Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Киналь Марианна Васильевна

Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx731.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Тема:  Имя прилагательное как часть речи.

Цель:  Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное  мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти;    развивающая технология – развитие  творчества.

Ход урока.

1.Организационный момент  

Учитель:

- Здравствуйте, садитесь! Давайте посмотрим друг на друга, увидим, сколько приятных людей нас окружает. Надеюсь, сегодняшний урок не только наполнит нас новыми знаниями, но и подарит приятное общение. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

2.Постановка цели (2мин)

Учитель:

- Прочитайте стихотворение Светланы Исса.

Тёмное, лунное, звёздное,

прохладное, зябкое, росное,

сонное... кофейное,

чудное - летнее...

Июльское, серединное,

сахарное, малиновое,

запашистое, ароматное,

баночное, стеклянное.

Последние "деревянные",

щавелевые, сметанные,

скудные, кефирные,

блинные, мундирные.

Летние, прошлогодние,

горькие, противные, помойные.

Кипяточные, перевернутые,

смазанные, обожжённые.

Лесные, грибные, походные,

длинные, недоходные,

мясорубочные, икорные...

Слипшиеся, тяжёлые... Сонные.

- Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок?

- Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «И сказало прилагательное: «Я слово привлекательное!»

Какова цель нашего сегодняшнего урока? (вспомнить определение  прилагательного, узнать новое о прилагательном,  научиться находить прилагательные в тексте, отличать прилагательные от других частей). Я думаю, что прилагательные  сегодня вас удивят.

2. Основная часть урока.

- Закончите стихотворение.

Будьте вы внимательными,

Познакомьтесь с прилагательными.

Котенок – маленький, пушистый,

Ручей – прохладный, серебристый,

Зима – красивая и снежная,

А мама – добрая и нежная.

Слова в рифмовке очень дружные,

Они приятные и нужные.

И среди них ты обязательно

Узнаешь быстро …. .

- Верно, это слово «прилагательные». Найдите в этом стихотворении прилагательные.

- Как вы поняли, что это прилагательные? (признак предмета)

– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины)

- Загадайте слово и опишите его прилагательными, а класс попытается отгадать это слово.

Например, «крепкий, ароматный, бодрящий, черный» (кофе). А почему черный, а не черное?(

(кофе – м. р.)

- Сегодня мы  создадим облако слов на тему  «Имя прилагательное».  Облако должно быть красивым, привлекать внимание  и содержать ключевые слова, связанные с именем прилагательным. Для этого нам надо повторить всё, что мы знаем об этой части речи.

Задание №2

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы они отвечают?

- Что еще, кроме рода, можно определить у прилагательного? (число и падеж)

  - А теперь мы выполним задание «Подари предмету признак»

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным, определить их род и число.

1 группа – тюль

2 группа – плацкарта

3 группа -  брокколи

4 группа - авокадо  

  - Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем  они сочетаются?

- Так для чего нужны имена прилагательные?  ( с их прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Игра «Найди лишнего».

- Вы должны хлопнуть в ладоши,   если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

 - А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться. Заодно подготовимся к устному собеседованию, которое будет в 9 класса. Это простой и эффективный приём работы для освоения типа речи описание. Перед вами однотипные картинки. Учение должен описать одну из картинок так, чтоб остальные поняли, о какой именно речь. Вам придётся научиться описывать детали и использовать много прилагательных.

https://sun1-25.userapi.com/impg/9nIadUz4HhZ0tqTLwwfr2gtWnrBWHcynoqYH3Q/9xrQz3EUqLA.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=abb43ea9329ab1272b7c1fac3064c671&type=album

https://sun1-88.userapi.com/impg/UKiQlDtcC4O378hpSzT8M8eMX-IpdB9FWqnWBA/rtCYFgMt-KM.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=753634e42dc1d3545352e44ea8599d86&type=album

https://sun1-28.userapi.com/impg/4uZxiqZ0qEtY__mhGTwMIziMLBfiEfs_MFaNHw/5U0Ycoc6XgU.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=c90423e422d895e6311841bbe39d8187&type=album

https://sun1-89.userapi.com/impg/DmDzxteDT5EQM_C2rtM1bUg6shxZ0E-XMJK-BA/5DpUOkkdL-w.jpg?size=1280x1280&quality=95&sign=aa7fa6b87827acf914b5478f4d26ed3f&type=album

   Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем  они сочетаются ?

- Осталось повторить синтаксическую роль прилагательных. Какова роль прилагательных в предложениях? Давайте запишем предложения и выделим грамматическую основу и второстепенные члены, посмотрим,  только ли определением может быть прилагательное?

Добр…       внуч…ка   помога…т   бабушке.

Наша    внуч…ка    добра.

    - Наиболее ярко употребляются прилагательные в текстах художественного стиля. И сейчас я предлагаю вам собрать такие тексты, которые рассыпались.

1. (…        )  утром приятно побродить по лесу, подышать (…       )воздухом.  

2.С (…      ) утра и до (…       )ночи слышится (…       )пение птиц.

1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Наступило  (…       )лето.

2. Только в (…      )лесу сквозь  (…      ) деревьев пробивались (…       ) лучи.

2 команда. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий,  солнечный.

1 (…     ) птичка сидела на верхушке (…         ) ели.

2. Сквозь (…            )облака неожиданно появились (…         ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый ,  голубой,  мрачный.

- Как вы думаете, получились бы у писателей такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.

3. Подведение итогов.

Составьте облако слов из ключевых понятий, которые прозвучали на уроке.

4. Рефлексия.

- Опишите тремя прилагательными ваши ощущения от сегодняшнего урока.

5. Домашнее задание.

- Напишите сочинение на тему «Мой друг», включив в него прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...