Доклад на ММО "Базовые компетенции обучающихся и ВПР как форма проверки их сформированности"
статья по русскому языку (7 класс)
Выступление на методическом объединении учителей филологического цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые компетенции обучающихся и ВПР как форма проверки их сформированности
Доклад на ММО подготовила Фазлова Н.И.
Компетентностный подход в образовании строится вокруг формирования у учащегося определённых компетенций. Это становится основной целью и результатом обучения. Проявляется этот подход и в особой организации образовательного процесса, и в выборе содержания, форм, методов и средств обучения.
Компетенции учащихся по ФГОС — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга.
Формула компетентности имеет следующие составляющие:
- Умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний);
- Способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода);
- Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).
Таким образом, структурными компонентами компетентности являются знания, навыки и способности, готовность их применять, понимание их ценности и наличие положительного опыта применения, стереотипы поведения (проявление убеждений, ценностей и реакции на окружающий мир), а также осознанно использованные физические и ментальные ресурсы (усилия).
Формирование компетенций учащихся осуществляется не в виде действий педагога, а через результаты деятельности учеников. Реализация компетентностного подхода подразумевает формирование ключевых компетенций учащихся по ФГОС. Овладение комплексом знаний и умений как целевое направление подхода изменяет систему методов обучения. Их подбор и конструирование осуществляется на структуре определенных компетенций и выполняемых ими функций. Также формируемые компетенции учащихся по ФГОС реализуются не только в ходе учебной, но и внеклассной деятельности на разных уровнях.
Перечень ключевых компетенций из ФГОС составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование.
В основе универсальных учебных действий лежит информационная, коммуникативная и образовательная компетенции учеников, однако к ключевым компетенциям относят и другие аспекты. Ключевые компетенции учащихся:
Социальная : способность сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей, по невербальным признакам и вербальному поведению определять состояние живых существ и людей; реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности, поддерживая принципы демократии и толерантности; эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, коммуницировать, владея различными формами игровой деятельности; следовать правилам установленной деятельности, воплощать творческие замыслы, соблюдая технику безопасности и выработанные в классе правила жизни.
Образовательная: способность контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров; эффективно сотрудничать, договариваться с членами малой группы, учитывать мнение всех ее участников; сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности; выполнять задания по установленному алгоритму; задавать или инициировать «умные» вопросы к сверстникам или взрослым; давать исчерпывающий ответ на вопрос учителя, вести аргументированный диалог со сверстниками; различать известное и неизвестной в ситуации, созданной педагогом, осознавать недостаток знаний для успешного выполнения действия; планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.
Компетенция самоопределения: способность понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем, принимать себя, выходить из сложных ситуаций, связанных с межличностными отношениями.
Познавательная: способность находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания, чтобы на основании этого осознавать потребность в дальнейшем обучении.
Коммуникативная – одна из ключевых компетенций учащихся заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила и художественные тексты, грамотно писать тексты различного объема и типа, применяя соответствующие языковые и средства выразительности.
Информационная : способность выполнять самостоятельное наблюдение, находить информацию в сообщении и тексте; формулировать поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или недостаточность информации, выбирая способы ее получения; определять главную мысль текста, незнакомые слова и понятия, пересказывать новый текст, описывать объект наблюдения, составлять устный текст по плану; использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.
Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта, поэтому система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ученик находился в ситуациях, которые будут способствовать его формированию, используя активные формы обучения, позволяя достичь желаемого результата.
ВПР как раз и проверяют сформированность базовых компетенций обучающихся. В 7 классах работы учащихся показали, что 3-4 человека не владеют материалом, не умеют применять знания при решении лингвистических задач. Основная масса семиклассников успешно справились с проверочной работой и подтвердили свои оценки. Они владеют навыками разборов различных типов, умеют работать с текстом, понимают ее тему и идею. Самое большое количество баллов потеряли по невнимательности. Находят предложение, где нужно поставить запятые, но забывают про объяснение, переходят сразу к следующему заданию. Умеют формулировать свои мысли и составляют текст на заданную тему. ВПР подтвердили, что как ребенок работал, трудился в течение года, так и написал работу, такой результат и показал. Эта работа доказала мысль о том, что формирование компетенций учащихся осуществляется через результаты деятельности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438005-1397648282.jpg)
Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся
Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....
Диагностическое задание по математике на проверку уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 9 классов
Задание содержит 8 упражнений на определение умения выполнять определенные познавательные УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020002-1520784473.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированости общих компетенций обучающихся по общественным дисциплинам
Программа разработана в помощь преподавателямобщеобразовательных дисциплин, ее основными задачами являются:диагностика сформированности общих компетенций обучающихся,разработка диагностического инстру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1177454-1571492345.jpg)
Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".
Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-1338663-1624522335.jpg)
"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"
Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361261-1636285706.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся
Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций (ОК) обучающихся...