Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx | 731.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие творчества.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, садитесь! Давайте посмотрим друг на друга, увидим, сколько приятных людей нас окружает. Надеюсь, сегодняшний урок не только наполнит нас новыми знаниями, но и подарит приятное общение. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.
2.Постановка цели (2мин)
Учитель:
- Прочитайте стихотворение Светланы Исса.
Тёмное, лунное, звёздное,
прохладное, зябкое, росное,
сонное... кофейное,
чудное - летнее...
Июльское, серединное,
сахарное, малиновое,
запашистое, ароматное,
баночное, стеклянное.
Последние "деревянные",
щавелевые, сметанные,
скудные, кефирные,
блинные, мундирные.
Летние, прошлогодние,
горькие, противные, помойные.
Кипяточные, перевернутые,
смазанные, обожжённые.
Лесные, грибные, походные,
длинные, недоходные,
мясорубочные, икорные...
Слипшиеся, тяжёлые... Сонные.
- Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок?
- Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «И сказало прилагательное: «Я слово привлекательное!»
Какова цель нашего сегодняшнего урока? (вспомнить определение прилагательного, узнать новое о прилагательном, научиться находить прилагательные в тексте, отличать прилагательные от других частей). Я думаю, что прилагательные сегодня вас удивят.
2. Основная часть урока.
- Закончите стихотворение.
Будьте вы внимательными,
Познакомьтесь с прилагательными.
Котенок – маленький, пушистый,
Ручей – прохладный, серебристый,
Зима – красивая и снежная,
А мама – добрая и нежная.
Слова в рифмовке очень дружные,
Они приятные и нужные.
И среди них ты обязательно
Узнаешь быстро …. .
- Верно, это слово «прилагательные». Найдите в этом стихотворении прилагательные.
- Как вы поняли, что это прилагательные? (признак предмета)
– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины)
- Загадайте слово и опишите его прилагательными, а класс попытается отгадать это слово.
Например, «крепкий, ароматный, бодрящий, черный» (кофе). А почему черный, а не черное?(
(кофе – м. р.)
- Сегодня мы создадим облако слов на тему «Имя прилагательное». Облако должно быть красивым, привлекать внимание и содержать ключевые слова, связанные с именем прилагательным. Для этого нам надо повторить всё, что мы знаем об этой части речи.
Задание №2
-Что обозначают имена прилагательные?
-На какие вопросы они отвечают?
- Что еще, кроме рода, можно определить у прилагательного? (число и падеж)
- А теперь мы выполним задание «Подари предмету признак»
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным, определить их род и число.
1 группа – тюль
2 группа – плацкарта
3 группа - брокколи
4 группа - авокадо
- Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем они сочетаются?
- Так для чего нужны имена прилагательные? ( с их прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Найди лишнего».
- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
- А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться. Заодно подготовимся к устному собеседованию, которое будет в 9 класса. Это простой и эффективный приём работы для освоения типа речи описание. Перед вами однотипные картинки. Учение должен описать одну из картинок так, чтоб остальные поняли, о какой именно речь. Вам придётся научиться описывать детали и использовать много прилагательных.
Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем они сочетаются ?
- Осталось повторить синтаксическую роль прилагательных. Какова роль прилагательных в предложениях? Давайте запишем предложения и выделим грамматическую основу и второстепенные члены, посмотрим, только ли определением может быть прилагательное?
Добр… внуч…ка помога…т бабушке.
Наша внуч…ка добра.
- Наиболее ярко употребляются прилагательные в текстах художественного стиля. И сейчас я предлагаю вам собрать такие тексты, которые рассыпались.
1. (… ) утром приятно побродить по лесу, подышать (… )воздухом.
2.С (… ) утра и до (… )ночи слышится (… )пение птиц.
1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Наступило (… )лето.
2. Только в (… )лесу сквозь (… ) деревьев пробивались (… ) лучи.
2 команда. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.
1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.
2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.
3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.
- Как вы думаете, получились бы у писателей такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.
3. Подведение итогов.
Составьте облако слов из ключевых понятий, которые прозвучали на уроке.
4. Рефлексия.
- Опишите тремя прилагательными ваши ощущения от сегодняшнего урока.
5. Домашнее задание.
- Напишите сочинение на тему «Мой друг», включив в него прилагательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией
Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...