушкина в Башкирии.

       Еще задолго до поездки Пушкина на Урал в передовом либеральном дворянском обществе его знали как поэта с опальным мировоззрением, и он был особенно популярен среди читающей и мыслящей России.

      Особенно свободолюбивый характер носила его ода «Вольность», которая тайно распространялась из рук в руки в многочисленных списках. Она нашла отклик даже в глухих дворянских имениях Башкирии. До1828 года помещик Охлебинин, который жил в сорока верстах от Уфы вверх по реке Белой, ни в чем предосудительном властями не замечался. Общество было удивлено, когда он внезапно оказался под следствием по секретному делу. Помещик был обвинен в том, что он не только хранил, но и распространял оду «Вольность».

 Еще один наш земляк Василий Яковлевич Чубов, сын стерлитамакского помещика, был арестован по личному указанию Николая I, потому что был замечен в распространении запрещенных стихов и эпиграмм А.С. Пушкина. Чтобы изолировать общество от дурного влияния Зубова, его на время следствия заключили в московский сумасшедший дом, потому что царская цензура приняла пушкинскую «Вольность» за стихи, написанные самим Зубовым. По приговору суда Зубов был сослан на Кавказ в действующую армию. В следственном деле Зубова нет сведений о том, чем закончилось его наказание. И если он не сложил голову в какой-нибудь стычке на Кавказе, то вполне мог вернуться через положенные двадцать пять лет к могилам отца и матери.

Так Николай I, на совести которого была гибель Пушкина, Лермонтова и декабристов, расправлялся с теми, кто служил идеям свободы, равенства и братства народов России.                                         (По Ф. Ахмеровой)

V. Групповая работа(Слайд 12)

Составить небольшой текст со  СПП с придаточными обстоятельственными  (Весна. Книги. Хобби. Профессия. Семья. Школа) 

 VI. - Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных . Подобное задание мы выполняли при подготовке к ОГЭ, в задании 12. (Предл. Из варианта 3)  

VII. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали  о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

VIII.  Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению СПП ещё не один урок и убедимся, что СПП может содержать несколько придаточных

 IХ.  Выставление оценок..

Х.  Домашнее  задание:  п. 12, стр. 67-68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой  нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений  с придаточными обстоятельственными разных типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...