Конспект урока по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie.docx | 7.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Причастие как часть речи 7 класс
Цели:дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и глаголом,
Развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: умения определять причастия и отличить их от прилагательных и глагола
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
.
а) Слово учителя
На доске два словосочетания: маленький мяч – летящий мяч. Есть в них что-то общее? Какое из слов обозначает постоянный признак предмета, а какое – признак, проявляющийся во времени? Речь сегодня пойдет об этой новой части речи – причастие
В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи – глагола и прилагательного.
Сделаем записи в тетради: (слайд 3)
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.
- Что же позаимствовало причастие у прилагательного?
- Во-первых, вопрос. Причастия отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Во-вторых, причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
- В-третьих, причастия, как и прилагательные, бывают полными и краткими.
- В-четвёртых, полные причастия подчёркиваются волнистой линией, а значит, в предложении являются определениями.
- А что позаимствовало причастие у глагола?
- Во-первых, время. Но в отличие от глагола причастие имеет не три времени, а только два: настоящее и прошедшее.
- Во-вторых, вид. Причастия, как и глаголы, бывают двух видов: совершенного и несовершенного.
- И, в-третьих, краткие причастия подчеркиваются двумя чертами, а значит, как и большинство глаголов, в предложении являются сказуемыми.
- Давайте теперь все вместе попробуем образовать причастия.
Комментированное письмо (слайд 4) (Двое работают у доски, затем работы проверяются и оцениваются одноклассниками.)
- Мальчик, который читает, ...
- Листья, которые опали,...
- Птицы, которые поют,...
- Рабочий, который устал,...
- Колосья, которые созрели,...
- Малыш, который играет, ...
- Девочка, которая рисует,...
Аппарат, который работает,...
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»
Вопросы | Прилагательное | Причастие |
1. От какой части речи образуются? | От имени существительного | От глагола |
2. На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный) | Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время) |
4. Как изменяются? | По родам, числам, падежам (склоняются) | По родам, числам, падежам (склоняются) |
5. Какие формы могут иметь? | Полная, краткая | Полная, краткая |
6. Чем можем заменить? | Синоним (иногда) | Сочетание «местоимение который +глагол» |
7. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | Определение, сказуемое |
8. Какую часть речи распространяют в предложении? | Существительное | Существительное |
Отсутствие ответа на вопросы | ||
4.Закрепление изученного материала.
А)Работа по учебнику
Упр.73-наблюдения, ответы на вопросы
Вывод: причастия изменяются так же , как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится
Упр.74-наблюдения, обсуждение
Вывод: причастие, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени
Б) Задание № 1
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
Задание № 2 Тест
.
1 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
5. Подведение итогов урока
-Что общего между причастием и прилагательным, причастием и глаголом в чем разница между ними?
Д\з параграф 12.Упр 78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....