Конспект урока по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Муравьева Анна Алексеевна
 Урок по ФГОС на тему «Причастие как часть речи» в 7 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение отличать причастие от других частей речи;
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie.docx7.78 КБ

Предварительный просмотр:

Причастие как часть речи 7 класс

Цели:дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и глаголом,

Развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: умения определять причастия и отличить их от прилагательных и глагола

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала.

.

а) Слово учителя

На доске два словосочетания: маленький мяч – летящий мяч. Есть в них что-то общее? Какое из слов обозначает постоянный признак предмета, а какое – признак, проявляющийся во времени? Речь сегодня пойдет об этой новой части речи – причастие

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей    речи – глагола и прилагательного.

Сделаем записи в тетради: (слайд 3)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.

- Что же позаимствовало причастие у прилагательного?

  • Во-первых, вопрос. Причастия отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Во-вторых, причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
  • В-третьих, причастия, как и прилагательные, бывают полными и краткими.
  • В-четвёртых, полные причастия подчёркиваются волнистой линией, а значит, в предложении являются определениями.

- А что позаимствовало причастие у глагола?

  • Во-первых, время. Но в отличие от глагола причастие имеет не три времени, а только два: настоящее и прошедшее.
  • Во-вторых, вид. Причастия, как и глаголы, бывают двух видов: совершенного и несовершенного.
  • И, в-третьих, краткие причастия подчеркиваются двумя чертами, а значит, как и большинство глаголов, в предложении являются сказуемыми.

- Давайте теперь все вместе попробуем образовать причастия.

Комментированное письмо (слайд 4) (Двое работают у доски, затем работы проверяются и оцениваются одноклассниками.)

  • Мальчик, который читает, ...
  • Листья, которые опали,...
  • Птицы, которые поют,...
  • Рабочий, который устал,...
  • Колосья, которые созрели,...
  • Малыш, который играет, ...
  • Девочка, которая рисует,...

Аппарат, который работает,...

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы       

Прилагательное

Причастие

1. От какой части речи образуются?

От имени существительного

От глагола

2. На какие вопросы отвечают?     

Какой?  Каков?        

Какой?  Каков?                          Что делающий?                           Что сделавший?

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

5. Какие формы могут иметь?

Полная, краткая

Полная, краткая

6. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который +глагол»

7. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

Отсутствие ответа на вопросы

4.Закрепление изученного материала.

А)Работа по учебнику

Упр.73-наблюдения, ответы на вопросы

Вывод: причастия изменяются так же , как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится

Упр.74-наблюдения, обсуждение

Вывод: причастие, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени

Б) Задание № 1

 Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

Задание № 2 Тест

.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

5. Подведение итогов урока

-Что общего между причастием и прилагательным, причастием и глаголом в чем разница между ними?

Д\з параграф 12.Упр 78



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...