конспект урока русского языка в 9 классе на тему"Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
Цели:
Обучающие:
Закрепить знания о видах сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными , средствах связи в них, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающие:
Учить определять виды придаточных обстоятельственных в СПП, обогащать речь обучающихся ,развивать языковое чутье, внимание , память, логическое мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к родному языку и творчеству .
Оборудование:
1.Компьютер, проектор.
2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
3.Раздаточный материал
Предварительная подготовка:
1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно.
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите на соседа и улыбнитесь ему.
2. Мотивация
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вспомните, что такое эпиграф и каково его назначение. ( Эпиграф - изречение, цитата, предпосланная произведению, характеризующая основную идею. С.И.Ожегов)
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Какая идея содержится в этих простых, незамысловатых строчках? (В жизни нужны и важны не только знания, но и душевные человеческие качества)
- Из каких предложений состоит текст эпиграфа? (СПП с придаточным цели, ПП)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
- Какую учебную задачу поставим на этот урок?
- Правильно, сегодня мы систематизируем и обобщим знания на тему “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятель-ственными”, закрепим умение различать виды придаточных, определять средства связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.
- Итак, запишите число и УЗ. (Запись в тетрадях)
II. Постановка УЗ: Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
III. Решение УЗ:
1. - Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП с придаточным обстоятельственным)
- Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные? (Слайды 2-3)
(Слайд 4)
- Кратко охарактеризуйте каждый вид, аргументируя примером.
-Какой вывод можно сделать? ( придаточные обстоятельственные можно различать по вопросам, союзам и союзным словам)
- Молодцы, теорию вы знаете неплохо.
2. Анализ предложений. (Слайд 5-6)
- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал и умеете ли находить и классифицировать придаточные части. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.
- Если поэт живет в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются.(условия)
- Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. (Придаточное определительное)
- К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают (Придаточное изъяснительное)
- Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
- Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
- Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.(сравнит)
- Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.(причины)
- Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (времени)
- Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.(цели)
- Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. (уступки)
- Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.(следствия)
- Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт (места).
- Родину нужно любить так сильно, что даже мысли б не возникло ее предать.(образа действия)
- Молодцы! Почти все справились на «отлично».
- Как мы будем различать придаточные обстоятельственные? ( По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 7-8)
IV. Рефлексия.
1.- Проверим, как вы поняли тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.
1.Взаимопроверка . Распределительно - цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
во 2-й – другие виды предложений.
- Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
- Дети чувствуют, кто их любит ( с придаточным изъяснительным)
- Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
- Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предложение.)
- Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы. (С придаточным цели)
- Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
- Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
- Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предложение.)
- Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
- Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)
Ключ: (Слайд 9)
СПП с придаточным Другие виды предложений.
обстоятельственным
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера других видов предложений.
-Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Молодцы! Теперь поднимите руки те, кто сделал 1-2 ошибки. Вам предстоит восполнить пробелы в знаниях. Я рада за вас и надеюсь, что вы так же хорошо справитесь с заданиями ОГЭ
- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
2. (Слайд 10) Физкультминутка - А сейчас посмотрите в окно. Какое настроение вызывает у вас эта погода? Не хотите попасть в лето? Исполняю ваше желание, смотрим на экран, голову не поворачиваем, двигаются только глаза.
3. Работа с текстом Ф. Ахмеровой (Слайд 11)
Ода «Вольность» А.С.Пушкина в Башкирии.
Еще задолго до поездки Пушкина на Урал в передовом либеральном дворянском обществе его знали как поэта с опальным мировоззрением, и он был особенно популярен среди читающей и мыслящей России.
Особенно свободолюбивый характер носила его ода «Вольность», которая тайно распространялась из рук в руки в многочисленных списках. Она нашла отклик даже в глухих дворянских имениях Башкирии. До1828 года помещик Охлебинин, который жил в сорока верстах от Уфы вверх по реке Белой, ни в чем предосудительном властями не замечался. Общество было удивлено, когда он внезапно оказался под следствием по секретному делу. Помещик был обвинен в том, что он не только хранил, но и распространял оду «Вольность».
Еще один наш земляк Василий Яковлевич Чубов, сын стерлитамакского помещика, был арестован по личному указанию Николая I, потому что был замечен в распространении запрещенных стихов и эпиграмм А.С. Пушкина. Чтобы изолировать общество от дурного влияния Зубова, его на время следствия заключили в московский сумасшедший дом, потому что царская цензура приняла пушкинскую «Вольность» за стихи, написанные самим Зубовым. По приговору суда Зубов был сослан на Кавказ в действующую армию. В следственном деле Зубова нет сведений о том, чем закончилось его наказание. И если он не сложил голову в какой-нибудь стычке на Кавказе, то вполне мог вернуться через положенные двадцать пять лет к могилам отца и матери.
Так Николай I, на совести которого была гибель Пушкина, Лермонтова и декабристов, расправлялся с теми, кто служил идеям свободы, равенства и братства народов России. (По Ф. Ахмеровой)
V. Групповая работа(Слайд 12)
Составить небольшой текст со СПП с придаточными обстоятельственными (Весна. Книги. Хобби. Профессия. Семья. Школа)
VI. - Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных . Подобное задание мы выполняли при подготовке к ОГЭ, в задании 12. (Предл. Из варианта 3)
VII. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
VIII. Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению СПП ещё не один урок и убедимся, что СПП может содержать несколько придаточных
IХ. Выставление оценок..
Х. Домашнее задание: п. 12, стр. 67-68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...