Доклад на ММО "Базовые компетенции обучающихся и ВПР как форма проверки их сформированности"
статья по русскому языку (7 класс)

Фазлова Наиля Исмаиловна

Выступление на методическом объединении учителей филологического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на ММО21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Базовые компетенции обучающихся и ВПР как форма проверки их сформированности

Доклад на ММО подготовила Фазлова Н.И.

Компетентностный подход в образовании строится вокруг формирования у учащегося определённых компетенций. Это становится основной целью и результатом обучения. Проявляется этот подход и в особой организации образовательного процесса, и в выборе содержания, форм, методов и средств обучения.

Компетенции учащихся по ФГОС — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга.

Формула компетентности имеет следующие составляющие:

  1. Умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний);
  2. Способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода);
  3. Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).

Таким образом, структурными компонентами компетентности являются знания, навыки и способности, готовность их применять, понимание их ценности и наличие положительного опыта применения, стереотипы поведения (проявление убеждений, ценностей и реакции на окружающий мир), а также осознанно использованные физические и ментальные ресурсы (усилия).

Формирование компетенций учащихся осуществляется не в виде действий педагога, а через результаты деятельности учеников. Реализация компетентностного подхода подразумевает формирование ключевых компетенций учащихся по ФГОС. Овладение комплексом знаний и умений как целевое направление подхода изменяет систему методов обучения. Их подбор и конструирование осуществляется на структуре определенных компетенций и выполняемых ими функций. Также формируемые компетенции учащихся по ФГОС реализуются не только в ходе учебной, но и внеклассной деятельности на разных уровнях.

Перечень ключевых компетенций из ФГОС составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование.

В основе универсальных учебных действий лежит информационная, коммуникативная и образовательная компетенции учеников, однако к ключевым компетенциям относят и другие аспекты. Ключевые компетенции учащихся:

Социальная : способность сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей, по невербальным признакам и вербальному поведению определять состояние живых существ и людей; реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности, поддерживая принципы демократии и толерантности; эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, коммуницировать, владея различными формами игровой деятельности; следовать правилам установленной деятельности, воплощать творческие замыслы, соблюдая технику безопасности и выработанные в классе правила жизни.

Образовательная: способность контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров; эффективно сотрудничать, договариваться с членами малой группы, учитывать мнение всех ее участников; сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности; выполнять задания по установленному алгоритму; задавать или инициировать «умные» вопросы к сверстникам или взрослым; давать исчерпывающий ответ на вопрос учителя, вести аргументированный диалог со сверстниками; различать известное и неизвестной в ситуации, созданной педагогом, осознавать недостаток знаний для успешного выполнения действия; планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.

Компетенция самоопределения: способность понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем, принимать себя, выходить из сложных ситуаций, связанных с межличностными отношениями.

Познавательная: способность находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания, чтобы на основании этого осознавать потребность в дальнейшем обучении.

Коммуникативная – одна из ключевых компетенций учащихся заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила и художественные тексты, грамотно писать тексты различного объема и типа, применяя соответствующие языковые и средства выразительности.

Информационная : способность выполнять самостоятельное наблюдение, находить информацию в сообщении и тексте; формулировать поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или недостаточность информации, выбирая способы ее получения; определять главную мысль текста, незнакомые слова и понятия, пересказывать новый текст, описывать объект наблюдения, составлять устный текст по плану; использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.

Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта, поэтому система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ученик находился в ситуациях, которые будут способствовать его формированию, используя активные формы обучения, позволяя достичь желаемого результата.

ВПР как раз и проверяют сформированность  базовых компетенций обучающихся. В 7 классах работы учащихся показали, что 3-4 человека не владеют материалом, не умеют применять знания при решении лингвистических задач. Основная масса семиклассников успешно справились с проверочной работой и подтвердили свои оценки. Они владеют навыками разборов различных типов, умеют работать с текстом, понимают ее тему и идею. Самое большое количество баллов потеряли по невнимательности. Находят предложение, где нужно поставить запятые, но забывают про объяснение, переходят сразу к следующему заданию. Умеют формулировать свои мысли и составляют текст на заданную тему.  ВПР подтвердили, что как ребенок работал, трудился в течение года, так и написал работу, такой результат и показал. Эта работа  доказала мысль о том, что формирование компетенций учащихся осуществляется  через результаты деятельности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся

Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....

Диагностическое задание по математике на проверку уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 9 классов

Задание содержит 8 упражнений на определение умения выполнять определенные познавательные УУД....

Программа мониторинга уровня сформированости общих компетенций обучающихся по общественным дисциплинам

Программа разработана в помощь преподавателямобщеобразовательных дисциплин, ее основными задачами являются:диагностика сформированности общих компетенций обучающихся,разработка диагностического инстру...

Статья "Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на основе активных форм работы на уроках математики".

Статья основана на личном опыте работы. Готовилась для проведение методического семинара городского уровня. Содержит виды работы с детьми, спомощью которых можно развивать коммуникативные компетенции....

"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"

Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся

Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций (ОК) обучающихся...